Святитель Афанасий (Сахаров)
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Святитель Афанасий (Сахаров): Радость вечного общения
М.: Издательство Московской Патриархии, 2022. — 64 с., ил.
В 2014 году в издательстве Московской Патриархии вышла в свет небольшая книжица «Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского». Такой формат издания полюбился читателю. И потому было принято решение создать серию книг под названием «Каждому человеку», куда войдут советы современных старцев и святых отцов, с любовью и заботой обращенные к каждому человеку, независимо от его возраста, положения и даже степени веры. В этой серии планировалось выход книги Святейшего Патриарха Кирилла, книг святителя Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева), митрополита Трифона (Туркестанова), святителя Луки Крымского и многих других. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию две книги из этой серии.
1. Итак, сегодня на нашей книжной полке находятся книги, в основе которых лежат духовные наставления двух святых, живших совсем недавно, в 20 веке. Это святитель Афанасий (Сахаров) и преподобный Паисий Святогорец. Начнем обзор с книги святителя. Сергей Григорьевич Сахаров (так звали владыку в миру), родился в Тамбовской губернии в семье надворного советника Григория Петровича и крестьянки Матроны Андреевны и был назван в честь преподобного Сергия Радонежского. Отец умер вскоре после рождения Сережи. Детские и отроческие годы будущего святого прошли на Владимирской земле. Мать воспитывала мальчика одна, в строго религиозном духе - она видела в нем будущего монаха. Сын, в свою очередь, с самых ранних лет полюбил богослужение.
2. В 1902 году Сергий окончил Шуйское духовное училище, в 1908-м — Владимирскую духовную семинарию, а спустя еще четыре года — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (тема кандидатского сочинения — «Настроение верующей души по Триоди Постной»). В октябре 1912 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре выпускник Академии принял монашеский постриг с именем Афанасий, был рукоположен во иеродиакона, а затем — во иеромонаха. В январе-сентябре 1918 года будущий святитель участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви, на котором был восстановлен праздник, появившийся в XVI веке, но со временем забытый, — Всех святых, в земле Русской просиявших.
3. Восстановление праздника произошло по инициативе профессора Петроградского университета Бориса Александровича Тураева, совместно с которым иеромонах Афанасий составил службу Всем русским святым. На протяжении почти всей своей жизни исповедник работал над текстом этой службы, дополнял и исправлял его. Даже во время тюремного заключения или ссылок. Впервые он был арестован 17 марта 1922 года, между арестами вел борьбу с обновленческим расколом. Владыку арестовывали по самым разным обвинениям: якобы он призывал верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей; возмущал народные массы на религиозной почве; участвовал в создании контрреволюционной организации; имел связь с Ватиканом и с белогвардейцами на Украине и так далее и тому подобное. За 33 года архиерейства епископ Афанасий, как он сам писал, провел «в изгнании — 6 лет 7 месяцев 24 дня. В узах и горьких работах - 21 год 11 месяцев 12 дней».
4. Эта книга состоит из трех разделов. В первом собраны отрывки из писем, посвященные богослужению, столь любимому святителем Афанасием. Во втором разделе помещены советы, которые во множестве давал старец своим духовным чадам и которые, без сомнения, будут полезны и современному человеку. Последний раздел - пример внутренней силы исповедника, его слово утешения всем страждущим, его завет во всем уповать на Господа. Разлученный со своими духовными чадами и друзьями, владыка поддерживал их такими словами: «Не теряем надежды встретиться здесь, но, если бы сего не случилось, уповаем, что за скорбь земной разлуки Господь утешит нас радостию вечного общения в Его горних обителях…»
5. В конце книги помещена молитва «О прекращении войн и о мире всего мира», составленная святителем Афанасием во время пребывания в лагере. «Я полагаю, что молитва православных о мире полезнее и действительнее всех других начинаний в этом направлении, — писал владыка. — Когда в 1949–1950 годах мы, группа духовенства, бывшие в Дубравлаге, прочитали о съезде в защиту мира, мы решили, что прежде всего нам нужно молиться о мире. Тогда и была составлена мною эта молитва, и мы все согласились ежедневно прочитывать ее». Владыка распространял молитву «О прекращении войн…» среди своих духовных чад с просьбой читать ее каждый день.
6. Вторая из представленных сегодня книг называется «Наставления в семейной жизни». Автор собранных в ней наставлений - преподобный Паисий Святогорец. Он родился в 1924 году в греческом селении на территории Турции, в многодетной верующей семье. Свое имя он получил от святого Арсения Каппадокийского, который крестил мальчика и предсказал ему монашеское будущее. С детства Арсений мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. В 1945 году был призван в армию, где во время гражданской войны служил радистом. После армии он встал на путь монашеской жизни, к которой стремился с детства. 27 марта 1954 года после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в рясофор с именем Аверкий, а 3 марта 1957 года — в мантию с именем Паисий.
7. Как отмечают издатели, старец духовно окормлял множество семейных мирян. Он, с юности избравший монашеский путь, с удивительной точностью говорил о семейной жизни. Его наблюдения и советы касались разных этапов становления семьи - от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей. Часть его рекомендаций вошла в предлагаемый сборник. Книгу открывает глава «Не хочу учиться, хочу жениться», цель которой - помочь юношам и девушкам, колеблющимся в выборе жизненного пути. Целомудренная и духовная жизнь юных, по мнению старца Паисия, - основная предпосылка для их преуспеяния на выбранном пути, будь то жизнь монашеская или семейная.
8. Во второй главе, «Жизнь семейная», речь идет о том, что «между собой супруги должны иметь очищенную любовь, для того чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности». В третьей главе, «Сотворцы Бога», говорится об обязанностях и ответственности родителей за правильное воспитание детей и особенно подчеркивается важность родительского примера. Старец Паисий определяет начало воспитания детей еще до их рождения. Он говорил, что воспитание ребенка начинается с беременности и с еще большим усилием должно продолжаться, когда ребенок родится. Именно в детстве закладываются добрые зерна, которые впоследствии принесут добрые плоды. Об этом более подробно читайте на страницах книги.
***
«Праведники сияют яко солнце», - говорится в Евангелии (Мф. 13,43). Таким солнцем был святитель Афанасий (Сахаров) для многих, верующих и сомневающихся, отчаявшихся и несокрушимых, вдов и дочерей погибших исповедников веры, будущих священников, не побоявшихся принять сан в эпоху гонений. Его слова наставления и поддержки воссоздают особый мир, пронизанный верой, подвигом и великим смирением, центром которого был святитель Афанасий. Таким солнцем для верующих Греции, а потом и всего мира был и преподобный Паисий. Превозмогая телесные страдания и болезни, он щедро делился своими духовными дарами с огромным числом паломников, которые приезжали к нему, где бы он не подвязался. Его духовными советами мы пользуемся до сих пор.
Телеканал "Союз"/У книжной полки