Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

М.: Благовест, 2021. — 352 с., ил.


16 июня 1896 года в деревне Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии в семье Бориса и Глафиры Максимовичей родился первенец, названный в крещении Михаилом. Мальчик от рождения был слабеньким и болезненным, так что родители часто переживали за его здоровье. Однако это стало одним из стимулов рано развившейся религиозности мальчика. Еще одну важную роль в его жизни сыграло неоднократное паломничество вместе с родителями в ближайший Святогорский монастырь. После посещения обители маленький Михаил даже своих солдатиков переодел в черную одежду и стал играть в монастырь. А ежедневное чтение житий святых и долгие молитвы перед иконами всё больше и больше укрепляли его в стремлении стать монахом. Так начинался подвижнический путь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, о котором рассказывает эта книга.


1. Книга «Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский» вышла в свет в издательстве Благовест и предназначена для широкого круга читателей. В ней представлено жизнеописание святого, рассказ об обретении честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, его прославлении и почитании, свидетельства о прижизненных и посмертных чудесах, явленных по молитвам к святому архипастырю, поучения, взятые из творений владыки Иоанна, акафист святителю. Также в книге представлены три приложения, в которых читатели найдут рассказ о Русской Православной Церкви Заграницей., воспоминания о святителе Иоанне и историю собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», строительством которого руководил владыка Иоанн.

2. В настоящее время этот величественный пятикупольный собор является одной из достопримечательностей города Сан-Франциско и духовным центром русского Православия на западном побережье Америки. Главная святыня собора - мощи святителя Иоанна, чудотворца Шанхайского и Сан-Францисского, обретенные нетленными в 1993 году. Во время прославления святителя Иоанна в 1994-м мощи были перенесены в храм из усыпальницы (под собором). В Северной Америке его мощи являются единственными полностью нетленными мощами. По субботам до всенощной перед ракой с мощами святителя Иоанна служится молебен. Святое масло от неугасимой лампады, находящейся у раки, высылается по всему миру для тех, кто ищет помощи от святителя. Доступ к мощам святителя открыт постоянно. 

3. Как отмечает в предисловии книги ее составитель Анна Маркова, святитель Иоанн (Максимович) по праву называется «вселенским чудотворцем» - его деятельность проходила на четырех континентах, а почитание за весьма короткий срок со дня его кончины распространилось куда шире - везде, где есть православные храмы, почитается имя владыки Иоанна. Этот святой очень близок нам - его служение проходило в 20 веке - от нас его отделяют всего пятьдесят лет и еще живы те, кто общался с ним при жизни. Тем не менее, его жизнь напоминает житие древнего святого - преподобного или юродивого.

4. Он родился в дворянской семье на Украине и с ранних лет стремился к монашеству. Его родители напротив старались дать сыну хорошее светское образование и мечтали о том, чтобы он сделает карьеру в миру. Будучи послушным сыном, он лишь молился Богу об устроении его жизни в монашестве. Революция и гражданская война разрушили весь традиционный уклад, и семья Максимовичей оказалась в эмиграции в Югославии. Здесь Михаил Максимович - будущий владыка Иоанн - смог, наконец, осуществить свою мечту - получить богословское образование и принять монашество. Он был пострижен в Мильковом монастыре в Югославии. Со дня своего пострига и до кончины он вел строго подвижнический образ жизни.

5. Основой его подвига были пост и молитва. Обычно он принимал пищу только один раз в день. А во время Великого и Рождественского постов вкушал только просфоры. Все ночи он проводил в молитве, лишь ненадолго забываясь сном прямо на полу перед иконами. Его рясы и подрясники всегда были из самой дешевой ткани. В любую погоду он ходил либо в сандалиях на босу ногу, либо вообще босиком. Лишь после строгого замечания Архиерейского Синода, уже в конце жизни, он стал носить ботинки. Строгое подвижничество сочеталось в святом Иоанне с великой христианской любовью. Он никогда не держал ни на кого зла, и каждого готов был принять, как родного человека.

6. Очень скоро после пострига он по послушанию вынужден был оставить Милькову обитель и нести служение в миру. Рукоположенный во иеромонаха он несколько лет занимался преподавательской деятельностью, а затем согласно избранию Зарубежного Синода был избран епископом Шанхайским, викарием Пекинской епархии. Прибыв на служение в Китай, святитель столкнулся со многими проблемами - это и церковное разделение, и недостаток материальных средств в епархиальной казне, и страшная бедность паствы. Владыка Иоанн никогда не был ни хозяйственником, ни политиком - он был подвижником и молитвенником, но тем не менее ему удалось и преодолеть церковные разделения, и наладить хозяйственную сторону епархиальной жизни. При этом он никогда не забывал о своей пастве: для помощи нуждающимся он организовал детский приют и разные благотворительные организации.

7. Когда после Второй Мировой войны в Китае пришли к власти коммунисты, владыка Иоанн вывез свою паству на Филиппины. А следующим местом его служения стала западная Европа - по решению Архиерейского Синода Зарубежной Церкви он стал архиепископом Западноевропейским. Здесь все разделения были уже оформлены и жизнь паствы более или менее налажена, так что владыка Иоанн смог больше времени уделить миссионерской деятельности. При этом он не оставлял своего подвижничества, к которому привыкла его паства, но которому удивлялись инославные - как известно среди французских католиков он прослыл святым «Жаном Босым». Как и православная паства владыки Иоанна они чтили его дар чудотворений и обращались к нему за помощью.

8. Но после десятилетнего служения в Западной Европе, святитель вновь по послушанию переехал на новое место служения - в Америку. Последняя кафедра - Сан-Францисская стала для святителя Иоанна Голгофой. Здесь он столкнулся с противодействием лжебратии - не понимая высокого духовного устроения владыки Иоанна, его христианской любви ко всему миру, они готовы были стереть его с лица земли, что было крайне тяжким испытанием для святителя. Но святитель Иоанн уже стоял на пороге небесного Царства. Предчувствуя свою кончину, он отправился в архипастырскую поездку по епархии, во время которой и отошел ко Господу 2 июля 1966 года.

***

Протоиерей Петр Перекрестов, более четверти века проходивший свое пастырское служение рядом с мощами святителя Иоанна и будучи свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки, отмечает, что все это убедило его в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой... А по словам публициста Егора Холмогорова, святителю Иоанну было суждено явить в середине 20 века пример того, что дары Святого Духа не оскудели в наше время - лишь бы были те, кто достоин их принять. Он был великим молитвенником и аскетом, чудотворцем и целителем, пророком и старцем, богословом и церковным деятелем, наконец - исповедником, юродивым и мучеником. В одном слабом человеке сошлось столько ярких благодатных дарований, что вновь и вновь напоминает нам о том, сила Божия в немощи совершается. Об этом свидетельствует жизнь святителя Иоанна.

Телеканал "Союз"/У книжной полки