Хорошо вместе!

Автор: Романова Ирина Все новинки

Святоотеческое наследие и церковные древности

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 7. Работы по истории Древней Церкви и русскому богословию
  • Автор книги: Сидоров Алексей

М.: Сибирская Благозвонница, 2022. — 670 с.


Сегодня мы предлагаем вашему вниманию седьмой, заключительный том собрания сочинений нашего известного современника, недавно отошедшего в мир иной, - профессора МДА Алексея Ивановича Сидорова. Сфера его научной деятельности преимущественно охватывает область патрологии и истории древней Церкви. Ему принадлежат более 100 научных работ, значительная часть которых - переводы творений святых отцов Церкви и древнецерковных писателей, снабженные обширными вступительными статьями и массивными комментариями. Являясь преподавателем духовной школы, он в помощь своим студентам решил собрать всё, что было написано им более чем за 30 лет в одно многотомное издание под названием «Святоотеческое наследие и церковные древности», о котором мы уже рассказывали в рамках нашей программы. Последний том из этого издания сегодня на нашей книжной полке.


1. Прежде чем перейти к седьмому тому сочинений «Святоотеческое наследие и церковные древности», напомним названия предыдущих шести томов: «Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)», «Доникейские отцы Церкви и церковные писатели»; «Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия»; «Древнее монашество и возникновение монашеской письменности»; «От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров» и «Очерки по византийской патрологии». Завершающий том 7-й называется «Работы по истории Древней Церкви и русскому богословию».

2. Эта книга включает в себя тексты, написанные в течение 13 лет с 1996 по 2008 годы. Делится она на два раздела. Раздел первый - по истории Древней Церкви содержит как общие размышления о сути и методе истории Церкви как предмета, обзор древнецерковной историографии, так и собственно обозрение истории становления Церкви в I-III вв. и написан на основе преподававшегося Алексеем Ивановичем в Академии курса истории Древней Церкви. Как отмечает редактор книги Павел Кириллович Доброцветов, мы не ошибемся, если заметим, что история для почившего профессора, окончившего исторический факультет МГУ и получившего там научную степень кандидата исторических наук, а затем в ПСТГУ и степень доктора церковной истории, была его родной стихией.

3. Саму святоотеческую письменность автор зачастую рассматривал через историческую призму - в смысле истории персоналий, сочинений и идей. А вот что сам автор пишет вообще об истории. «Что касается (самого) понятия, то наш выдающийся ученый Василий Васильевич Болотов отмечает, что слово «история» происходит от глагола «знаю», «ведаю», который, в отличие от сходного глагола «знаю умом», часто обозначает знание, даруемое непосредственным видением. Поэтому «историк», в его исконном значении, - это «человек, который подчиняется влечению своей природы - всё знать, стремится удовлетворить жажде знания».

4. История, - по словам автора, - есть расспрашивание, разузнавание человеком чего-либо совершившегося, - и самое стремление быть свидетелем событий. В этом значении слово «история» в греческом языке удерживалось до позднейших времен. Правда, быть непосредственным свидетелем описываемых событий историку приходится очень редко, а поэтому под историей чаще подразумевалось «повествование о замечательных событиях прошедшего времени, о которых рассказ интересно получить от лица хорошо осведомленного, словом, из источника вполне достоверного». Исходя из этого, как отмечает автор, на первый взгляд задачи науки истории очень просты: собрать и записать сведения о более или менее значительных событиях прошлого, и записать как можно более толково и доходчиво.

5. Так, например, «отец истории» Геродот в зачине известного своего труда написал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности». Однако при ближайшем рассмотрении эта, как кажется, простейшая задача, то есть изложить прошлые события «так, как они были», представляется весьма сложной. Даже установление того или иного факта прошлого требует от историка огромных усилий, кропотливого анализа источников, сравнения этого источника с другими и т.д. Чтобы обрести крупинку золота, ему иногда приходится просеивать гору песка.

6. Еще больше сложностей возникает тогда, когда является необходимость произвести точную «хронологическую привязку» событий прошлого. Особенно это трудно для Древней и средневековой истории: наличие различных хронологических от счетов, а также хронологическая путаница чрезвычайно затрудняют здесь работу историка. Но если он справляется с эти задачами, то достигает только первого уровня исторического знания. О том, какие еще уровни имеет историческое знание и как история раскрывается на богословском уровне, читайте в первом разделе этой книги. А ее второй раздел - посвящен русскому богословию.

7. Он содержит одиннадцать работ, также рассеянных в основном в виде предисловий и вступительных статей к различным изданиям и собранных в этом томе воедино, о выдающихся русских богословах и деятелях церковной науки 18-20 веков. Это канонизированных в лике святых святители Феофан Затворник и Филарет (Гумилевский), сщмч. Иларион (Троицкий), мч. Иоанн (Попов), и не канонизированные - митрополиты Макарий (Булгаков) и Макарий (Оксиюк), архимандрит Киприан (Керн), Василий Васильевич Болотов, Александр Львович Катанский, Николай Никанорович Глубоковский, Сергей Михайлович Зарин.

8. Написанные в разное время и по разным поводам, эти работы, помещенные вкупе, представляют собой интереснейшую галерею персоналий, относящихся к разным эпохам жизни Русской Церкви, однако оставивших после себя важные научные труды и объединенных вовлеченностью в церковную науку по изучению святых отцов или обращавшихся в той или иной мере к их наследию. При этом автор, как правило, не ограничивается лишь научной биографией исследуемых персоналий, но старается выпукло показать и их личность, зачастую начиная с семьи и детства, формирование их характера и строя мысли, их образование и воспринятые ими влияния, демонстрируя живой процесс становления их как церковных ученых и деятелей.

***

По словам Алексея Ивановича Сидорова, «перед историком Церкви часто стоят просто титанические задачи... При этом духовное разумение должно его вести «средним царским путем, избавляя от пристрастий, но умножая рвение к Истине, то есть к Православию. Роль личности церковного историка (как и просто историка) очень велика в церковно-исторической науке... где от личности историка зависит верность и точность изображения земного бытия Богочеловеческого Организма...» Завершая эту программу, отметим, что позиция самого автора характеризуется православностью взгляда, научностью метода и достаточной мерой популярности в изложении, благодаря чему эта книга будет интересна не толь­ко преподавателям и учащимся духовных и теологических учебных заведений, но и всем тем, кого интересуют история Церкви и церковного богословия.

Телеканал "Союз"/У книжной полки