Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

Свет Христов просвещает всех

  • Автор обзора: Николай Дегтерев, «Православное книжное обозрение»

321s.jpg

В журнале «Православное книжное обозрение» опубликована рецензия на книгу священника Георгия Максимова «Мой путь к Богу».



ОБ АВТОРЕ КНИГИ

Священник Георгий Максимов (род. 2 апреля 1979, Москва) — богослов, религиовед, прозаик и публицист, миссионер, автор более 30 книг и брошюр, а также около 200 статей. Многократно ездил в командировки в разные части света с миссионерскими целями. Руководил Школой Православного Миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви после гибели ее основателя иерея Даниила Сысоева. Руководитель сектора апологетической миссии Синодального миссионерского отдела. Ответственный за миссионерскую и катехизаторскую работу Северного викариатства г. Москвы. Будучи мирянином, писал прозу в жанре, который сам определял как «православная фантастика».

***

51v.jpgВ последнее время все чаще на полках православных книжных магазинов можно увидеть книги, в которых слово предоставляется... простым людям. Они не писатели, не богословы, не проповедники. Они просто люди, чей религиозный опыт настолько заинтересовал тех, кто пишет книги, что эти писатели решили донести его до своих читателей. Книга, о которой идет речь далее — «Мой путь к Богу» — это стенограммы (естественно, литературно отредактированные) одноименной телепрограммы, которая выходит на телеканале «СПАС». В этой программе ее ведущий встречается с людьми, которые пришли к Православию часто очень непростым путем. Из таких разговоров отца Георгия и родилась данная книга. Кстати говоря, на обложке значится «Том 1». Значит, будут и другие тома. И это замечательно.

Замечательно потому, что как раз такие рассказы людей, чей жизненный путь кардинально изменился вследствие выбора христианской веры, как воздух нужны современному человеку. Я и по себе, и по другим очень хорошо знаю эту проблему: издана масса литературы, храмы — в шаговой доступности, не хватает только одного — примера. Примера людей, которых бы вера действительно сильно изменила. И вот в этой книге мы как раз и находим такие примеры.

Автор-составитель этой книги, отец Георгий Максимов, православным людям хорошо известен. Священник, миссионер, кандидат богословия, церковный писатель и публицист. В особенности, конечно, — миссионер. Ибо его деятельность всегда направлена на проповедь слова Божия людям. Да, и конечно, — ведущий передачи «Мой путь к Богу».

Огромная заслуга автора (и книги, и передачи) в том, что он... почти незаметен! Мы привыкли к тому, что автор обычно словно глядит на нас из книги, и что про автора из книг мы узнаем не меньше, чем о том, что он хотел сказать. В данном случае — все наоборот. Отец Георгий — как бы ухо для тех людей, которые рассказывают свои удивительные истории. Он — ухо телезрителей (и теперь уже — читателей). Его позиция видна, видна его вовлеченность в разговор, но — и только. Он прекрасно понимает, что в каждой главе главный — его собеседник.

139697-2.jpg

О чем же повествует эта книга? О том, как люди, принадлежащие другим верам, вдруг открывают для себя Православие. Иногда не вдруг, а постепенно, но иногда — именно вдруг, подчас даже чудесным образом.

А приходят они в Православие из совершенно разных вер. Тут и католики, и протестанты, и мусульмане, и буддисты, и иудаисты, и различного рода сектанты — иеговисты, кришнаиты, муниты, адвентисты и так далее. В книге есть даже разговор с одной бывшей колдуньей, женщиной, реально практиковавшей черную магию. Также в «разные веры» попал и атеизм.

Не нужно думать, что «гости» книги — какие-то недалекие люди, не сумевшие в свое время распознать «не ту» веру. Более того, все, абсолютно все герои книги — люди ищущие, приложившие огромные усилия для поиска истинной веры. Да и образовательный ценз некоторых из них очень высок — есть кандидаты наук. «Как же так? — может подумать читатель. — Как же они умудрились вляпаться в какие-то странные религиозные истории?» На самом деле вопрос этот не глупый и не праздный. Но вина тут не людей, а времени, в котором эти люди жили.

Красной нитью через все рассказы проходит одна мысль — религиозные поиски героев книги в основном шли в 90-е годы; и вот как раз в это время в Россию хлынуло множество самой разнообразной религиозной литературы, да и всяческих «гуру». В таком многоцветном карнавале «духовных истин» нетрудно было заблудиться.

Каждому собеседнику отец Георгий задает несколько стандартных вопросов. Четыре, наиболее часто встречающиеся: 1. Как Вы пришли к той вере (секте, конфессии и так далее)? 2. Почему в ней разочаровались? 3. Что Вас привлекло в Православии по сравнению с «той» верой, что дало Вам Православие? 4. Как на Ваш переход в Православие отреагировали родные и друзья?

