Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

Святитель Лука — драгоценный дар нам

  • Автор обзора: Иртенина Наталья

Праведник века. Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). 
Красноярск: «Красноярское воскресение», 2019. 120 с.


На конкурсе «Просвещение через книгу» в 2020 году отмечены дипломами сразу два издания, посвященных выдающейся личности XX столетия — целителю и святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Надо сказать, что недостатка в литературе об этом исповеднике веры и талантливейшем враче на книжном рынке не наблюдается. Напротив, множество людей — историков, писателей, церковных деятелей — занимаются исследованием его жизни, исповеднического подвига, научного, богословско-литературного и духовного наследия. Книги о святителе Луке, предназначенные для читателя с разным уровнем подготовки, издаются, можно сказать, регулярно. И это добрый знак, свидетельствующий о духовном оздоровлении читающей публики.

В коротком слове, предваряющем это издание, глава Красноярской митрополии владыка Пантелеимон сформулировал, почему в наше время так важно для общества прикасаться к наследию святителя Луки, а для людей Церкви — изучать многообразный жизненный опыт этой выдающейся личности: «Его архипастырский подвиг, многочисленные научные труды и вся исповедническая жизнь имеют колоссальное значение для понимания современной миссии Церкви в этом мире, “лежащем во зле”». 

Действительно, христианская проповедь в современном мире направлена на человека, лишенного цельности, единства разумно-душевного восприятия мира — того что обозначается христианским словом «целомудрие» в изначально-глубинном его смысле. Для человека, в котором нет мудрости, соединяющей в единое целое рациональную, рассудочную и иррациональную, духовную картину мира, эта утрата выражается прежде всего в том, что он противопоставляет разум и веру, науку и религию, логический или «лабораторный» способ познания мира — и опыт богопознания, через который познается и богосотворенная реальность. Святитель Лука — пример человека, соединившего в себе, как любой верующий во Христа ученый, религию и науку. Но пример этот изумителен и уникален — тем, что ученый с мировым именем исполнил до конца заповедь Христову «будьте совершенны как Отец ваш Небесный». Иными словами, стяжал святость, идя по пути любви, милосердия, терпения скорбей, несения до конца своего креста, исповедания Христа пред людьми во времена гонений на Церковь, хранения веры в узах, в тесноте, во тьме нового язычества, накрывшей страну. 

Этот пример не может не поражать, оставлять равнодушным. Более того, святитель Лука до последних дней своих оставался на позиции не просто хранителя веры, но активного проповедника ее в массах обезверившегося и от того страдающего народа. В своих книгах — «Дух, душа и тело», «Наука и религия» — он обращался к разуму людей, ведя их, как опытный проводник, от знания к вере, тогда как сам, будучи христианином от юности, прошел этот путь в обратном направлении, от веры к знаниям. Ученый врач и христианин, верующий «в середу и пятницу», говоря словами другого ученого христианина К.Н. Леонтьева, — что может быть абсурднее, на взгляд отрицателей бытия Божия? Однако это факт, требующий от человека, если он разумен и честен с собой, осмысления.
  
Святитель Лука — бесценный дар Божий, милость Господня нашему сегодняшнему обществу, миру, лежащему не только во зле, но в каком-то младенческом неразумии, понимаемом, однако, как пик развития человеческого сознания. И в этом смысле святой Лука — неоспоримый аргумент, который Церковь предъявляет миру. 

Занятно, но и для советского правительства архиепископ Лука одно время (в первые послевоенные годы) был своего рода аргументом, «козырем» перед внешним миром. Этот эпизод — когда святителя начали прославлять те, кто прежде держал его в тюрьмах и мучил в ссылках, — есть в книге. Отношение владыки Луки к этому было истинно христианским: если есть от сей славы польза для обращения людей ко Христу — слава Богу! «Моя слава — большое торжество для Церкви, как телеграфировал патриарх», — пишет он. И это торжество, надо добавить, длится поныне и не перестанет. 

Книга «Праведник века», изданная в Красноярске — столице края, где владыка отбывал две свои ссылки из трех, где началась его внешняя слава в миру, — не столько жизнеописание, сколько сборник памяти святителя. Книга состоит из пары биографических очерков, а также краткого повествования о том, как в Красноярском крае увековечивается память святителя (устанавливаются памятники, строятся храмы его имени, издаются книги и пр.). 

Интересна добавленная в сборник история монастырского послушника, бывшего атеиста, уповавшего лишь на себя и свою силу: как Господь исцелил его душу через посланную физическую травму, а святой Лука — через пострадавшую плоть. Всего одна история о чуде из тысяч, которые могут рассказать исцеленные святителем. Но она трогает душу смиренномудрыми размышлениями героя очерка, который раньше был поражен «жестокой слепотой»: «Господь совершает во мне покаяние, перемену, открывает разум постепенно…». Эти слова перекликаются с некоторыми из проповедей святителя Луки, помещенных в конце книги: «Как идет процесс прозрения человека и человечества, идущего за Христом? Идет медленно и постепенно, как Господь медленно и постепенно исцелил слепого. Идите шаг за шагом к духовному прозрению…» Чудо — лишь начало пути, оно посылается человеку для укрепления его воли в следовании этим путем.

Отдельно стоит сказать о вошедшей в книгу части материалов одной из научных конференций, посвященных святителю Луке и проведенных на базе Министерства обороны России. Это доклад, подписанный именами врачей с учеными степенями в медицине. Его авторы пишут о большом практическом значении научного, врачебно-практического и духовного наследия святителя для воспитания новых поколений врачей и медицинских работников. Научные труды его доныне востребованы и служат практическими пособиями. Его врачебная практика служит примером сострадательного, милосердного — притом систематического и обязательного — отношения к больным и вообще к людям. «Полезны ли были дела милосердия для его медицинской деятельности? — вопрошают ученые медики. — Да, очень полезны!» Потому что благодать Божия, которую владыка Лука стяжал своим милосердием, усиливала эффективность его работы — сам Господь помогал его руками страдальцам. Тот же «практический результат» имело исповедничество святителя, хранение веры в самых тяжелых обстоятельствах жизни. Высокий процент успешно вылеченных им раненых и больных имел причиной не только глубокие медицинские знания владыки, но и «проявляющуюся через него как священнослужителя волю Божию. Так было при его жизни, так стало и после его смерти…»

Выводы авторов доклада: изучение наследия святителя Луки будет способствовать повышению профессионального и нравственного уровня современных врачей. В «эпоху коммерциализации медицины» это особенно важно, и поэтому «нам, врачам… следует не стесняться и стремиться брать пример со святителя Луки в нашей врачебной деятельности». Отрадно читать такие строки. 

Стоит повторить: святитель Лука — бесценный дар Божий современному миру. Создатели книги «Праведник века» выразили эту мысль буквально. Издание оформлено как подарочное. Открывается бархатный футляр и вынимается драгоценность: книга о великом святом XX века с его иконкой в клапане на форзаце — благословением митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.