Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле
- Автор обзора: Александр Абрамов
Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: В 6 т. Том. III: 1863–1866. Книга 1: 1863–1864. Научно-редакционный совет под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента
М.: Издательство Московской Патриархии, 2021. - 656 с.
Доклад
Александра Владимировича Абрамова «Обзор третьего тома “Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского” (Книга 1)»
Третий том «Летописи…» посвящен служению святителя Феофана Затворника на Владимирской земле. Сюда святитель Феофан Затворник прибыл в последний день августа 1863 года. Владимирская епархия в этот период была более многочисленной и составляла по исповедным росписям 1864 года 1 254 960 человек и насчитывали более 1000 каменных храмов и соборов, 20 мужских и 8 женских действовавших монастырей, в которых проживало более 1000 монашествующих. В «Памятной книжке Владимирской губернии за 1864 год» содержатся статистические сведения о губернии за 1863 год, где сообщается, что на 1863 год во Владимирской губернии значилось: 1216619 человек, среди которых основная часть — 98,8% православного исповедания.
Духовного сословия во Владимирской губернии насчитывалось 9426 человек мужского 10567 человек женского пола; 1141 церквей и соборов, 27 монастырей и 261 часовня. В связи с многочисленностью во Владимирской епархии святитель Феофан Затворник в сентябре 1864 года ввел должность старшего благочинного по уезду, которому вверялось все духовенство уезда, чтобы обеспечить «исполнительность и надлежащий в духовном ведомстве порядок, особенно в епархии обширной, многоцерковной и несвободной от раскола».
Изучение обозреваемой «Летописи…» дает возможность познакомиться с публикациями святителя Феофана Затворника в первой половине Владимирского периода его епископского служения в 1863-1864 годы. Она включает в себя его проповеди, письма, а также воспоминания современников, исторические очерки и другие свидетельства о нем. В связи с тем, что рассматриваемый владимирский период епископского служения Феофана Затворника очень объемный по материалам, для удобства «Летопись…» третьего тома была разделена на две книги. Материалы, публикуемые в данном томе «Летописи…» подробно и всесторонне освещают малоисследованный период жизни святителя Феофана Затворника и содержит многие интересные факты о положении его современников, прежде всего духовенства и монашествующих, наставников и воспитанников духовных школ, о порядке церковного и гражданского судопроизводства, об изменениях в жизни Владимирской епархии в период реформ Александра II.
Обозревая 1 книгу третьего тома «Летописи…» стоит отметить, что в нем представлен обширный материал документов многие, из которых издаются впервые из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Владимирской области, Архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, Рукописного отдела Института русской литературы Российской академии наук, Центрального исторического архива Москвы и других архивохранилищ. Некоторые из материалов, размещенных в данном томе, уже были изданы ранее в Тамбовских и Владимирских епархиальных ведомостях, Владимирских губернских ведомостях, сборнике «Слова к Владимирской пастве», собраниях творений и писем епископа Феофана Затворника.
На основе общего законодательства и особых предписаний Святейшего Правительствующего Синода епископ Феофан Затворник разработал комплекс рекомендаций по работе с раскольниками, сомневающимися и охладевшими к вере, во Владимирской епархии, которые формально числились в православных приходах. Святитель Феофан Затворник лично полемизировал со старообрядцами, разъясняя им их заблуждения с исторической, богословской и нравственной точек зрения, совершая архипастырские поездки в места наиболее подверженные расколу и затрагивал тему о старообрядческом расколе в своих проповедях. Для раскольнического противодействия в последний год своего епископского служения на Владимирской кафедре святитель Феофан Затворник подал представление в Святейший Синод о возобновлении ранее упраздненного Муромского Николо-Волосова монастыря, чтобы его насельники посвятили «свои дарования и труды на собеседование с раскольниками в защиту Православия и на увещевание уклоняющихся в раскол». Помимо этого епископ Феофан Затворник упразднил малочисленный миссионерский класс и ввел в учебную программу для всех учащихся высшего отделения Владимирской духовной семинарии преподавание уроков по расколоведению.
Для подготовки миссионеров святитель Феофан Затворник в 1864 году отправил в Москву в Патриаршую библиотеку эконома и духовника Владимирского архиерейского дома иеромонаха Моисея (Сакулинского) для поиска в текстах старопечатных и рукописных книг дониконовской эпохи подтверждений в сохранении богослужебных указаний Православной Церкви. Для противодействия расколу в октябре 1864 года было учреждено в слободе Мстера Вязниковского уезда (ныне поселок Мстера Вязниковского района) Богоявленское православное братство, почетным членом которого был избран иеромонах Моисей (Сакулинский) за активное противодействие расколу.
