Сретение. Богоявление. Воздвижение. Вознесение

  • Автор обзора: Наталья Козынцева

Митрополит Вениамин (Федченков). Сретение. Богоявление. Воздвижение. Вознесение.
М.: Правило веры, 2015. - 528 с.


Радость Праздника каждый человек переживает по своему, но всё же если этот праздник общий для всех, то и людей объединяет дух празднуемого события! Но многие ли из нас захотят поделиться своими личными впечатлениями и настроением при праздновании того или иного события? Именно это мы находим в произведениях митрополита Вениамина (Федченкова), где Владыка излагает свои мысли о праздниках, рассказывает просто и без прикрас, доступно для всякого читающего их человека. Немало своих размышлений архипастырь посвятил теме двунадесятых праздников, теме праздничных богослужений Православной Церкви. Эти размышления составили несколько книг, публикацию которых осуществляет издательство Правило веры. И сегодня на нашей книжной полке одна из них.

***

1. Эта книга называется - «Сретение Господне. Святое Богоявление. Воздвижение Креста Господня. Вознесение Господне». Она, как и другие книги митрополита Вениамина, посвященные двунадесятым праздникам, имеет общие задачи написания и схожее построение повествования. Пастырская забота Владыки была в том, чтобы показать, что события двунадесятых праздников и Святой Пасхи являются ключевыми в Божием домостроительстве спасения человека. При этом в своем изложении, - опираясь на богослужебные тексты и творения святых отцов, - он вживается в действия участников происходящего: Богородицы, Предтечи, ангелов, апостолов и других, в их мысли и переживания, старается своим повествованием и читателя сделать соприсутствующим на совершающемся событии.

2. Судя по датам, эти записи велись в течение многих лет - с 1919 по 1956 год и отражают глубокие и точные размышления Владыки. Записывая свои мысли от предпразднства и до отдания праздника, Владыка отмечает, что в само время празднования совершившееся воспринимается по-особому: глубже и ярче. Автор вплетает в текст свои воспоминания, беседует с читателем живо, эмоционально, доверительно, и от этого сложное становится и понятным, и близким. Повествование он начинает, как правило, со «своих мыслей» о значении и смысле праздника, вспоминая при этом личные впечатления и настроения при праздновании в разные годы. Вот, например, как начинает митрополит Вениамин описание праздника Воздвижения Креста Господня, который мы празднуем сегодня.

3. «С детства и долго после этот праздник не вызывал во мне особых чувств и мыслей. Самое событие ― обретение Креста ― не представлялось важным в такой степени, как прочие события в жизни Господа. Поэтому Воздвижение как-то скользило по душе, не затрагивая её глубоко. «Был праздник…» И только… В детстве – «не учились» и были в церкви. Конечно, «на праздник» у дитяти всегда хорошо в душе…А после – опять учение… Точно он какой-то «промежуточный», вставленный праздник - между Рождеством [Богородицы] и Введением… Эти два - более радостные… За вторым уже виднеются святки, блаженный «роспуск» от учения…На всех стенах, досках, тетрадках, книгах детские руки без счету пишут это ласкающее слово «Роспуск»… И непременно с большой буквы… Учителя, глядя на это, очевидно, улыбаются.

4. А Воздвижение стояло среди начавшегося школьного подвига и пред тремя месяцами главной, дорождественской «страды»… Две «четверти» учения… Они почти определяют участь года…Уж после Рождества как-то идет к «концу»… Все перерывы: то масленица с говением на первой неделе; то страстная с Пасхой…А потом экзаменационное напряжение, до забвения всего в мире… И счастливые каникулы… А Воздвижение – в сентябре – в начале самого разгара работы, школьного подвига. И доселе это чувство не изменяется: «не радостный», не веселящий праздник, а подвижнический… И пост полагается в этот день. А если пост, то это уже не светлый праздник.

5. Точно будто бы так: вот человек работал на поле. А потом «по делу» идет мимо церкви…В рабочей одежде, запыленный. В храме служба…Рабочий зашел, - помолился усердно, но недолго…А потом тотчас же за свое дело, до поту, до усталости. В храме набрался немного силы…Поцеловал крест Христов…И опять взвалил свою тяжелую ношу путника жизни… И, не замечаемый никем (кроме Бога), двинулся дальше…А путь еще далекий…Радость лишь впереди…Пока же труд…А тут еще и дожди наступают. Грязь…Холод…Неприветливое осеннее облачное небо… А идти – необходимо. Передохнул немного на перепутье, - и дальше».

6. Так владыка Вениамин воспринимал этот праздник ранее, до описываемого им времени. Но в этом произведении, размышляя о празднике, признается, что впервые задумался о его значении. Вот он пишет: «Святая царица Елена нашла крест, на коем был распят Спаситель… А всего найдено было три. Чтобы узнать, какой из них принадлежит Господу, накладывали их на проносимого мертвеца, и от Господня креста он воскрес…Затем устроили торжественный чин поднятия (воздвижения) на высоту, чтобы все люди видели крест. И христиане, недавно лишь освобожденные от гонений, с восторгом и благодарностью падали на колени, тысячами уст взывая: «Господи, помилуй!» Такое событие, однако, было возведено в «двунадесятый» (в сущности – тринадцатый) праздник. Почему? Задумался я чуть ли не впервые в жизни… И ответил себе так: чествуем РАСПЯТОГО на кресте! Следовательно, это есть «праздник» ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ.

7. Как отмечает Владыка, «это – праздник ИСКУПЛЕНИЯ». До этого, говорит он, «искуплению еще не было особого праздника. Правда, вся страстная, а особенно пятница, посвящены страданиям Господа и Его искупительной жертве; но … там проходит все чрезмерно быстро – одно нагоняется другим; так что некогда вникать…А кроме всего, приближающаяся Пасха зальет скоро все своею «веселою благодатью»; и уже искупительная жертва забудется… А осень – другое: тихий, неспешащий, мелкий дождь…Медленно ползущие «скучные» серые сплошные облака…Земля тоже серая… Деревья – почти оголенные, омертвляющие. Жизнь точно умирает… Не видно радостного солнышка. Не поют веселые пташки: улетели они в теплые, светлые края. И воробушки даже присмирели.

8. Тихие дни… Здесь есть время углубиться в праздник: девять дней дано на это…Да и самое время заканчивания осенних работ на полях, - и начало самых серьезных работ в разных учреждениях помогает сосредоточению. Погода же не развлекает, а тоже «собирает»: холод осени не тянет «вон», а гонит «внутрь». И потому едва ли можно найти лучшее время для этого праздника, как именно это осеннее время, - трудовое и труженическое время. Сие время промыслительно, - говорит владыка Вениамин, и было приурочено к открытию и прославлению орудия искупления – креста животворящего».

***

Отдельная часть повествования книги посвящена рассмотрению богослужебных текстов, при этом митрополит Вениамин объясняет и подкрепляет каждую подробность события выписками из богослужебных песнопений. Наряду с этим он вслушивается в свои ощущения и обозначает «благодать праздника»: например, благодать Славы, торжества - на Преображение, жертвенная и победная благодать — на Вход Господень в Иерусалим, надземная благодать - на Вознесение и т.п. Завершают описание праздника дополнительные главы: выписки из Слов святых отцов на данный празд­ник; подробное описание иконы праздника, заметки о праздничном Евангелии и исторические справки. Общее обозрение всех праздников, по мнению издателей, постепенно создает у читателя полноту понимания Божиего домостроительства и потому делает его сознательным участником празднуемого события.

Телеканал "Союз"/У книжной полки