Слово из сердца: О монашестве и священстве

Автор: митрополит Афанасий (Николау) Все новинки

Страсти и борьба с ними

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Страсти и борьба с ними
  • Автор книги: святитель Феофан Затворник

М.: Даниловский благовестник, 2003. — 328 с.


29 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей святителя Феофана, затворника Вышенского. «Столп веры, истины глашатай и ревнитель, Возлюбленный отец, наставник и учитель», - так отзывался о нем старец Оптиной Пустыни - преподобный Варсонофий. Когда владыка Феофан почил, оптинский старец посвятил ему стихотворение, где в частности отметил его духовные сочинения: «Потомству он оставил в назиданье/ Свои творения — великие труды, / Ума бесстрастного высокие созданья / И дивных подвигов духовные плоды». Подтверждение слов прп. Варсонофия мы находим всегда, открывая книги, в которых опубликовано духовное литературное наследие святителя Феофана. В том числе книгу, которая представлена сегодня на нашей книжной полке.


1. Эта книга вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря под названием «Страсти и борьба с ними». Она содержит выдержки из творений и писем святителя Феофана Затворника. В результате работы, проделанной составителем игуменом Феофаном (Крюковым), перед читателем предстает настоящий справочник духовной жизни по святителю Феофану. Книга снабжена предметным указателем, благодаря которому читатель может сразу найти интересующий его вопрос. В предисловии книги автор пишет: «Христианство, предлагая нам образец великого совершенства, подает и все потребные к тому средства. Оно есть лествица, возводящая на небо, путь, ведущий в живот, врачевство, исцеляющее все немощи и несовершенства наши.

2. Эта лествица уже утверждена и многих возвела на небо, не перестраивать ее нужно, а восходить по ней. Этот путь уже испытан; он прост, виден для всех и верен. Я пришел к мысли, что было бы очень полезно составить сборник из разбросанных изречений и сказаний, куда бы все вошло. Сборник сей должен быть руководственною книгою. Почему надо расположить изречение и сказание по ходу жизни. Я еще не разуверился, чтобы план жизни, мною построенный и изобретенный в выпусках о пути спасения, был далек от действительности. Этот план я и желал положить в основу сборнику».

3. Как отмечает автор, в его книгах достаточно полно изображено все, что касается жизни христианской. «Другие писатели, - пишет он, - и лучше бы написали, но их занимали другие (вопросы) предметы, а не те, о которых познания ищем мы с вами. Из таких статей… надо бы сборник составить и иметь всегда под руками. Это был бы локомотив духовный. Изречения все преназидательны; но когда они расставлены, то представляются грудою песку. Сплотить их или сочетать, как цементом, планом каким, хорошо будет… Все станет на свое место. Мне и пришло на ум, что если б сделать экстракт и составить маленькую книжку, в которой все существенное было бы изложено ясно, как на ладонке, и так, чтоб шибко читать, то такая книжка была бы очень полезна».

4. В итоге книга, посвященная борьбе со страстями получилась, как мы видим, достаточно объемной. В первой части книги представлена общая схема и стратегия борьбы со страстями. Здесь говорится о том, что есть грех, и что есть страсть? Откуда страсти, и почему они незаметны? Где в нас находятся страсти, и какие? Как они развиваются? Почему необходима борьба со страстями? Искушения и их виды? Почему нам необходима благодатная помощь? Автор говорит об основных закономерностях брани, о правилах до начала брани, во время брани и по ее окончании. Завершают первую часть  ответы на недоуменные вопросы.

5. Итак, рассмотрим первый из вопросов: что есть грех, и что есть страсть? Говоря о том, что есть грех, автор пишет: «Грeшное дело есть преступление повелевающей или запрещающей заповеди Божией, или, как говорит Апостол: грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4.). Двe особенно черты тотчас отражаются в грехе от слов: преступление и заповедь. Там он есть злоупотребление свободы, здесь презрение закона. (2, с. 145.) Нельзя говорить, будто грех состоит в недостатках и несовершенствах наших сил, есть неминуемое следствие нашей ограниченности. Не всевeдущ и не всемогущ, потому и святым быть не может. Правда, наши силы ограниченны; но ведь и обязательства, на нас лежащие, не бесконечны, а в точности соответствуют нашей природе...

6. Равным образом неправда, будто грех есть следствие недальновидности ума, неблагоразумие: цель не ту назначил, средства не те выбрал. Все это бывает и в грехе; но грех собственно в развращении воли, по коему и знаем, что должно делать, но не делаем, потому что не хотим. В основании жe и самой глубине всего лежит сердце лукаво: недобросовестность, внутренний обман пред самим собою и Богом, Которого однако ж не отвергает. Грeх всегда есть самовольное уклонение от Бога и святого Его закона в угодность себе. Смертный грех, по словам автора, есть тот, который отнимает у человека нравственно христианскую жизнь его... Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, - всякий такой грех есть грех смертный».

7. Говоря о страсти, автор отмечает: «Греховное расположение, иначе греховная склонность, страсть - есть постоянное желание грешить известным образом, или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам. Так, например, рассеянность есть постоянное желание развлечений, или любовь к ним. Всякая страсть есть тяжкий и смертный грех, ибо отдаляет от Бога и погашает ревность к богоугодной жизни. Однако ж страсть тем злее и преступнее, чем злее и безнравственнее ее предмет, чем существеннейшие нарушаются ею обязанности и чем она застарелее. В грехе, говорит Св. Авва Дорофей, есть две стороны: — одну составляют греховные дела, а другую — греховная страсть. Страсть служит источником и причиною греховных дел, — а дела суть произведение и выражение страсти».

8. О том, какие основные страсти обладают душою человека, автор говорит во второй части книги. Здесь же он дает советы по их искоренению. Третья часть сборника посвящена науке из наук - Иисусовой молитве. Отмечая, что важнее молитвы ничего нет, автор отвечает на вопросы: Что есть молитва Иисусова? Почему эта молитва необходима всякому христианину? Место Иисусовой молитвы среди других молитв? Какое выбрать правило? Как творить Иисусову молитву кроме правила? Что делать, когда внимание отбегает? Говорит автор и об основных опасностях, которые сопутствуют этому благому занятию и об необходимости иметь руководителя. Завершая эту часть, автор отмечает, что кто получил непрестанную молитву, тот уже стоит в преддверии рая.

***

Как отмечает сам автор, в наиболее широком и глубоком смысле эта книга должна стать для читателя локомотивом духовным. С ее помощью каждый может найти ответ святителя Феофана по интересующей его проблеме, прибегнуть в том или ином конкретном случае к мудрому руководству опытного наставника. Как писал один из современников святителя, «только человек, сам перестрадавший многое, сам перегоревший в горниле духовного опыта, может заговорить с людьми о духовной жизни с такой всепобедной силой, возбуждающей духовную энергию и порождающей готовность на духовные подвиги». Хочется надеяться, что этот труд, предлагаемый вниманию читателя, поможет ему найти верные и точные ориентиры на пути спасения.

Телеканал "Союз"/У книжной полки