Пасхальные сказки

Автор: Ирина Рогалёва Все новинки

Свидетель нравственной катастрофы

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Дмитрий Володихин. Доброволец (Серия «Другая история»).
Москва-Севастополь: изд-во «Шико-Севастополь», 2018 – 344 с. Изд. 3-е, испр. и доп. 


Представляемый роман «Доброволец», помимо премии имени Тита Ливия, учреждённой Форумом альтернативной истории, удостоен диплома II степени в номинации «Лучшее художественное произведение» XIII открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Роман посвящён эпохе Гражданской войны, которую отделяет от нас столетие. Тем не менее за значительный прошедший период российское общество не смогло в полной мере осмыслить её уроки, на что справедливо указывает автор в предисловии, отмечая, что «правда факта трудно даётся одному поколению историков за другим. Слишком уж всё это болит, слишком недавно нанесены русскому телу глубокие раны… Страна прошла долиной смертной тени, народ побывал в бездне…». Автор в интервью говорит о необходимости строго достоверного описания данного периода: «Если писать о том времени, то без прикрас писать то, что было».

Однако начинается роман с записи в дневнике нашего современника, датированной 25 июня 2005 года, что указывает на два временных пространства, объединённых фантастической составляющей. Главный герой произведения – 27-летний преподаватель, историк Михаил Андреевич Денисов остро чувствует, что мир вокруг «наполнен тупым пользолюбием, воинствующим хамством, страна … унижена». Стремление изменить всё это побуждает его записаться в мемориальный военно-исторический клуб, а затем начать обучение на «хроноинвэйдора» в учебной группе Невидимого университета, чтобы в дальнейшем отправиться в прошлое, осуществить вторжение в русскую историю, внести в неё коррективы и таким образом кардинально изменить, улучшить судьбу страны.

Стремясь к достижению высокой цели, он избегает решения своих личных актуальных задач, полагая, что «…не нашёл для себя доброй судьбы в настоящем», не замечая, что бежит от ответственности за свою собственную жизнь и за своих близких. Следует отметить, что автор романа точно указал на свойственные части современного российского общества черты – социальный инфантилизм, стремление разными способами уйти от ответственности в параллельную иллюзорную действительность (в компьютерные, азартные игры, многочисленные телепрограммы, бесконечные сериалы и прочее). Всё это по сути является демонстрацией крайнего нежелания отвечать за мысли, слова и поступки, совершаемые в реальной жизни, перед Тем, Кто её дал.

Герой входит в состав третьей группы, отправляемой в прошлое. Его не пугает перспектива никогда не вернуться, ведь, если всё получится, он останется в белой России, возвращаться будет некуда. Для заброски добровольцев на этот раз выбран 1919 год, период боёв за Орёл, поскольку по подсчётам организаторов хроноинвазии он является точкой бифуркации, точкой ветвления, отправной для новой линии эволюции, т.е. развития альтернативного исторического процесса.

Совершив хронопереход, Денисов надеется на возможность встречаться по долгу службы со значительными людьми, что позволит повлиять на общий ход событий, помочь наступлению белых и в конечном итоге обеспечить их победу. Но жизнь вносит свои коррективы и вместо работы в городской администрации герой приобщается солдатской жизни в 3-м ударном Корниловском полку и оказывается, что парни из нашей реальности, «пребывая в солдатском звании, в ещё меньшей степени способны здесь, в России девятьсот девятнадцатого, изменить что-то по сравнению с Россией две тысячи пятого».

События романа всё более погружают читателя в историческую эпоху, фантастическая составляющая уходит на второй план, и выявляется нравственный аспект происходящего. Поучаствовав в бою, Денисов констатирует, что «ещё утром я не понимал, сколько стоит жизнь человеческая, а к вечеру это недоброе знание уже наполнило мою душу печалью», со временем он приходит к осознанию необходимости фиксировать всё увиденное и услышанное, «вести анналы самой страшной русской войны».

Автор, избегая прямых нравоучений, без прикрас демонстрируя реалии Гражданской войны (голод, смерть, болезни, убийства раненых и иные проявления обезбоженного состояния людей), страдания как участников противоборствующих сторон, так и измученного мирного населения разделившейся страны, успешно реализует задачу романа, о которой в интервью телеканалу «Царьград» сказано следующее: «Мне важно было показать, что… революция зло, она приводит к злу ещё большему, к страшным потерям, падению нравственности, к терзаниям всей страны». 

Автор, Дмитрий Володихин, – доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ, член Союза писателей РФ, номинант Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Профессионализм автора в вопросах истории (использование множества документов и мемуаров) наполняет повествование особой достоверностью. В целом построенная на историческом материале книга ставит перед читателем мировоззренческие вопросы, требующие вдумчивого анализа, она пробуждает мысль и совесть, акцентирует внимание на важности ответственности человека за мир. Причём улучшение мира следует начинать с себя, а не с прошлого. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя». 

Однако в первой трети XX столетия часть российского общества отвергла синергию (сотворчество Бога и человека) и решила строить государство на иных, атеистических основаниях. Д.М. Володихину удалось через человеческое измерение литературными средствами показать произошедшую в России цивилизационную и нравственную катастрофу. 
Роман «Доброволец» представляет собой многогранное произведение, которое трудно отнести к какому-либо одному жанру. Благодаря интересному сюжету, замечательному литературному языку повествования, чёткости мысли, форме подачи данное издание будет интересно и полезно широкому кругу читателей.