Суворов

  • Автор обзора: Рыбакова Светлана
  • Книга: Твой есмь аз. Суворов
  • Автор книги: Жукова Мария

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016. - 160 с.


«…Истинной славы не стоит домогаться: она – следствие той жертвы, которую приносишь ради общественного блага…». Этим словам великого Суворова можно полностью доверять, они – опыт его жизни и славы.

На прилавках книжных магазинов православной литературы книга малого формата с простой обложкой, неоднократно переиздававшаяся. Как говорится, мал золотник, да дорог, потому что она стала радостным событием для всех, кто любит наше дорогое Отечество и его историю. Дочь великого русского полководца Мария Георгиевна Жукова написала историческую, серьезную и одновременно увлекательную книгу, достойную ее легендарного героя, «Твой есмь аз. Суворов».

На белой обложке с детства знакомый портрет. Александр Васильевич Суворов – граф Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Священной Римской империи, генералиссимус российских морских и сухопутных войск, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов.

С его именем сразу вспоминаются громкие военные триумфы русских. У Рымника победа над турками была необычайной. Доселе непобедимый великий визирь, наголову разбивший австрийцев, был повержен, бросил свою армию и вышел в отставку. Суворов за эту победу получил графское достоинство с наименованием Рымникский, и слава его разнеслась по всей Европе.

Штурм Измаила – торжество русского военного искусства. Когда его участники днем после победы увидели, куда взбирались ночью, то сами себе не поверили. А Суворов признался, что на такой штурм можно «пускаться только раз в жизни».

Итальянская кампания с ее невероятным переходом через Альпы. Этот путь русских через годы швейцарцы вспоминали как чудо. До наших дней среди альпийских пастухов существует легенда о чудесном старике, проведшем войска там, где летали только орлы да бегали горные козы.

Все это о Суворове мы изучали в школе на уроках истории, читали в книгах, видели в кино, не задаваясь вопросом о первопричинах гениальности полководца, не проигравшего ни одного сражения.

Большая часть писателей тогда да и сейчас многие его успехи приписывали или слепому случаю, или результатам честолюбия, или счастью, на что сам фельдмаршал любил говаривать: «Сегодня счастье, завтра счастье, помилуй, братец, надо сколько-нибудь и ума».

Однако здесь нужно отдать должное автору книги «Твой есмь аз. Суворов». Благодаря Марии Георгиевне мы не только узнали о Суворове много нового и воскресили в благодарной памяти светлый образ героя русской нации, но нам открылась и первооснова этой чудесной жизни – христианская вера. Суворов был непоколебим в своем уповании на Бога и считал, что всякая победа есть дар от Него.

Читаем книгу и как будто новыми глазами смотрим на великого полководца: нам открывается тайна его сокровенного человека. Думается, что это достойное историческое произведение обратит на себя внимание читателей.

Ярко, образно, с необычайной простотой и наглядностью писательница соединила одну за другой страницы неповторимой подвижнической жизни. Прекрасный документальный материал подается просто, сердечно и четко, можно сказать, в темпоритме самого главного героя. Это настоящий фейерверк событий, рассыпающийся яркими звездами в продолжение всего повествования. Читатель не успевает опомниться, передохнуть, оторваться хоть на мгновение и прочитывает его на одном дыхании. Стиль изложения соответствует русскому классическому: каждое слово на своем месте, одухотворено высшим смыслом, глубоко и выразительно, мысль доносится ясно и лаконично. Что, к сожалению, не всегда встретишь у иных литераторов, когда вдруг споткнешься на странном сочетании виртуозности фразы и отсутствии смысла.

Прочитав книгу, понимаешь причину невеликого числа героев в наши оскудевшие на честь и благородство времена. Хотя их рождают обстоятельства, возможно, если всколыхнется жизнь Отечества, то они вновь явят себя миру.

Если человек ставит перед собой великие задачи, например, с любовью, а не корысти и честолюбия ради служить Родине и ревностно сражаться за ее славу, то его душа, ум и совесть возвышаются до уровня жертвенного служения соотечественникам. «Доброе имя, – писал Суворов, – есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто послушное порывам скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинные и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд». Видимо, поэтому Провидение определило ему быть героем. В безграничной вере Александра Васильевича, его милосердии и простоте таилась огромная сила.

Военная жизнь, начатая с долговременного служения в нижних чинах, связала Суворова с солдатами. Он относился к солдатам как отец к детям, а они, в свою очередь, обожали Александра Васильевича и понимали с полуслова, с одного взгляда или жеста.

Ходить Суворов любил в солдатской куртке или изодранной шинели, которую окружающие называли «родительской», в своих потребностях был чрезвычайно скромен, порицая роскошь и твердо веря: военному не нужно много имущества, оно отнимает у него мужество.

Долгое время он отказывался от монарших щедрот, жалованных деревень и отошел от этого правила только ради детей. Современный ему историк писал: «Сего героя ничем подкупить не можно».

Спал он на сене, укрывался простыней, а в холод – плащом. Вставал до зари, обливался ледяной водой и весь день занимался, обучал солдат, писал наставления.

В жизни был непомерно скромен. Однажды Государыня императрица устроила фельдмаршалу Суворову торжественную встречу, на которую тот в сильный мороз приехал в одном мундире. Узнав об этом, Екатерина II подарила ему шубу. Но Суворов брал ее только, когда ехал во дворец, и надевал лишь выходя из кареты. К слову, во дворце он не приживался никогда и имел недругов и завистников. Хотя сама Государыня, как радушная хозяйка, всегда старалась ему угодить.

