Святой Димитрий

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Святой Димитрий

М.: Сибирская Благозвонница, 2013. — 480 с.


На Руси имя «Дмитрий» часто связывали с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского неотделимо от памяти защитника нашей Родины - великого князя московского Димитрия Донского. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством этих святых. В Святцах можно найти еще немало святых с именем Димитрий. Самые известные из них, это святитель Димитрий Ростовский, прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец, благоверный царевич Димитрий Угличский. А как много тех, кто малоизвестен, тех, кто пострадал за веру в 20 столетии. О некоторых святых с именем Димитрий рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Святой Димитрий».


1. В этой книге собраны жития святых, носивших имя Димитрий и оставивших свой славный след в истории Руси. И хотя происхождение этого имени имеет греческие корни, оно свято для русского человека. На первых же страницах русской летописи мы встречаемся с упоминанием о святом великомученике Димитрии Солунском. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем в 907 году, как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». А в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа. Быть может, поэтому и данный сборник берет свое начало от жития святого воина.

2. Для тех, кто не знаком с житием великомученика Димитрия Солунского, вкратце расскажем о нем. Был он сыном римского проконсула в Фессалониках. Занимая эту должность, отец будущего мученика не мог открыто исповедовать христианскую веру, поэтому родители святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда отец умер, а Димитрий достиг совершеннолетия, он был назначен на место отца. В его обязанности входило защищать город от набегов варваров и истреблять христиан. Но вместо этого святой Димитрий, открыто исповедав себя христианином, стал учить жителей города истинной вере, за что и был казнен 8 ноября 306 года. Спустя столетие нетленные мощи святого стали мироточить, в результате чего Святая Церковь стала именовать его Мироточивым.

3. Помимо жития в первую часть книги входят краткие рассказы о чудесах, которые происходили по молитве к великомученику, о его почитании, распространившемся по всему миру. Здесь же читатели найдут акафист и молитвы святому. О церковном почитании святого в Русской Церкви, как пишут издатели, началось сразу после Крещения Руси. Храмы, посвященные великомученику, имелись почти в каждом значительном русском городе. В 1197 году из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем была перенесена икона великомученика Димитрия, написанная на доске от гроба святого и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня благоверным великим князем Дмитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

4. Как отмечают издатели, в Древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам патриарх в присутствии государя. Память Солунского святого связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Об особом почитании на Руси великомученика Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Имя Димитрий наряду с именем Георгий долгое время занимало одно из самых почетных мест в русском княжеском (позднее царском) христианском ономастиконе (именном словаре).

5. Следующий святой, о котором рассказывает эта книга, это благоверный великий князь Димитрий Донской. Он был ревностным почитателем великомученика Димитрия Солунского. Родился князь в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

6. За победу на Куликовом поле в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. А в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благо­верного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция сохранилась и по сей день. Когда в 1389 году великий князь Димитрий Иоаннович на 41-м году жизни умер, его кончина поразила всю Русь. И как отмечают издатели, праведный подвиг князя, отдавшего «душу свою за други своя», не был забыт православным верующим народом. Он побуждает и ныне чад церковных к служению на благо Родины и ее народа. Подробнее о жизни благоверного князя Димитрия Донского говорится во второй части книги.

7. А продолжают ее житие святого покровителя Вологды, преподобного Димитрия Прилуцкого. Как говорится в его житии, вологодский чудотворец очень много значил в жизни каждого вологжанина. Его именем вплоть до начала 20 века любили нарекать мальчиков при рождении. Так, например, и история рождения святителя Игнатия (Брянчанинова) связана с преподобным Димитрием. Именно по молитвам к чудотворцу появился будущий учитель покаяния и имя святого было дано ему при крещении. Рассказывает эта книга и о последнем удельном князе - благоверном царевиче Димитрии Угличском, о составителе Четьих-Миней - святителе Димитрие Ростовском, а также о 22-х новомучениках Церкви Русской.

***

Наверное, в каждой верующей семье есть особо почитаемые святые, сыгравшие и играющие в ее жизни важную роль. Для кого-то лучиком света, освещающим дорогу к Богу, стал святой первых веков христианства, для кого-то – живший в 20 веке. Но все они, «святые каждого поколения, - по словам прп. Симеона Нового Богослова, - «соединяясь с теми, кто умер прежде, и, подобно им, наполняясь светом, становятся золотой цепью, где каждый святой составляет отдельное звено, соединенное с другими верой, делами и любовью. Так в Едином Боге они образуют единую цепь, которую нелегко порвать». Пример такому единению в Боге читатели найдут и на страницах книги «Святой Димитрий».

Телеканал "Союз"/У книжной полки