Преподобный Амвросий Оптинский

Списывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать

Святая Русь. Подросткам – о Церкви

  • Автор обзора: Телеканал Союз

Святая Русь! Так в стародавние времена наши предки называли родную землю. Неужели потому, что тогда все люди без исключения были святыми? Отнюдь не поэтому, а оттого, что душа народная всегда устремлялась к высшей цели, к высшей ценности – а именно – к жизни во Христе. Да, многие отпадали, уходили с правого пути, но много и тех, кто стойко держался православных устоев и утверждал их в сердцах более слабых. Оттого Русь прославлена целым сонмом святых. Это равноапостольные, святители, преподобные, праведники, благоверные князья, Христа ради юродивые, мученики. Почему еще Русь называют Святой? Разобраться в этом интересном вопросе подрастающему поколению, призвана книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в Издательстве Белорусского Экзархата и называется «Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви». Об этой книге – далее в этой программе телеканала "Союз".


Эта книга представляет собой краткую энциклопедию, с помощью которой юные наши читатели познакомятся с некоторыми историческими событиями в истории нашей страны, которые должен знать всякий русский человек. Автор-составитель и один из художественных оформителей книги Борис Проказов рассказывает о просветителях Руси и о ее Крестителе, о первых страстотерпцах Борисе и Глебе, об Игумене земли Русской – прп. Сергии, о защитниках правой веры, о мучениках нашей эпохи. Повествует автор и о некоторых иконах Божией Матери, сыгравших значимую роль в судьбе нашей Родины. Затрагивает также тему добродетелей и смысла жизни христианской и многое другое.

В предисловии автор-составитель приводит следующие слова: «Русь никогда не мыслилась вне православ­ной веры, и судьба страны всегда зависела от нравственного состояния народа. Уже киевские летописцы тревожились о том, что княжеские усобицы, падение нравов и охлаждение в вере неминуемо навлекут на Русь гнев Божий. И предсказание сбылось, когда пришли татары. Но что, как не духовное возрождение, начавшееся во време­на прп. Сергия Радонежского, стало причиной побед, положивших конец татарскому игу? – так размышлял игумен Исайя. Последовавшие затем события снова подтвердили библейскую истину, что за преступления против Закона Божия грядет наказание, а за покаяние и молитвы - помилование.

Так, например, в 1395 году на Русь пришли несметные полчища Тамерлана - «властителя вселенной». Великий князь Василий I (сын св. Димитрия Донского) с Митрополитом Всея Pycи Киприаном призвали людей к всенародному покаянию. Православные отложили все свои дела, примирились друг с другом и в строгом посте с великим усердием и верой стали просить у Бога помощи. Из Владимира в Москву двинулся крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. И все от мала до велика, монахи и миряне, богатые и бедные взывали: «Матерь Божья, спаси землю Русскую!» И Матерь Божья спасла. В день, когда в Москве встречали Владимирскую икону, Тамерлан задремал в своем шатре. Во сне он увидел, как с вершины горы шло множество святителей с золотыми жезлами, и над ними в лучезарном сиянии находилась окруженная молниеобразными воинами Жена. Так называемый «Покоритель вселенной» в испуге проснулся. Созвав мудрецов своих, Тамерлан спросил: «Кто эта величественная Жена? Старейший из мудрецов ответил, что это - Матерь христианского Бога, Заступница русских. Сила Ее - неодолима. И в тот же день, 8 сентября, Тамерлан повернул назад.

Далее, как повествует автор, в 1480 году на Русь пришел хан Ахмет. Рать Иоанна III встретилась с ним на реке Угре, которую русские считали поясом Богородицы, охраняющим московские земли. Весь православный люд снова молил Заступницу о спасении. Это всем известное стояние войск на Угре закончилось ничем не объяснимым бегством Ахмета обратно в степь, где он и был убит. «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, - трезво оценивал это событие летописец, - нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь по молитвам Матери спас ныне Россию». Столь явное чудо было ознаменовано 6 июля новым празднованием в честь Владимирской иконы. Однако, как повествует автор, после свержения татарского ига Москва начала быстро богатеть. Утехи от тленных богатств отдалили москвичей от Бога. Блеск золота привлек полчища Мехмет-Гирея.

В 1521 году слепой монахине было видение, как покидали Кремль московские святители с Владимирской иконой. Их остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, умоляя вернуться. Святители возражали: «Люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог и попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние к Богу вернутся». Москвичи стали усердно каяться. В переполненных храмах они слезно просили Богородицу и всех святых умолить Господа помиловать их. Видя такую перемену в сердцах людей, Всемилостивый Бог наш спас Москву: татары, посланные выжечь московские посады, вдруг увидели у Кремля огромную рать и донесли об этом хану. Мехмет не поверил и послал начальников удостовериться. Они подтвердили. Тогда хан послал вельмож своих. Прискакав обратно, вельможи возопили: «Что медлишь, хан? Рать несметная у Кремля стоит!» И повернул Мехмет-Гирей, и ушел прочь. Память этого чуда Церковь празднует 3 июня.

По словам составителя книги, «Смутное время 1605-1612 годов также было следствием духовного одичания людей, а за их покаяние и жертвенность гнев Божий был преложен на милость. Об этом в книге говорится следующее: «Безвластие в стране позволило шведам взять Новгород, а полякам – Москву. Осквернялись храмы и монастыри. Земля не давала плодов, и начался такой мор, что некому было хоронить усопших. Патриарх Гермоген призвал русский народ ко всеобщему покаянию. В это же время простому торговцу Кузьме Минину явился во сне прп. Сергий Радонежский и повеле начать сбор денег на войско, чтоб идти освобождать Москву. Церковь благословила возглавить это войско князя Димитрия Пожарского. В Нижний Новгород стали стекаться ополченцы с разных городов. Пришли и казанцы со своей святыней. Когда русское войско подошло к Москве, все увидели, что земной силой врагов не одолеть. Тут-то и явила Заступница силу Свою. Память о чудесном спасении страны и по сей день отмечает Церковь 4 ноября, в день празднования иконы Божией Матери Казанская.

Но осталось позади и это испытание. И как всегда уроки не были усвоены русским народом. Как мы знаем из истории нашей, далее последовало увлечение верхних слоев русского общества французским вольнодумством, которое завершилось нашествием Наполеона и сожжением Москвы в 1812 году. Затем погоня за материальным в ущерб духовному привела к кровавым ужасам революций 1905 и 1917 годов и установлению нового ига, которое планировало провести ликвидацию Церкви к 1942 году. Но 22 июня, в день всех Русских святых, началась война, ставшая очистительной грозой для нашего народа. Люди вновь обретали Бога, в Советском Союзе открывались храмы, и даже был избран Святейший Патриарх. Великая Отечественная война закончилась на Светлой Седмице, когда православный люд страны пел: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех, живот даровав». Тем самым было подтверждено, что только с Богом мы обретаем победу, а наша страна такое славное имя как Святая Русь.

***

Почему Святую Русь называют третьим Римом? Чем царь отличается от короля? В чем духовные причины любой революции? Почему почитание икон не является идолопоклонством? Можно ли в браке достигнуть святости? Легок ли крест христианина сегодня? Ответы на эти и другие вопросы юные читатели найдут на страницах книги «Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви». По мнению священника Виталия Шаркова, «интересоваться историей Святой Руси полезно не только для ума, но и для сердца. Ибо эта история по своей поучительно-нравственной силе подобна могучему дереву с глубокими корнями, которые способны доставить нам воду чистую, питающую ум знанием, а сердце мудростью». Чего мы желаем и нашим юным любителям истории и литературы.


Телеканал "Союз"

Теги: