Суд над Иисусом Христом

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд
  • Автор книги: архимандрит Иов (Гумеров)

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2024. — 272 с.


Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 13 нисана (по еврейскому календарю) в Иерусалиме в царствование императора Тиберия. Начался он ночью и завершился ранним утром. В мировой истории, полной неисчислимых уголовных разбирательств и процессов, этот суд уникален: был осужден на казнь вочеловечившийся Бог, Иисус Христос. По мнению архимандрита Иова (Гумерова), даже при самом тщательном и детальном анализе с юридической точки зрения, понять происшедшее невозможно, ограничившись событиями той ночи и того утра. Поэтому свое исследование изучаемых событий отец Иов начинает с богословских оценок и духовно-нравственных наблюдений. Это исследование вошло в книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд». По словам издателей, это исследование архимандрита Иова (Гумерова) было впервые опубликовано отдельной книгой в 2002 году в издательстве Сретенского монастыря. В настоящее время автор подготовил уже четвертое, исправленное и дополненное издание книги, почти вдвое превышающее по объему издание 2002 года. В нем на основании евангельских текстов, трудов отцов Церкви и церковных историков рассказывается о судопроизводстве времен Иисуса Христа, подробно и доступно описывается судебный процесс над Спасителем мира, анализируются судебные ошибки и произвол, допущенные в ходе разбирательства.

2. Автор – насельник Сретенского монастыря, кандидат богословия – пишет не только о суде над Иисусом Христом, но и о событиях, предшествовавших суду, о всех гонениях и притеснениях, что Сын Божий претерпел от людей за время своей недолгой земной жизни, а также о том, что случилось после суда – о распятии, смерти и Воскресении. Архимандрит Иов восстанавливает хронологию событий того, самого страшного в истории человечества дня, когда люди осудили на смерть и убили вочеловечившегося Бога. Рассказывает автор и о тех исторических лицах, которые управляли израильской землей в дни земной жизни Иисуса Христа.

3. Например, о Понтии Пилате отец Иов пишет, что он «был пятым прокуратором. Власти его подчинялись Иудея и Самария. Вовлеченный духовно слепыми вождями иудейского народа в борьбу с ненавидимым ими Проповедником, именно он, как римский судья, произнес последнее слово, определившее Узнику мучительную смерть». Однако, как отмечает автор, «хотя окончательный приговор вынес Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были и члены иерусалимского синедриона». Возглавляли синедрион первосвященники, которые в рассматриваемое время ставились из саддукеев. Одним из представителей высшей иудейской иерархии являлся первосвященник Каиафа.

4. По словам автора, он был «самым активным, самым деятельным лицом событий, закончившихся преданием смерти Спасителя мира. Как и все участники тех великих событий, первосвященник, несомненно, был орудием Божественного Промысла. Но тяжелая личная вина за совершенное преступление при этом остается. Он хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря Каиафа, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Его». Отец Иов пишет: «Поражает в этих словах мера юридического произвола. Поставленный верховным вождем богоизбранного народа, чтобы хранить великое наследие св. пророка Моисея, Каиафа при решении участи человека (в отношении его жизни и смерти) руководствуется не законом, а политическими опасениями, значимыми только для закоренелого саддукея, а не хранителя отеческих традиций. Как ни скупы сведения о Каиафе в источниках, образ его проступает достаточно определенно: перед нами расчетливый человек, в мыслях и действиях которого политик полностью заслоняет архиерея».

5. Другим действующим лицом, сыгравшем одну из главных ролей в предании на смерть Спасителя, был отставной архиерей Анна. О нем автор пишет следующее. «С Анны начался суд над Иисусом Христом. Действие это было незаконным. Оно представляло юридическое нарушение: будучи в отставке, он не имел первосвященнических прав и потому не мог судить. Как один из главных виновников совершившегося преступления над Мессией, он не испытывал угрызений совести». А позднее – «участвовал в суде над святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом».

6. «Как опасны, - восклицает автор, в человеке гордость и убеждение в своей мнимой правоте! Они приводят человека к нравственному окаменению. Иноплеменник язычник Пилат, далекий от строгих моральных правил, порочный Иуда, предавший Учителя, испытали укоры совести, а знаток закона Моисея, высший представитель иерархии, два десятилетия регулярно приносивший жертвы за свои грехи и грехи всего общества, и после крестной смерти Иисуса продолжал преследовать истину». Охарактеризовав представителей синедриона, автор возвращается к личности Понтия Пилата и более подробно говорит о фактах беззакония наместника, чтобы лучше понять поведение римского судьи во время суда над Спасителем. Своими поступками Пилат не только стал ненавистен иудеям, но и сделал непрочным свое положение.

7. Таким образом, заключает автор, всякая страсть, всякий порок делают человека не только внутренне несвободным, но и внешне уязвимым. Он легко становится пленником обстоятельств или людей. Так случилось и с Понтием Пилатом. Те, кто были ему подвластны, в решающий момент обрели над ним власть. В следующей главе автор рассматривает древнееврейское право, и здесь он отмечает следующее: «Нам предстоит подробно рассматривать все, что происходило во время суда над Иисусом Христом. Почему дело кончилось смертным приговором, хотя римское право не предусматривало никакого наказания человеку, который назвал бы себя Сыном Божиим?»

8. Чтобы решить этот вопрос, - говорит отец Иов, - одного лишь юридического взгляда на события той ночи и раннего утра, когда был предан смерти вочеловечившийся Бог, недостаточно. Нужен богословский взгляд, необходимо духовно-нравственное видение событий. По словам автора, «суд над Иисусом Христом, если рассмотреть его с богословской точки зрения, вводит нас в центральную проблему учения о человеческом грехе, обнажает его природу. Всякий творящий зло, живущий во грехе (как целый народ, так и отдельный человек), распинает Христа». Касается ли это каждого из нас? Ответить на этот вопрос читателям поможет эта книга.

***

По словам издателей, книга «Суд над Иисусом Христом» будет интересна широкому кругу читателей: всем, кто хочет узнать больше о последнем дне земной жизни Спасителя, тем, кому интересны юридические тонкости судебного процесса над Сыном Божиим, а также всем, кому нравятся книги архимандрита Иова (Гумерова), интересно и доступно объясняющие Священное Писание. Автор, строго следуя святоотеческому пониманию Слова Божия, активно использует данные современной библейской науки. А соединение им богословского и юридического подхода дает возможность полнее освятить некоторые стороны важной темы, изложенной в этой книге.

Телеканал "Союз"/У книжной полки