139697-4.jpg

На самом деле вопросов больше, но эти четыре есть всегда. Ответы на них — самые разнообразные, и за каждым из ответов стоит реальная человеческая судьба. На самом деле читать книгу — и светло, и страшно одновременно. Светло — потому что человек наконец-то обрел истинного Бога. Страшно — потому что пути, по которым эта истинная вера «обреталась», — сложны и подчас трагичны. Но в любом случае эта книга — кладовая настоящего человеческого опыта.

Нет смысла в качестве примера пересказывать какую-то одну историю. Все они интересны, ярки, по-своему характерны и поучительны. Но в результате чтения книги у меня сформировалось определенное представление о том, почему человек может уйти «не туда» (почему человек приходит к Истине — не сложилось, но только потому, что, действительно, неисповедимы пути Господни).

Некоторые принадлежали к другой религии просто по рождению. Им, кстати, было, кажется, всего сложнее говорить своим близким и родным об их «уходе»: человек фактически порывает со своей традицией, родом, нацией. Но и им на этом пути Господь помогал (и, конечно, их родным). Некоторые ушли «не туда», потому что в местности, где они жили, просто не было православного храма или священника. У некоторых (90-е годы, еще только-только рухнул Советский Союз) еще сильно было недоверие к Церкви. Они искали Бога, но — вне Церкви. Разве можно их за это осудить? А некоторые, как бы это ни показалось странным, попали в секту «случайно» (и как раз из-за доверия Церкви, но незнания конфессионального «расклада» начала 90-х): «…когда ко мне подошли на улице и сказали: “Мы бы хотели Вас пригласить для изучения Священного Писания”, — я у них спросил: “Вы кто?” Они ответили: “Христиане”. И я подумал: “Раз христиане, значит, православные”. Пошел».

А один молодой человек рассказал, что на его тягу к мистицизму (и уходу в итоге в секту) повлиял… шедший в 90-е годы по телевизору сериал «Горец» (если кто помнит — про бессмертного Дункана МакЛауда). Казалось бы — обычный, довольно попсовый фильм — приводит человека к духовным вопросам. Вот уж действительно — «нам не дано предугадать».

А получили люди от Православия очень многое. Каждый отмечает что-то свое, особенное (недаром манна небесная во время странствий евреев по пустыни имела тот вкус, который человек хотел «получить»). Для людей, вышедших из жестких этнических рамок, это — вселенскость Церкви, не ограничивающаяся одним народом. Для людей, которые ищут «корни», — как раз верность традициям. Для интеллектуалов — мощную и непротиворечивую интеллектуальную систему. И так далее. Но для всех — глубину и любовь. Это действительно отмечают все.

На самом деле тем, затронутых в книге, чрезвычайно много: тут и харизматичность и обманные стратегии сектантов, и теория эволюции, и рок-музыка, и перевод Священного Писания на другие языки, и межнациональные взаимоотношения, и даже наркотики. Ведь судьбы у героев книги — чрезвычайно разнообразные.

Мне хотелось бы напоследок обратить внимание на два момента. Первое. Очень часто на страницах книги попадается имя отца Даниила Сысоева. Кто-то был знаком с ним лично, кому-то помогли его книги и аудиозаписи, кто-то учился в его миссионерской школе. Возможно, это просто совпадение, так как автор — близкий друг отца Даниила — приглашал на передачи людей, лично ему знакомых и поэтому как-то связанных и с отцом Даниилом. В любом случае, столь теплые упоминания о замечательном невинооубиенном миссионере о многом говорят.

И второй момент. Далеко не столь радостный. Некоторые из героев говорили, что в первый раз придя в православный храм (иногда после того, как с огромным трудом им удалось уйти из сект), они были встречены там весьма недружелюбно теми самыми (так и просится на язык «пресловутыми») бабушками, в том числе и за свечными ящиками. Представьте ситуацию — человек 15 лет был в секте, ушел оттуда, все потерял, жизнь его перевернулась, он ищет опоры в Православии, заходит в храм — а оттуда его выгоняют. Хорошо еще, что герои книги — люди весьма упорные, их этим не смутишь. Но ведь они — только малая часть людей, переживших подобное. Кто знает, а сколько людей больше не вернулись. «Любите друг друга», — как говорил святой апостол Иоанн Богослов вслед за своим (нашим) Учителем.

Думаю, что книга будет чрезвычайно полезна и интересна любому человеку. В том числе и тому, кто еще находится на пути религиозного поиска и еще ничего не выбрал.


НИКОЛАЙ ДЕГТЕРЕВ, журнал «Православное книжное обозрение»

МОЙ ПУТЬ К БОГУ

Том 1: Пришедшиеиз других вер

Священник Георгий Максимов.

М.: Православное миссионерское общество им. прп. Симеона Кожеозерского,

2017. — 288 с.

ИС Р16-614-0523

Теги: