Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

Святая равноапостольная княгиня Ольга, память которой Святая Церковь совершает сегодня, занимает особое место в истории Святой Руси. Став первой княгиней-христианкой в Древнерусском государстве, она, подобно святым ученикам и апостолам Господа Иисуса Христа, стремилась просветить свой народ, находившийся во тьме идолопоклонства. В глубокой и цельной личности этой древней славянской правительницы удивительным образом соединились незаурядный ум и твёрдая воля, подлинная сила духа и величие души, истинное благочестие и Богомудрость. Своим духовным подвигом Ольга предопределила выбор, сделанный позднее её внуком — святым великим князем Владимиром. Поэтому её назвали «духовной матерью русского народа», «предвозвестницей христианской земли», «начальницей веры» на Руси. О ней рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Белорусская Православная Церковь и называется – «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга». 



Как отмечает автор книги, Александр Велько, «о жизни святой Ольги до её встречи с князем Игорем известно очень мало. До настоящего времени точно не известны ни дата её рождения, ни имена её родителей, ни её этническая принадлежность. Одни исследователи считают, что Ольга происходила из скандинавского, скорее всего — шведского, рода. Другие настаивают на её болгарском происхождении (это предположение высказал ещё в XIX веке apxимандрит Леонид Кавелин, посчитав, что под названным в летописи городом Плесков указан болгарский город Плиска). Третьи утверждают, что Ольга была из кривичей, поскольку славяне-кривичи населяли те земли, на которых возник город Псков. И принадлежала она к знатному роду легендарного Новгородского посадника Гостомысла, который, согласно летописям, пригласил на княжение варяга Рюрика».

«Согласно преданию, выросла Ольга, или (как ее звали до замужества) Прекраса, в небольшом селении Выбуты, расположенном на левом берегу реки Великой. Полноводная река здесь меняет направление и течёт с запад на восток, берега её скалистые и обрывистые. Кругом дремучие леса, полные дичи. Неподалёку от этого селения, по реке Волхов, про­ходил знаменитый торговый путь «из варяг в гре­ки». На реке же Великой было намного спокойнее. Но и по ней часто проплывали из Скандинавии в юж­ные страны и обратно византийские, арабские и нор­маннские купцы. Князь Олег, утвердившись в Киеве, стремился контролировать весь путь «из варяг в гре­ки». Для этого на многих стратегически важных пун­ктах он поставил начальников переправ и стороже­вые отряды воинов, которые взимали с купцов плату за проезд. Одним из таких служивых людей князя и был отец Прекрасы, ведавший переправой в Выбутской веси. Будучи старшим у лодочников — перевоз­чиков через реку Великую, он и подросшую дочь на­учил управлять лодкой. И вот на переправе у погоста Выбуты повстреча­ла юная Прекраса молодого князя Игоря».

«Князь Игорь, как сказано в Житии святой княгини Ольги, «взял Ольгу в жёны с подобающей честью, и так сочетались они законным браком». В любви и согласии жили они. Игорь гордился своей молодой женой. После смерти князя Олега она стала для него лучшим помощником и советчиком. Как отмечено в Проложном (кратком) Житии, она «образом бяше святая тиха и кротка и любима ко всем и мудра зело». Князь Игорь сменил Олега на великокняжеском престоле, и заботы о подданных державы полно­стью овладели им, вытеснили всё, что мешало радеть за Русь. Княгиня Ольга заняла достойное место рядом со своим супругом. Когда Игоря не было в Киеве, она правила мудро и справедливо».

