Святитель Афанасий Великий
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Святитель Афанасий Великий Творения: В 3 т. Том 3: «Афанасиана»: Творения догматико-полемические, аскетические, экзегетические, Слова и беседы, агиографические и разного жанра
- Автор книги: святитель Афанасий Великий
М.: Сибирская Благозвонница, 2023. — 1087 с.
Святой Григорий Богослов, характеризуя святого Афанасия Великого, говорил, что его жизнь и нравы могут служить правилом жизни, а верования — догматическими законами. И это имело и имеет значение как для давно минувших веков, так и для нашего времени, обуреваемого и непорядочностью жизни многих, и неверием большинства. Тем неверием, с которым так усиленно и настойчиво боролся всю свою многотрудную жизнь
святой Афанасий Великий. Слава святости, исповедничества и разнообразных богословских дарований свт. Афанасия была столь велика, что ему (как и многим известным святым отцам древности), были впоследствии приписаны сочинения, ему не принадлежавшие. Эти сочинения легли в основу книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
1. Эта книга входит в состав серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». Она представляет собой третий том Творений святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Этот том включает произведения, сохранившиеся под именем свт. Афанасия Великого (всего шестьдесят семь сочинений): Творения догматико-полемические, экзегетические, Слова и беседы, агиографические и разного жанра. Эти сочинения патрологическая наука причисляет к разряду подложных или сомнительных.
2. Впрочем, несмотря на сомнения в отношении авторства, они, как правило, представляют собой значительный интерес с точки зрения своего содержания, в котором отразилось древнецерковное сознание. А известное имя, которым они ложно надписаны, служит чаще всего, за редкими исключениями, определенной гарантией их качества и православности. Итак, данные тексты, даже признанные не принадлежащими перу свт. Афанасия Великого, тем не менее важны как часть Священного Предания Церкви и церковной письменности, существующая пусть и на «периферии» этого Предания.
3. Среди предполагаемых авторов публикуемых сочинений есть как святые - преп. Анастасий Синаит, свт. Василий Селевкийский и др., так и авторы хотя и осужденные Церковью за некоторые еретические мнения, но оставившие в истории церковной письменности и богословия яркий и неоднозначный след: Дидим Слепец, Маркелл Анкирский, Евагрий Понтийский, Аполлинарий Лаодикийский и др. Поэтому редакция, отдавая дань дореволюционному изданию творений свт. Афанасия, поместившему переводы некоторых из этих произведений вместе с сочинениями подлинными, посчитала необходимым издать их отдельным томом под условным названием «Афанасиана».
4. Как известно, среди различных заслуг свт. Афанасия, помимо личной добродетели, Церковь выделяет две. Во-первых, свт. Афанасий выразил православный догмат о Святой Троице, и более четко, нежели его православные предшественники, и во-вторых, он упорно и в течение многих лет защищал этот догмат от его противников - ариан, которых было немало как среди представителей церковной иерархии, так и среди государственных лиц, вплоть до высших - императоров. «Выступление Ария взволновало всю Церковь. Наиболее достойного противника и обличителя Арий встретил в лице Афанасия — восточного святого отца Церкви». Эта защита принесла епископу Александрийскому множество скорбей и опасностей, но во всех испытаниях святитель показал себя человеком великой веры, подвижником, замечательным богословом, стойким борцом за правую веру, мудрым администратором и тонким церковным дипломатом.
5. В соответствии с этими двумя основными деяниями святителя, первый раздел настоящего тома составили догматико-полемические творения (всего двадцать два сочинения), которые включают в себя беседы о Святой Троице и Воплощении, о символе веры, «О Троице и Святом Духе»; «О Воплощении Бога Слова», «Против всех ересей», «Против ариан» и другие. B разделе Аскетические творения помещены шесть текстов, преимущественно обращенных к монашествующим и посвященных девству. «Несмотря на то, что подлинность этих сочинений вызывает сомнение ученых, значение их для аскетического богословия весьма велико». Они написаны преимущественно для монашествующих и заключают в себе учение о том, как христианину следует регламентировать свою внешнюю и внутреннюю жизнь в избранном ими нелегком подвиге духовного совершенствования, а также излагают нравственное и аскетическое учение образца IV-V веков.
6. Раздел Экзегетические творения «Афанасианы» включает четыре сочинения. Первый из них - «Синопсис Священного Писания». По словам профессора Акима Алексеевича Олесницкого, этот труд «оказывается самым полным» древнецерковным обзором содержания Библии «как обнимающий все книги Ветхого и Нового Завета и по своему изложению самым удобным для того, чтобы служить общим введением или предисловием к изданию Священного Писания. Потому-то он и был избираем Святейшим Синодом при изданиях печатной славянской Библии начиная с 1751 года». Следующее сочинение - «Гомилия на Песнь песней» - рассматривает текст самой таинственной книги Ветхого Завета сквозь призму «просвечивающей» сквозь нее истины Христова Нового Завета. Два других произведения называются - «Вопросы на Священное Писание» и «Вопросы на Евангелие».
7. Раздел «Слова и беседы» содержит довольно обширное гомилетическое наследие (двадцать три проповеди), сохранившееся под именем свт. Афанасия Великого. Расскажем о некоторых из них. Сочинение - «Изъяснение об обмане диавола и об идольской прелести» носит апологетический характер, описывая участие диавола в грехопадении Адама и вскрывая «механизм» власти диавола над падшим человечеством. Однако Бог по Своему милосердию не оставил падшее человечество и готовил Домостроительство Воплощения Сына Божия, ветхозаветная история которого отражена в «Беседе на святых отцов и пророков»: перед нами некий литературно-стилизованный диалог между Сыном Божиим, некоторыми ветхозаветными пророками и праведниками и Христовой Церковью.
8. Раскрытию новозаветного смысла ветхозаветных установлений посвящено слово «О субботах и обрезании»; подготовке таинства Боговоплощения – «Слово на Рождество Предтечи», а самому Боговоплощению, его замыслу и спасительным последствиям для человеческого рода - «Слово на Святую деву Богородицу Марию». Ряд проповедей посвящены Евангельским событиям, деяниям Спасителя. Раздел Агиографические творения содержит три текста: краткую «Историю о Мелхиседеке», «Слово на святого Андрея» и «Жизнь святой Синклитикии». Завершается этот том разделом «Творения разного жанра», включающим в себя девять произведений.
***
Труды святого Афанасия Великого имели наибольшее значение в свое время. Тогда, по словам святого Кирилла Александрийскаго, они были «как бы целительный бальзам, оживлявший вселенную», страдавшую многими недугами лжеучений». На протяжении веков для всех христиан святой Афанасий Великий служит образцом мужественного исповедания веры и неусыпного попечения о чистоте ее. Поэтому неудивительно, что многие сочинения других авторов, посвященные догматам и защите веры, приписывали именно ему. Редакция данного издания надеется, что новый том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» заинтересует вдумчивого православного читателя, неравнодушного к наследию церковной письменности, связанному с именем свт. Афанасия Великого.
Телеканал "Союз"/У книжной полки