Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Свет Преображения

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Вечное сокровище: свет Преображения
  • Автор книги: митрополит Владимир (Иким)

М.: Сибирская Благозвонница, 2014. – 976 с.


Священное Писание, дарованное Церкви Богом через пророков и апостолов - это вечное сокровище, которое Церковь не только бережно хранит, изучает, толкует, но главное - живет им. И в частности, жизнь Библии в Церкви, как живого слова Божия, происходит за богослужением, где ежедневно утром за Литургией, а в особые и праздничные дни и на вечернем богослужении читаются отрывки из Нового Завета. К церковной проповеди призван всякий священник, и в особенности епископ. И традиционно, издревле, многие церковные проповедники посвящали свои труды толкованию Евангельского или Апостольского чтения или, по крайней мере, уделяли ему важное место в своем слове. Этой традиции следует и митрополит Владимир (Иким), книгу которого мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Публикация цикла богослужебных экзегетических проповедей митрополита Владимира под названием - «Вечное сокровище» осуществляется издательством «Сибирская Благозвонница». Данный том назван «Свет Преображения» потому, что богослужебный период, толкуемый в книге, проходит под знаком двунадесятого церковного праздника Преображения Господня и в целом Божественное Откровение Писания и учения Церкви являет миру этот духовный Свет. Книга содержит 112 кратких богослужебных слов на каждодневное литургическое Апостольское и Евангельское чтение в течение восьми недель по Пятидесятнице, произнесенных архипастырем в разные годы.

2.  В этих проповедях святоотеческая экзегеза совмещается с современной духовно-нравственной проблематикой, преломляясь через личный многолетний монашеский и архипастырский опыт автора - опыт совершения богослужений, молитвы, богомыслия и чтения Писания и святых отцов Церкви. По словам издателей, эти толкования носят в основном нравственно-мировоззренческий характер и актуальны для нашего времени. В выборе языка митрополит Владимир выдержал принцип золотой середины, «царского пути» к читателям - он избежал крайностей: с одной стороны, чрезмерной злободневности и стремления говорить с нынешним миром только на его языке, а с другой — преподания библейских истин христианства отвлеченно, во всей их полноте, научно-богословски, невзирая на способность восприятия современной аудитории.

3. К тому же, - отмечают издатели, - для ясности понимания разбираемых вопросов автор, цитируя Священное Писание, использует не церковнославянский язык, на котором оно читается в храме за богослужением, но Синодальный перевод. Также следуя принципу «царского пути», митрополит Владимир искусно использует и фрагменты святоотеческих толкований тех или иных разбираемых мест Священного Писания. Цитируя многовековую святоотеческую мудрость уместно, он не засыпает читателя обилием цитат, но дает место и собственной мысли в виде духовного рассуждения, и место для мысли самого читателя. Наиболее часто упоминаемыми и цитируемыми отцами Церкви в данном томе являются преп. Ефрем Сирин, святители: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов и другие.

4. По словам издателей, митрополит Владимир не только проясняет трудные места библейского текста, но, как правило, обращается к Священному Писанию для уяснения нравственных уроков и изложения важнейших истин богословского и нравственного учения Православной Церкви. И главная из них проходит красной нитью через его проповеди и формулируется как Небесное родство, или усыновление Богу, дарованное нам во Христе Иисусе. Вот что об этом говорит владыка Владимир: «Чтобы сделать нас достойными Небесного родства и Его Божественного дара, адресованной нам благодати, Сын Божий стал подобен людям в образе Сына Человеческого. И теперь все мы, верующие в Господа, обогащены возможностью восстановить в себе подобие Божие, которое было утрачено Адамом и его потомками, если, конечно, сами не умалим и не пресечем это уподобление грехами, проявлением эгоистической злой воли и человеческой гордыни».

5. Это Небесное родство было даровано Господом Иисусом Христом в Его Домостроительстве спасения. Фундаментом же восприятия и приобретения этого Небесного родства являются вера, Крещение, жизнь в Церкви, которая подразумевает в себе духовное уподобление Христу как Образцу и Примеру для христианина. «Верующие люди, - продолжает архипастырь, - есть чада Божии, осознающие свое Небесное родство, принадлежащие Небу. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос дал всем людям образец добродетельного жития, указал путь, идя по которому каждый может достигнуть Небесного Царства, если постарается, если будет тверд в вере, деятелен в делах любви и милосердия, активен в добрых мыслях и начинаниях.  Иисусом Христом усыновлены мы Богу и имеем благословение быть не только рабами, но и чадами Божиими». Здесь автор подразумевает известное различение трех чинов спасаемых: рабов, наемников и сынов.

6. «Новый Завет, - говорит Владыка, - восстановил Божественное родство, при котором верные Господу не просто рабы или нарушающие закон преступники, но возлюбленные чада Божии». Впрочем, родство это нужно осознать, духовно дорасти до осознания этого великого дара, который мы имеем с момента Святого Крещения. «Ведь когда мы познаем веру и научаемся заповедям Господним, то - по словам автора, - становимся верными членами Православной Церкви, и обретаем достоинство Небесного родства». И в этом нам, в частности, помогает молитва. В одной из проповедей, собранных в данной книге, митрополит Владимир о молитве говорит следующее: «Если уж Сам Сын Божий, Источник спасения, часто молился, то как нужно молиться нам, грешным и недостойным и нуждающимся в этом спасении?!

7. Апостол Павел призывает: непрестанно молитесь. Усердной молитвой мы должны начинать день и заканчивать его, с молитвой принимать пищу, молитвой ограждаться от всяческих бед, молитвой побеждать собственную греховность. Молитва есть источник всех благ, без нее жизнь христианская невозможна». По словам Владыки, «молитва должна стать для нас не только обязанностью, но и жизненной потребностью, как воздух, которым мы дышим, как хлеб, который едим. Молитва укрепляет нашу веру, делает нас сильными в житейских невзгодах и испытаниях. Молитва позволяет постоянно думать и держать в памяти, что с нами Бог, наш Господь, Создатель, Небесный Царь и Промыслитель». В этом и многом другом наставляет нас архипастырь со страниц книги «Свет Преображения», которая объемлет восемь седмиц богослужебного круга, выпадающие на период с августа по октябрь светского календаря.

***

Ценность этой книги, помимо других ее плюсов, издатели видят в ее практической пользе с точки зрения постижения читателем каждодневного церковного богослужения. Перед посещением Божественной литургии читатель может заглянуть в церковный календарь, узнать, какой сегодня день после Пятидесятницы, и, открыв книгу, прочесть на данный день и отдельные выдержки из читаемых за Литургией мест из Апостола и Евангелия на русском языке, и их доступное толкование. Усвоив вероучительный и нравственный урок, он пойдет на богослужение с четким представлением о том, чему посвящено ежедневное чтение, и будет осмысленно участвовать в богослужебной молитве. Небесполезной окажется эта книга и для священников, готовящих проповедь, и в целом, как надеется редакция, найдет своего благодарного читателя.

Телеканал "Союз"/У книжной полки