И потом, после гибели мужа, княгиня Ольга, по словам историка Карамзина, «утешила народ благодеяниями мудрого правления». Она не совершала больших военных похо­дов, как правившие до неё князья, не вела войн, стоивших многих человеческих жизней (да и степные кочевники в этот период не нападали). Все спорные вопросы с соседними странами она стремилась разрешить путём мирных переговоров. Самых же воинственных воинов-варягов, жаждавших битв и славы, княгиня отправила на службу в Византию, которая непрерывно воевала с арабами и прочими врагами империи. За справедливое и рачительное правление народ полюбил Ольгу, относился к ней с уважением и благоговением, называл её мудрой. На многие годы сохранилась в людской памяти добрая слава о праведных судах и порядках святой княгини Ольги».Как далее повествует автор, «будучи правительницей Руси, княгиня Ольга должна была, согласно обычаю, участвовать в тех или иных обрядах языческой веры. Важнейшие ритуалы сопровождались жертвоприношениями (в жертву приносили в основном животных, а порой - людей-пленников). Подобные обряды Ольге явно претили. К тому времени в Киеве было уже много христиан, которые совершали богослужение в церквях. Присматриваясь к ним и наблюдая за их беспорочной жизнью и нравами, Ольга не мешала им отправлять свои обряды и возводить новые храмы. Её острый, государственный ум осознавал значение христианского учения, которое восторжествовало в большинстве стран Европы. Княгиня, несомненно, вела беседы с подданными-христианами и стремилась понять отличие новой веры от языческого многобожия».

Что в это время происходило в её душе, неведомо. Но, как сказано в Житии святой княгини Ольги, «прикоснулось к сердцу её слово спасения, и благодать Утешителя очи её внутренние отверзать начала, приводя её к истинному Богоразумию... Премудростью уразумела она, что все люди её земли, не зная о существовании Бога, напрасное усердие к бездушным идолам имея, неразумно кумирам, не являющимся богами, жертвы приносили». Много раз купцы и странники, приезжавшие в Киев, рассказывали княгине о далёкой Византии и о её столице Царьграде, о богатых храмах и их красоте. Службу там служат в золотых одеждах, кадят ладаном — душистой смолой, хоры там, словно ангель­ские. Люди слушают пение, плачут о грехах своих, и нисходит на их душу успокоение...

В Житии святой княгини Ольги сказано: «По Божию Промыслу, свыше светом разума осиянная, благодатью Святого Духа наученная и направляемая, в сво­ем подвижническом стремлении захо­тела она пойти в Царьград, своими гла­зами хотела она видеть красоту службы христианской, слышать слово благоче­стия и разумом узнать Православную веру; без какого-либо сомнения хотела она креститься». Собрала княгиня караван немалый с подарками и под охраной дружины отправилась на ладьях в далёкий Царьград. Византийцы хорошо понимали значение Руси как страны, имеющей не только богатые ресурсы (пуш­нину, кожу, воск, мёд, лён и др.), но и значительные вооружённые силы. Поэтому император, стремясь установить ещё более тесные торговые и военные связи с Русью, оказал княгине Ольге неслыханные почести: во время приёма и торжественной трапезы не было послов других стран, что подчёркивало особое положение правительницы из Киева».

Крещение княгини Ольги состоялось, согласно летописи, в Константинополе. «И крести ю царь съ патреархомъ», — записал преподобный Нестор Летописец. Таинство Крещения княгини Ольги торжественно совершил в Софийском соборе сам Константинопольский Патриарх, а император Константин VII стал её крёстным отцом. Просветившись, княгиня Ольга, как отмечает летописец, «радовашеся душею и телом». Патриарх, наставляя её в вере, пророчески сказал: «Благословенна ты в жёнах русских, поскольку возлюбила Свет и оставила тьму. Благословят тебя сыновья Руси в грядущих поколениях твоих внуков». И слова Патриарха исполнились, когда спустя 30 лет, благодаря внуку святой Ольги - равноапостольному князю Владимиру - Русь обрела истинную веру.
Обладая острым умом и чутким сердцем, святая Ольга искала Бога и нашла Его. Покинув язычество, она приняла Святое Крещение и тем самым совершила подвиг личного духовного преображения. Познав красоту христианской веры, блаженная княгиня стала первой правительницей-христианкой Руси. Однако Крещение Руси при княгине Ольге не свершилось - не пришла ещё для этого пора. Сердца восточных славян не были ещё готовы к тому, чтобы добровольно отказаться от язычества и принять христианскую веру. Но духовный подвиг и имя святой княгини Ольги, «начальницы веры» на землях Руси, не были забыты и остались в памяти народной. А благие зёрна христианской веры, вложенные ею на благо­датную почву Киевской Руси, дали обильные всхо­ды позднее, во время княжения её великого внука - равноапостольного князя Владимира.
Телеканал "Союз"