В период своего епископского служения на Владимирской кафедре епископ Феофан Затворник ревностно заботился о сохранении благолепия древних Владимирских храмов и о строительстве новых церквей. Освящение наиболее значимых храмов он совершал сам. Например, 20 мая 1866 года он освятил храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, построенный в Боголюбском монастыре, заботился о сохранении от разрушения надвратной церкви, над Золотыми воротами и восстановлении храмов ансамбля Богородице-Рождественского монастыря. Именно при епископстве святителя Феофана на Владимирской кафедре началось издание Владимирских епархиальных ведомостей.
Во Владимирский период епископского служения Феофана Затворника в 1863 году было завершено строительство трехэтажного семинарского корпуса, много забот он положил на открытие женского епархиального училища. В просвещении епископ Феофан много внимания уделял проповедническому служению среди духовенства, он призывал священников к произнесению проповеди за каждой воскресной службой, для чего им была составлена особая инструкция, опубликованная в первом номере Владимирских епархиальных ведомостей в 1865 году. В этой инструкции говорилось о вникании пастырями в нужды своих пасомых и борьбе с местными пороками и дурными привычками такими как пьянство и грубое обращение в семействе. Также в инструкции говорилось об учреждении института катехизаторов, который был призван оказывать помощь духовенству в проповеди слова Божия, координировать противораскольническую деятельность и содействовать работе духовной консистории. В мае 1865 года епископ Феофан в переписке со святителем Игнатием (Брянчаниновым) сообщает, что хочет последовать его примеру, уйти на покой в уединенный монастырь.
Обозревая «Летопись…» в качестве примеров, приведем выдержки из проповедей епископа Феофана, которые он произносил в этот период. 1 сентября 1863 года он произнес свою первую проповедь при вступлении на Владимирскую кафедру, где им говорилось, что он входит «как бы в рай благодати, как бы в готовое жилище Божие», и что хотя его молитва еще немощна, но ее «восполнят просиявшие здесь святые» и «примут его под свой милостивый покров». А 14 сентября 1863 года в своем поучении на праздник Воздвижение Креста Господня, епископ Феофан отметил, что «Крест Господень — слава христианского рода; слава же каждого из нас — в наших крестах. Крестом Господним сделано спасение всего мира, спасение каждого из нас приемлется от Креста Господня собственным каждого крестом».
15 сентября 1863 года в своем поучении в Неделю по Воздвижении Креста Господня епископ Феофан, разъясняя слова Спасителя, что значит Его заповедь: кто погубит душу свою, тот спасет ее (Мк. 8:35), отметил, что «когда предписывается нам погублять душу свою, умерщвлять себя, предписывается умерщвлять и губить страстного в нас человека, образовавшегося в нас вследствие падения. <…> Если поступим так, то следствием сего будет то, что истинный в нас человек освободится из-под гнета человека пришлого и заживет свойственной ему богоподобной жизнью».
22 сентября 1863 года во время произнесения слова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, размышляя над словами апостола Павла к Коринфянам о подаянии, епископ Феофан отмечал, что для того, чтобы подаяние было даваемо охотно, мы должны сравнить его с семенами, посеянными в землю. Подобно тому как эти семена не истощают достаток сеющего, а наоборот приносят добрый плод, так и милостыня наша «принесет обильный плод в свое время». В качестве примеров воздаяния за милостыню, епископ Феофан приводит житие святого праведного Филарета Милостивого и вдовицу, накормившую последней мукой и елеем пророка Илию, — в обоих случаях, милостыня принесла свои плоды еще при их жизни. У Филарета Милостивого внучка Мария сделалась супругой царя, а у вдовы мука и елей не оскудевали.
В другой своей проповеди приводя слова апостола и Евангелиста Луки: Всякому просящему у тебя дай (Лк. 6:30) епископ Феофан отмечает, что это одна из самых первых заповедей в христианстве, но она исполняется многими христианами с наименьшим вниманием, когда, извиняя себя под разными предлогами, они отказывают просящим у них. По словам епископа Феофана, «бедные и все нуждающиеся — это меньшая братия Христова, или Сам Христос, приближающийся к нам через них».
Первым своим впечатлением о своей новой Владимирской кафедре епископ Феофан поделился со своим племянником, протоиереем Иваном Переверзевым: «Духовенства здесь куча <…> и церквей. Но все одноштатные. <…> Пока довольства не вижу в духовенстве. Все жалуются, не исключая кафедрального, <…> есть села очень богатые. <…> Суздаль — сборище нищеты. Церквей с 30. Есть штаты по 40 душ. <…> Неутешительная с этой стороны картина». Также епископ Феофан отметил, что здесь много монастырей, но многие из них разорены и монахи не отличаются большим благочестием. Однако в другом своем письме от 10 августа 1864 года к своему бывшему ректору по Киевской духовной академии епископу Иеремии (Соловьеву), епископ Феофан пишет, что своей новой Владимирской епархией и духовенством и народом он очень доволен, хотя и мало еще с ними знаком.