Милосердие Александра Васильевича было необыкновенно, особенно если учесть, что ему выпал жребий быть полководцем, человеком, проливающим кровь. Нередко бывал он крупным тайным благотворителем, причем об этом не знали даже самые близкие люди. Только после смерти Александра Васильевича открылось, что перед Пасхой он посылал в петербургские городские тюрьмы по несколько тысяч рублей на выкуп неимущих должников.

Во время войны Суворов учил солдат и офицеров относиться человеколюбиво к мирному населению. Мародерство пресекал вплоть до прогона сквозь строй.

С пленными фельдмаршал обходился милостиво: для Суворова враг был до тех пор враг, пока он не сложил оружие. Пленных приказывал хорошо кормить и перевязывать им раны, чем «вдыхал в них столько доверенности, сколько страху прежде оной».

При штурме Варшавы, после которого население польской столицы было признательно Суворову за спасение города от разрушения, было взято в плен 10 тысяч человек, из которых 6 тысяч вскоре были распущены по домам.

Здесь уместно вспомнить, что английская и французская печать того времени описывала Суворова как неслыханный образец варварства и жестокости, но исторические сопоставления говорят только о великой гуманности русского полководца. В 1799 году французские войска овладели турецкой крепостью Яффа в Палестине, и три тысячи пленных янычар были расстреляны по приказу генерала Наполеона Бонапарта. В том же 1799 году британские войска в Индии штурмом овладели княжеской столицей Серингапатамом. Более 30 тысяч защитников города были истреблены. В 1809 году, после длительной осады, французские войска взяли испанский город Сарагосу. 30 тысяч мирных жителей и 20 тысяч гарнизона были уничтожены.

«Грех напрасно убивать», – учил Суворов в солдатском катехизисе своих «детушек». Думается, поэтому Бог всегда даровал ему победу.

Еще один важный аспект книги: автор показывает, как тяжко, сколькими трудами, потом и кровью давались Александру Васильевичу его великие триумфы. Просто так они не даются.

В сражениях Суворов всегда был впереди, это придавало солдатам уверенности в победе, и, даже если получал ранения, – оставался в строю до победного конца.

А многие из нашего поколения русских людей измалодушествовали, потеряли веру в себя, в непременную победу над всеми выпадшими на наш век трудностями. Слова «отступление», «отход» были запрещены Суворовым к употреблению в войсках – и они всегда побеждали по любимой поговоркой командира: «Русак не рак, задом ходить не умеет».

Александр Васильевич не жалел слов для поддержания в своем войске духа чести и мужества и часто повторял: «Братцы! Вы богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы русские!» Его девизы: «русские не сдаются», «русские не отступают», «отступления не будет» – стали для воинов непреложными истинами. «Патриотизм его, – пишет Мария Георгиевна, – был горячий, живой. Он был родным сыном России, сердце его билось русской кровью и в соответствии с сердцем бился разум».

Никогда доселе не было в России, чтобы ее народ отторгался от собственных национальных корней. А причина этому заболеванию одна – безверие. В горячей вере скрывается тайна победителя Суворова. Наши предки всегда говорили: «Кто Бога боится, тот неприятеля не боится». Все одержанные в прежние времена победы сопровождались подъемом религиозного чувства воинов. Суворов, как никто, сознавал это: «Безверное войско учить – что перегорелое железо точить». Молитвой он подготавливал войска к битве и одерживал блистательные победы. Верой проникнуты все его приказы: «Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!»

В суворовских «капральских беседах» приводятся молитвы, обязательные для каждого воина: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», «Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!» И пояснялось: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» Значение этого наказа особенно выявилось в итальянскую кампанию, где на семьдесят пять убитых врагов приходился один убитый русский солдат. «Короток взмах сабли, короток и штык, и врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному…»

Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Это упование на Создателя и было источником его гениальности как полководца. Иногда в решительные моменты битвы его посещали озарения свыше. Так, при Требли, когда уже никакая тактика не помогала, Суворов пал ниц на землю и несколько минут молился Богу, потом быстро дал приказание – и русские победили!

Каждую победу и удачу великий полководец приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где богослужение по случаю победы отличалось особенной торжественностью. По убитым воинам в присутствии Суворова и всех офицеров служились панихиды, после которых он говорил короткое слово в память павших.

Он жил своей верой, она была необходима его душе, как дыхание телу. В книге «Дух великого Суворова», изданной в 1808 году, написано: «Суворов весьма набожен, соблюдает с величайшей искренностью все обряды и смотрит, чтобы это было так и в его армии». Это глубокое чувство и свой крест истинный христианин Александр донес до конца. Перед смертью, после исповеди и причастия Святых Христовых Таин, старый полководец сказал: «Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души – у Престола Всевышнего». Где, думается, сейчас и находится эта великая душа и молится за Россию, ради которой она столько трудилась в своей земной жизни.

На надгробной плите, согласно завещанию, написано: «Здесь лежит Суворов». И этим все сказано для русского человека.

Прошли годы, столетия, а Россия помнит своего героя, о чем свидетельствует появление этой книги. Мария Георгиевна вновь зажгла для потомков удивительный светильник духовного и человеческого подвига нашего национального героя и поставила его высоко светить всем русским людям. Этот литературный труд никого не оставит равнодушным, особенно детей. Ведь им предстоит стать героями и воскресить былую славу и мощь нашего Отечества.

Сайт Сретенского монастыря