Субъективные заметки библиотекаря
- Автор обзора: Мария Мадьярова
Альманах «Тюмень – столица деревень». Кн. №1. Ред.-сост. Н.А. Балюк, А.Л. Вычугжанин.
Тобольск: Издательский отдел ТРОФБ «Возрождение Тобольска», 2023. - 536 с., ил.
Оговорюсь сразу, с видимой легкостью взялась я за написание отзыва на это уникальное издание, но после небольшого погружения в содержание поняла, что взялась за непосильное дело. Непосильное – потому что осмыслить феномен этого труда подвластно только целому научному коллективу.
Но все же, поделюсь некоторыми впечатлениями и эмоциями.
То, что мы видим перед собой, вызывает чувство восхищения, в первую очередь, замечательным оформлением томов, настолько оно захватывает, что содержание, как бы, отодвигается на второй план.
А я как раз и хотела говорить о содержании. Как всегда, книги, изданные фондом «Возрождение Тобольска», могут претендовать (и претендуют) на научные издания.
«Напутственное» и «Изначальное» - эти рубрики, характерные для альманаха «Тобольск и вся Сибирь», традиционно открывают содержательную часть издания. Не раз читатели замечательного альманаха оценили этот приём. Посудите сами, эти страницы содержат уникальные материалы, такие, как работы Николая Ядринцева «Колонизация Сибири и современные переселения» и Василия Ключевского «Колонизация страны как основной факт русской истории». Специалисты хорошо знают эти работы, однако, согласитесь, это очень удобно, когда они предваряют серьезный разговор о судьбах российской деревни. Известные историки высказывают свой взгляд на будущее Сибири, уповая на то, что колонизация напрямую связана с началом нового исторического периода. Чем же он характеризуется, кроме энергии действия и убеждения, при осуществлении которых, по Ключевскому, неизбежны борьба и жертвы?
К последнему приложился атаман Ермак (как же без упоминания этого имени?). И, естественно, в первом томе отведено значительное место его сибирскому походу и реликвиям, сопровождаемое репродукциями картин В.И. Сурикова и иллюстрациями материальных свидетельств тех исторических событий. Здесь информация и о знаменах и хоругвиях, иконах, саблях, панцирях и кольчугах со ссылкой на место их хранения.
В небольшом по объему «Историческом очерке сибирской истории в отношении основания города Тюмени с его подчиненными окрестностями» Фёдор Бузолин расставил свои акценты в оценке личности Ермака: как из преступника он превратился в человека, готового «жертвовать собой или оправдать перед Российским престолом своего гения». По его версии, после смерти Ермака Сибирь осталась «сиротою», и тут нужно отдать должное воеводам Василию Сукину и Ивану Мяснову и письменному голове Чулкову, которые основали г. Тюмень. Очень ценная информация для тех, кто еще не знает историю «столицы деревень».
А как вам вывод, который делает автор очерка, написанного в 1852 году, об изменениях, прошедших со времен основания Тюмени: «…прежде отважный вогулец, зимою на легких лыжах, с луком и стрелою, преследовал быстрого зверя и суровый татарин с искусственным силком стерег оплошности серебристого соболя, там ныне русский крестьянин с обычной беззаботностью и с веселою песнею готовит запасные костры дров или по зыбям непроходимых прежде болот с беспечной вольностью сбирает в заметы сено»? Меня позабавило!
Итак, перед нами две квинтэссенции происходящих событий: 1)неизбежны борьба и жертвы; 2) русский крестьянин с обычной беззаботностью и с веселою песнею…А вам какая ближе? Замечу, что они не исключают друг друга.
Много интересных (может и спорных?) мыслей содержит материал Анатолия Омельчука «Первая пашня Сибири». В свойственной ему манере (читать очень интересно!) автор публикации размышляет о том, что «на исходе XVI века землепашество считалось высокопрофессиональным занятием, а не простым обиходным делом, в каком каждый мог считать себя профессионалом». Задавшись целью установить (найти) первое поле Сибири, Анатолий Омельчук, опираясь на источники, приходит к выводу, что «Метелева – самая старая русская деревня Тюменской области, по существу же, и всей Сибири». Может, в авторе превалирует чувство гордости за свою любимую и родную тюменскую землю, но очень хочется с ним согласиться.