6 ноября 1863 года епископ Феофан утвердил представленный попечительством о бедных духовного звания доклад о создании училища для девиц духовного звания, который он ранее поручил им ему представить. В октябре 1863 года журнал «Православное обозрение» опубликовал записку «Письма из Владимира. Из местной хроники», посвященную переменам во Владимирской епархии после приезда епископа Феофана, в которой сообщалось, что с его прибытием «с 7 сентября открылись постоянные заседания комитета по обсуждению нового устава, проектированного для духовных семинарий», что в середине октября закончена постройка нового корпуса для семинарии и что с 1864 года запланировано издавать во Владимире новый духовный журнал.
Летом 1864 года во Владимирской духовной семинарии завершил обучение племянник епископа Феофана Затворника Иван Иванович Говоров по первому разряду, одиннадцатым в общем разрядном списке первого отделения. Иван Иванович Говоров (1842-1892) был первым сыном старшего брата святителя Феофана Затворника. После окончания Владимирской духовной семинарии все его дальнейшее священническое служение было связано с Успенском Княгинином женском монастырем в г. Владимире.
В «Летописи…» рассказывается и о попытке светских властей уничтожить надвратный храм на Золотых воротах в г. Владимире, чтобы на этом месте поставить водонапорную башню, но этого сделать им не удалось, при попытке проложить водопроводные трубы 2 июля 1864 года в район Золотых ворот произошло обрушение земли, пострадали двое чернорабочих, один из которых умер. В связи с этим на заседании губернского правления было принято решение построить водный резервуар, неподалеку от Золотых ворот на Козловом валу.
14 октября 1864 года в слободе Мстере Вязниковского уезда по благословению епископа Феофана было создано Богоявленское братство. Управление братство состояло исключительно из крестьян. Богоявленское православное братство действовало в слободе Мстере с 1864 по 1877 годы (См.: «Летопись…». Т. III. Кн. 1. С. 566). Это братство располагалось при церкви Богоявление Господня и насчитывало во время открытия 22 человека. Попечителем братства был утвержден епископом Феофаном временнообязанный крестьянин Александр Голышев, а благочинным священник Вишневецкий.
15 октября 1864 года состоялось первое собрание Богоявленского православного братства слободы Мстеры, на котором обсуждался вопрос о том, что члены братства П. И. Морозов и М. С. Куликов, «изъявили желание написать икону, изображающую Богоявление Господне, портрет преосвященного Феофана и икону князя Александра Невского».
Среди проповедей епископа Феофана за 1864 год, также можно выделить некоторые мысли, высказанные им по различным событиям. В своем Слове на Новый год, 1 января 1864 года, епископ Феофан отмечал, что новогоднее пожелание: «С новым годом, с новым счастьем», которым мы приветствуем друг друга не является пустым звуком, поскольку наша душа ожидает обновления, в будущей жизни.
В проповеди в день празднования Собора Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 ноября 1864 года епископ Феофан отмечает, что «Ангелы Божии, пока живы мы, суть наши хранители, защитники и руководители; по смерти же нашей на Страшном Суде будут неумолимыми исполнителями праведного о нас определения Божьего».
В поучении на праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 1864 года, епископ Феофан затрагивает тему учения о молитве. Святитель отмечает, что «стать пред иконою, дома или здесь, и класть поклоны не есть еще молитва, а принадлежность молитвы. <…> Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтоб во время наших молитвословий сии и подобные чувства исполняли душу нашу…».
В обозреваемой первой книги третьего тома «Летописи…» также содержатся некоторые краеведческие сведения о монастырях и церквах. В частности, приводится историческая справка о Сновицком Благовещенском монастыре: «первые письменные из найденных сведений о нем упоминается в документах XV века. В 1725 году он был приписан к Боголюбскому монастырю, а через два года опять восстановлен. Окончательно упразднен в 1764 году. Благовещенская монастырская церковь получила статус приходской. В настоящее время жизнь в обители возобновлена». Отмечается, что каменный кладбищенский князь-Владимирский трехпрестольный храм г. Владимира, был построен в честь равноапостольного великого князя Владимира в конце XVIII века после эпидемии чумы в России, когда кладбища стали устраивать за чертой города. А о церкви при Гусевском Хрустальном заводе сообщается, что во время епископского служения епископа Феофана на Владимирской кафедре он входил в состав Меленковского уезда. Этот храм был построен в 1816 году и освящен в честь праведных Богоотец Иоакима и Анны. В 1851 году к храму был пристроен теплый придел в честь Живоначальной Троицы.
Именной указатель, содержащийся в первой книги третьего тома обозреваемой «Летописи…», можно будет найти во второй книги третьего тома «Летописи…», в которой завершится рассмотрения епископского служения святителя Феофана на Владимирской кафедре.
Не менее 80 % собранной информации для «Летописи…», публикуется впервые, что делает ее уникальной и вносит весомый вклад в изучении Феофановской тематики в рамках издания полного собрания его творений.
Журнал «Православное книжное обозрение»