Святитель Василий Великий. О Крещении

Святитель Василий Великий. О Крещении.

В одной из своих бесед, посвященной Таинству Крещения, святитель Василий Великий говорит: «Премудрый Соломон, разбирая времена для житейских дел, и всему, что ни бывает, определяя собственное свое время, сказал: «всем время и время всякой вещи: время раждати и время умирати». А я, возглашая вам спасительную проповедь, изменил бы несколько изречение премудрого и сказал: время умирать, и время рождаться». Для многих непросвещенных людей эти слова святителя могут показаться странными. Но именно в Таинстве Крещения происходит подобный переворот: человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. Этому Таинству посвящено небольшое произведение святителя Василия Великого, которое так и называется «О Крещении». Об этой книге, вышедшей в свет в издательстве Сибирская Благозвонница, и пойдет речь далее в нашей программе. ***

«Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Бога Живаго (Мф. 16:16), после Своего Воскресения из мертвых, приняв обетование Бога и Отца Своего, рекшего через пророка Давида: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс. 2:7–8), и восприняв Своих учеников, явил им сначала данную Ему от Отца власть, сказав: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), а уж затем послал их на проповедь, говоря: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19–20). Итак, хотя сначала Господь повелевает: научите все народы, а уж затем, следуя по порядку, прибавляет: крестя их и последующее, вы, умолчав о первом, требуете от нас объяснения второго; мы же, рассудив поступать согласно заповеди апостола: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15), предлагаем слово о Крещении в соответствии с Евангелием Господним, имеющим превосходство над тем [крещением], что было от блаженного Иоанна [Предтечи], и напоминаем [лишь] малое из многого, что сказано о том в Богодухновенных Писаниях».

Такими словами святителя Василия Великого начинается небольшое произведение экклезиологического и нравственно-аскетического характера «О Крещении» в двух частях. Оно посвящено разностороннему святоотеческому осмыслению великого Таинства Святого Крещения как рождения христианина в обновленную жизнь в Боге, и в целом помещает Таинство Крещения в общий контекст христианской жизни среди таких ее важнейших составляющих, как Святое Причащение, исполнение заповедей, христианские добродетели. Данное произведение отсутствовало в дореволюционных изданиях Творений святитель Василия и впервые опубликовано было в 2009 году.


Кстати сказать, по словам профессора Алексея Ивановича Сидорова, «начиная с 17 века подлинность трактата «О Крещении» оспаривалась некоторыми учеными. Но в 20 веке исследования, проведенные серьезными знатоками творчества святитель Василия, рассеяли эти сомнения, и в настоящее время вряд ли можно с достаточными основаниями отрицать авторство Кесарийского архипастыря. Личное знакомство с этим сочинением также оставляет впечатление, что оно написано св. Василием и имеет многие черты сходства с его «Нравственными правилами». Судя по всему, трактат представляет собою стенографическую запись (осуществленную скорописцами) устных собеседований святителя с паствой, среди которой большинство составляли, вероятно, монахи. Датируется он примерно 366 годом.

Отмечается и характерная черта трактата: он более чем наполовину составлен из фраз и выражений, восходящих к Священному Писанию, причем доля новозаветных выражений значительно превосходит ветхозаветные. Что же касается содержания трактата, об этом профессор Сидоров говорит следующее: «первая часть книги, состоящая из трех глав, начинается с увещания стать учениками Господа еще до принятия святого Крещения. А таким учеником Господа становится всякий человек, приходящий ко Христу, чтобы следовать Ему. Всякий, кто будет слушать слова Его, верить в Него и подчиняться Ему как Владыке, Царю, Врачу и Учителю истины в надежде на жизнь вечную, незыблемо пребывая в таком расположении. Это предполагает избавление от греха и угнетения или тирании диавола. Более того, быть учеником Господа, согласно святителю, значит не только презирать житейские блага и необходимые для жизни вещи, но и стать выше своих социальных и родственных связей, обусловливаемых законом и естеством. Этому учит нас Сам Господь через Евангелие.

Во второй главе первой части говорится непосредственно о таинстве Крещения, которое мыслится как «рождение свыше» и необходимое условие вхождения в Царство Небесное. Условием этого горнего рождения, по словам святителя, является «предваряющая благодать Божия», позволяющая нам действовать в духе любви Христовой и по вере, а также вступать на путь умерщвления грехов. Встать на такой путь было бы невозможно, если бы в Вочеловечивании Господа не осуществилось «Домостроительство отпущения наших грехов», явившее великое Человеколюбие Божие. Говоря о крещении во имя трех Лиц Святой Троицы, святитель начинает со Святого Духа, подчеркивая, что рожденные от Духа становятся Духом.

Исходя из высказывания св. апостола Павла «наше жительство на небесах», св. Василий замечает, что тело свое мы влачим как тень на земле, а душу соблюдаем как сожительницу обитателей неба. После крещения во имя Святого Духа, когда мы во внутреннем человеке своем рождаемся свыше благодаря обновлению ума, мы получаем крещение во имя Единородного Сына Божия. И сбросив ризу ветхого человека, облачаемся в нового человека по Христу. Заключительным этапом таинства служит крещение во имя Отца, когда мы становимся чадами Божиими. В третьей, самой короткой главе первой части, по словам Алексея Ивановича, речь идет о Евхаристии, которая неразрывно сопряжена с таинством Крещения и которую св. Василий называет «пищей жизни вечной».

Вторая часть книги «О Крещении» по структуре и по форме существенным образом отличается от первой. Она содержит 13 сравнительно небольших по объему глав и написана в жанре «вопросов и ответов». Например, первый из вопросов звучит так: «Всякий ли, крещенный евангельским Крещением Господа нашего Иисуса Христа, должен умереть для греха, жить же для Бога во Христе Иисусе?» Приведя многочисленные цитаты из Нового Завета, автор отвечает на вопрос, естественно, утвердительно: «крестившийся в смерть Господню умер для себя и для мира» и, конечно же, «для греха». Вторая глава касается чистоты сердца совести священников, приступающих к совершению таинств: для святителя Василия, опять же ссылающегося на св. апостола Павла, внутренняя чистота является необходимым условием священнического служения.

Продолжая эту тему, святитель в третьей главе указывает на необходимость той же чистоты для всех приобщающихся Святых Таин в Евхаристии. В четвертой - рассуждает о внутреннем созвучии различных Божиих глаголов и заповедей, которые внешне иногда кажутся противоречащими друг другу. По мнению автора, эти глаголы и заповеди взаимно дополняют и объясняют друг друга, а потому опасно следовать какой-либо одной заповеди, оставляя без внимания или пренебрегая прочими, В таком духе выдержаны и остальные главы. В целом же, как отмечает профессор, рассматриваемое сочинение св. Василия дает сравнительно мало материала для понимания конкретных деталей таинства Крещения и Евхаристии, как они совершались в 4 веке. Преимущественно трактат «О Крещении» посвящен субъективной нравственно-аскетической подготовке человека к участию в церковных таинствах», которые необходимы каждому православному христианину на пути ко спасению.


По словам святителя Василия, «для каждого дела есть свое пригодное время. Свое время - сну, свое - бодрствованию, свое - войне и свое – миру, но время крещению - вся жизнь человеческая. Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца, ибо неведение Бога - смерть для души». Как отмечает святитель, «не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога. Поэтому ко спасению посредством крещения благопотребно всякое время, будет ли это ночь, или день, или час, или мгновение, или и еще кратчайшая часть времени». Этими словами святителя Василия мы и завершаем нашу программу


Телеканал СОЮЗ