Довольно обширный материал в томе посвящен татарам. Авторы Иван Андронников, Николай Томилов и Александр Вычугжанин очень подробно описывают черты из быта инородцев, развитие поселений тоболо-иртышских татар, а также наличие мечетей в татарских деревнях. Мой муж Мадьяров Анвар Ахметович родился в г. Таре, жил в Тобольске, в начале 1960-х годов переехал в Ханты-Мансийск. При знакомстве на вопрос о национальности все время уточнял, что он сибирский татарин. Имел очень колоритную внешность, скорее походил на жителя Поднебесной. По сему, мне было интересно прочитать о бытовом устройстве татар Тарского Прииртышья. Правда, уточнить, чем оно отличалось от поселений Тоболо-Иртышских татар, при беглом просмотре пока не удалось. Вернусь к этому позже. Заинтересовала меня и реплика о том, «что немало татар выбрало православие без какого-либо принуждения».
Помещена в томе статистика, опубликованная в издании «Тобольская губерния. Список населенных мест по сведениям 1868-1869 годов (Санкт-Петербург, 1871). Раритет находится только в редких фондах библиотек и в архивах, так что познакомиться с ним было проблематично. Думаю, лишним здесь предположение автора публикации о том, что «информация эта наверняка будет интересна и краеведам». Конечно, интересна!
Одна публикация интересней другой, не знаю, чему отдать предпочтение. Поселки Каскара, Верхние Аремзяны, речки Бабарынка и Тюменка, деревни Гусельникова и Кулакова, которая вошла в историю благими делами Николая Мартемьяновича Чукмалдина. Свято-Никольский храм, школа, парк и пруд и сегодня являются главными достопримечательностями села Кулакова и его гордостью, сохраняя память о своем знаменитом земляке.
Продолжаю буквально только упоминать (перечислять) деревни и другие достопримечательности: Тобольский тракт (кто же его не знает!), но вот связанные с ним междоусобицы, споры и необъявленная война известны не всем, все это можно увидеть в материале Владимира Калининского «Тобольский тракт. Дорожная война». Он же поведал нам о селе Червишево и деревне Шешукова. И далее: сёла Онохино, Войновка, Кугаевского (в настоящий момент д. Кугаева). Мне, уроженке Тамбовской области, немного не привычны такие названия. Впрочем, некоторых из упомянутых деревень, уже нет на карте Тюменской области. Подтверждением этого служит очерк «Деревня, у которой не было будущего» Татьяны и Николая Топорковых. И горький вывод: но деревня была! «С деревянными избами, огородами, выпасами, школой-семилеткой, кузней и мельницей, сплавконторой, пекарней, клубом и даже американским трактором «Фордзон» - наградой за рекордные урожаи овса».
Добрались мы до Юрт Ембаевских. Довелось мне эдак года 3-4 тому назад побывать на празднике села. Впечатлений – масса. Село Ембаево считалось центром мусульманского просвещения в Сибири. Школа медресе готовила священнослужителей для мечетей. Библиотека имела около двух тысяч печатных и рукописных священных книг. Книги находятся в Тюменском краеведческом музее. Некоторые из них были представлены на выставке, подержать их в руках можно было на сельском празднике.
В разделе «Подорожник» очень интересные материалы о деревнях Зырянка, Чёрная речка, Насекина, сёлах Успенка, Каменка, Перевалово…Подборка авторская – представлена Александром Иваненко. Сразу видно, человек он неравнодушный, по крупицам воссоздал облик этих поселений.
В аннотации к тому читаем: «Первоначальный замысел издания – показать историю деревень Тюменского района (уезда) – в ходе работы над книгой развернулся на географию всей России». Таким образом, в первый том вошла работа югорчанина Владимира Струся «…Дали сию скаску…». Это отрывок из краеведческого повествования «Летопись села Зенково и окрестных деревень». Представляет он собой реконструкцию событий, построенную на основе архивного документа. В занимательной, игровой форме автор рассказывает о переписи душ родного (Самаровского) яма, которую осуществлял «молодой подканцелярист, переписчик Самаровской управительной канцелярии, двадцатичетырёхлетний ямщик Петр Иванов сын Пестряков».
