Хорошо вместе!

Автор: Романова Ирина Все новинки

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Тесный путь. Великим постом

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

Приближается Великий пост. Уже в прошедшую субботу мы услышали на Всенощном бдении слова покаянного песнопения, любимого многими верующими людьми: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». На воскресной Литургии снова вспомнили притчу о мытаре и фарисее. Эта евангельская притча, произнесенная Спасителем, учит нас смирению и дает образец молитвы, с помощью которой кающийся грешник привлекает к себе милость Божию. Впереди – Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде, затем Прощенное воскресение, сопровождаемое вспоминанием об Адамовом изгнании. Совсем немного времени осталось до Великого поста, и это время дано нам для подготовки к нему. А помогают нам в этом деле и богослужения Церкви, и чтение Священного Писания, и обращение к творениям святых отцов. В их ряду стоят сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), которого Святая Церковь называет учителем покаяния.


Сегодня на нашей книжной полке находятся два сборника, которые составлены на основе творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Один из них под названием – «Тесный путь» уже был представлен в нашей программе в прошлом году, в день памяти святого архипастыря. «Учение о тесном пути, преподанное Священным Писанием, излагается святыми отцами весьма сильно, глубоко, ясно, убедительно, в изобилии, как такой род пищи, который имеет важнейшее значение на духовной трапезе духовного слова». Тесный путь, заповеданный нам самим Господом Иисусом Христом в Его Святом Евангелии, вводит идущего им в вечные райские обители, а путь широкий и пространный ведет к вечной погибели в безднах ада.  Спросим себя, а по какому пути идем мы? – а предлагаемые поучения святителя Игнатия, собранные в книге «Тесный путь», помогут каждому честно ответить на это вопрос.

Второй сборник, о котором мы расскажем более подробно, называется – «Великим постом». Великий пост, как говорят издатели, – это время, когда воздержание, покаяние и молитва должны стать главным средоточием жизни христианина. Проверить себя: так ли мы проводим это время, и приносим ли мы добрый плод, который есть покаяние, нам помогут также поучения святителя Игнатия, раскрывающие суть постного подвига и правила его прохождения. Открывает книгу поучение архипастыря о спасении. Обращаясь к народу, святитель в частности, отмечает: «Все мы кратковременные странники на земле. Каждый из нас погостит на ней, сколько ему назначено Богом, и потом умрет, умрет непременно. И дома наши, и сады, и поля, и имущество, и самое тело будут отняты у нас смертью. Душа, одна душа со своими делами, добрыми или злыми, пойдет в вечность, в вечности будет или постоянно блаженствовать и радоваться, или постоянно мучиться, плакать и стонать. Побеседуем же о том, как нам спастись, как благоугодить Богу, как избавиться от горького ада, как наследовать рай сладости».

Святитель Игнатий наставляя народ, убеждает их «тщательно внимать его словам, чтоб понять их и помнить». И далее он перечисляет те средства, которые помогают нам достичь спасения. «Кто верный сын Православной Церкви, - говорит святой отец, - кто ежедневно, а еще лучше, если ежечасно, на всяком месте владычества Божия, вспоминает Бога и просит у Него милости и помощи, кто по воскресным и праздничным дням тщательно посещает храм Божий, а дома молится каждое утро и вечер, кто милостив к нищим и странным, кто приносит раскаяние в своих грехах и приобщается святых Христовых Таин, кто терпит великодушно посылаемые ему Богом скорби, кто тщательно занимается изучением слова Божия, тот имеет у себя драгоценный залог спасения». Но, как отмечает святитель, «ему еще предлежит подвиг: он необходимо должен хранить свое сокровище - свое спасение - от грехов, особливо от грехов смертных».

Все мы знаем, что нет такого человека, который бы не грешил. Все мы, по словам святителя, «заражены суетными и греховными пристрастиями». Но даже тому, кто находится «в глубокой пропасти, во аде грехопадения», всегда придет на помощь – покаяние. По учению святителя Игнатия, покаяние – это единственно возможный путь, который ведет человека ко спасению, потому что «за покаяние Бог дарует прощение грехов». О покаянии святитель беседует с нами со страниц этой книги. Сначала две беседы в дни Богоявления, когда мы вспоминаем Крещение Господа нашего Иисуса Христа и то, что «Предтеча Спасителя и Сам Спаситель начали проповедь к падшему человечеству с призвания его к покаянию и с обетования Небесного Царства за удовлетворительное покаяние». «Покаяние, - по словам святителя, - есть первая новозаветная заповедь; покаяние есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели».

В первую подготовительную неделю к Великому посту мы, как уже отмечалось, слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее. «По какой причине Святая Церковь положила чтение этого Евангелия пред вступлением в поприще Великого поста?» Как говорит святитель Игнатий, - «с целью охранить нас от самомнения и уничижения ближних, при которых чувство покаяния никак не может усвоиться сердцу. Если ж пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность». Чтобы этого не случилось, Господь на примере мытаря и фарисея показывает нам, что нужно «неусыпно следить за собою, замечать свои недостатки и погрешности», научиться «богоугодному предстоянию пред Богом, за которое похвален Евангелием смиренный мытарь. Молясь Богу из глубины и искренности сердечного сознания в греховности, мы наверно получим прощение грехов и обилие истинных благ, временных и вечных: «яко всяк смиряяй себе, вознесется» всесильною и всеблагою десницею Господа Бога, Творца и Спасителя нашего».

Обратившись к поучению святителя Игнатия, которое он преподал народу во вторую подготовительную неделю к Великому посту, Неделю о блудном сыне, - мы увидим, что он снова напоминает нам о том, «в чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это - подвиг покаяния. В настоящие дни, - говорит святитель, - мы стоим пред временем, преимущественно посвященному покаянию, как бы пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь: «покаяния отверзи» нам «двери, Жизнодавче!» Что наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во Евангелии притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое, бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние. «Радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лк. 15, 10), - возвестил Господь человекам, призывая их к покаянию, и, чтоб эти слова Его сильнее запечатлелись в сердцах слышателей, благоволил дополнить их притчею».

Евангельская притча, - как отмечает святитель, - это Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человеческого слова, в которую благоволило облечься Слово Божие! Премудро установила Святая Церковь всенародное чтение притчи (о блудном сыне) пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов - первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает «радоваться и веселиться, яко меньший брат их - род человеческий – был мертв и ожил: пропадал и нашелся» при посредстве Искупителя (Лк. 15, 32).

В следующую Неделю о Страшном суде святитель Игнатий напоминает нам, что «неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд. Неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти». Поэтому святой отец призывает нас «бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки». Всему этому способствует время Великого поста, в последнюю подготовительную неделю которого Святая Церковь призывает нас: «отпустите, простите ближним согрешения их пред вами». И как говорит святитель Игнатий: «Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 14-15).


Неустанно к покаянию призывает нас святитель Игнатий своими трудами, своими проповедями и словами, главное содержание которых – ревностное желание помочь христианам возгореться духом к искоренению порока и насаждению внутреннего благочестия в их сердцах. И сегодня, когда до Великого поста осталось совсем немного времени, услышим слова святителя, обращенные ко всем нам: «Употребим время, назначенное святою Церковию для приуготовления к подвигам святой Четыредесятницы, сообразно его назначению. Употребим его на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! Да будет радование наше бесконечно!» Этими словами святителя Игнатия (Брянчанинова) мы и завершаем нашу программу. 


Телеканал СОЮЗ