Еще один материал, посвященный деревне Добрино Ханты-Мансийского района, Лидии Михайловны Завьяловой «Добрино – от слова «добрый»… (правда, помещён он в третьем томе, но, думаю, здесь будет уместнее упомянуть и его). Судьба у поселка оказалась совсем не доброй. Образованный спецпереселенцами в трагические годы нашей истории, он не должен был включаться в списки населённых пунктов и наноситься на картографические документы. Этим и было предрешено его будущее…
Совершенно уникальная рубрика – «Семейный альбом». Если раньше разговор шёл об исторических событиях, истории деревень..., то теперь мы погружаемся в судьбы людей, живых участников и свидетелей тех или иных событий, в их родословные. В этих рассказах есть что-то общее, характерное для большинства крестьянских жителе: одежда, бытовые принадлежности, условия для жизни, характеры, аресты, описание и конфискация имущества, нищета, голод и т.д. Но все же, у каждой судьбы свои особенности. Люди сильные, трудолюбивые раз за разом преодолевали превратности судьбы, вновь становились на ноги, восстанавливали хозяйство. И таких - большинство. Знакомство с ними настолько затягивает, что невозможно оторваться от чтения. Вот, к примеру, судьба купца Вяткина Матвея Антоновича. Или семейная история купцов Колмаковых, их духовное и материальное наследие исследовала Вера Литовченко. Кстати, деревянный дом А.В. Колмакова, восстановленный по чертежам, находится в г. Тюмени, по адресу: ул. 25-го Октября, 25 (в томе помещена его фотография). Здесь же фотографии и других зданий, принадлежавших семейству. Эти люди не только выстояли, но и занимались благотворительностью. Примеры благотворительности поражают своими масштабами. Надеюсь, земляки в Тюмени, Заводоуковске, Ялуторовске, Омске знают и помнят их наследие.
Назову ещё одно имя: купеческий клан Ядрышниковых. Интересно, знают ли жители города Тюмени, что чудесные архитектурные сооружения по ул. Республики, 17 и Челюскинцев, 8, это и есть в прямом смысле (как пишет Сергей Туров) заметный их след в истории города.
Неожиданным было для меня, что «историю деревни и города в личностях», можно раскрыть через Парфёновское кладбище. Почитайте об этом в материале Олега Старкова и Оксаны Усмановой.
А зарисовки Михаила Захарова проникают в душу и даже слезу выжимают!
Всё, кажется, я заканчиваю знакомить вас с содержание первого тома. Осталась только одна рубрика - «Сибирский изборник». И сразу же, огромная удача - «Топографическое описание Тобольского наместничества», которое сделал Александр Радищев, следуя в Илимскую ссылку. Чуть больше полугода (1790-1791 гг.) оставался он в Тобольске, вел дневник, записывал в нём свои наблюдения и впечатления. Автор публикации пишет: «Радищев написал труд, в котором проявил тонкую наблюдательность и глубокое понимание многих явлений сибирской жизни». Теперь и у нас есть возможность познакомиться с этой его работой. Думаю, для многих, как и для меня, это было неожиданностью.
Завершают том интереснейшие материалы Филиппа Зобнина и Петра Городцова о праздниках и обрядах, о пище (даже с рецептами приготовления), старинной посуде, одежде, обуви и о многом другом. Например, Западно-Сибирское сказание о мамонте, записанное П. Городцовым, или «Опыт обзора крестьянских промыслов» Николая Скалозубова, публиковавшийся в 1895 году в Тобольске, что, естественно делало его недоступным.
О многих, не менее интересных материалах, мне пришлось умолчать. Но, надеюсь, мне удалось передать дух издания, его колорит, уникальность, которая заключается в подходе к подборке материалов. Чаще всего, это малодоступные и поэтому малоизвестные труды, архивные документы, воспоминания, результаты исследовательской работы, художественные очерки.
О том, что тома этого издания хорошо и к месту иллюстрированы художником И. Лукьяновым, я уже говорила. Остается, еще раз подтвердить свой восторг и трепет перед его создателями. Видимо, без устоявшихся штампов мне не обойтись, поэтому рискуя быть банальной, говорю, что это уникальный, оригинальный, познавательный, со знанием дела и вкуса оформленный и изданный очередной шедевр, настоящий образец современного книжного искусства.
Спасибо редакционному совету и его вдохновителю, неутомимому и любознательному Аркадию Елфимову!
РНЛ