Святой великомученик и целитель Пантелеимон

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Святой великомученик и целитель Пантелеимон

М.: Благовест, 2019. — 240 с.


В жизни православных монастырей бывают такие события, которые по своему значению выходят далеко за границы данной обители и надолго остаются в памяти целых поколений. Подобного рода событие произошло в 1996 году на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Именно тогда величайшая святыня этого древнего монастыря и всего Афона – честная глава великомученика и целителя Пантелеимона - впервые была принесена со Святой Горы в столицу России Москву. В первопрестольном граде святые мощи пребывали почти 50 дней, и за это время к ним пришли поклониться сотни тысяч православных людей. Рассказ об этом знаменательном событии, житие святого, а также свидетельства его чудесной помощи, собраны в книге, которая вышла в свет в издательстве Благовест. Она называется «Святой великомученик и целитель Пантелеимон».


1. В этой книге рассказывается о жизни и многочисленных прижизненных и посмертных чудесах святого великомученика и целителя Пантелеимона, прошедшего спасительный путь приближения и уподобления Господу Богу. Он был милостивым, и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. В книге повествуется и о Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где покоится честная глава святого великомученика, и о пребывании ее в Москве в 1996 году. Приводится также Акафист великомученику и отрывок из книги Бориса Константиновича Зайцева «Святой Афон» о монастыре святого Пантелеимона.

2. В предисловии книги ее составитель Андрей Плюснин пишет: «Каждый день святая Церковь, а вместе с ней и верующие люди совершают память святых угодников Божиих. Делается это для того, чтобы мы обращались к ним с молитвой и, научаясь их добродетелям, освящались их святостью. Так происходит не потому, что мы лишены возможности обращаться непосредственно к Богу или что Господь в таком случае не слышит нас. Он вселюбящий Отец и принимает всякого приходящего к Нему, но воля Его такова, чтобы мы, обращаясь к святым, общались с ними и соединялись в Нем, а размышляя об их святости, думали о своей жизни, цели и призвании. Возможность общения со святыми в единой христианской семье в вере и любви, в чистоте и святости, в молитве - это дар Божий, за который необходимо благодарить Господа.

3. Жизнь великомученика Пантелеимона, о которой рассказывает первая часть книги, показывает нам этот истинный путь приближения и уподобления человека Богу. Бог не только велик и славен, и силен, Он еще и милостив. И святого Пантелеимона Святая Церковь называет «подражателем Милостивого». Ведь он был милостивым и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. Всего себя, как врач безмездный, он отдавал людям, потому, что любил людей. Помощь великомученика больным превзошла силу земного врачевания, он стал врачом благодатным. Святой Пантелеимон смог уподобиться Богу в Его силе, а вместе с Божественной силой пришла и слава. Слава не земная и преходящая, а та, которой прославляет человека Бог.

4. Читая житие святого, мы, по словам составителя, смотрим своим внутренним взором на его жизнь и видим, что он уподоблялся Богу в том, что человеку доступно, а Бог дал ему и то, что человеку недоступно. Больше полутора тысяч лет назад жил святой великомученик, но мы и ныне прославляем его и просим его помощи. А он слышит наши молитвы и имеет силу помочь нам. Как говорится в книге, почитание святого в Русской Церкви известно с 12 века: великий князь киевский Изяслав, во святом крещении Пантелеимон, имел изображение святого на шлеме и его заступлением остался жив в войну 1151 года. Под командованием Петра I русские войска в день памяти великомученика одержали две морских победы над шведами: первую - в 1714 году при Гангаузе и в 1720 году при Гренгаме.

5. А в 1863 году иеромонахом Арсением с Афона в Россию были перенесены частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. С тех пор их целебная благодать обильным потоком изливается в разных местах нашего Православного Отечества, о чем рассказывает вторая часть этой книги. Как отмечает Андрей Плюснин, «святой Пантелеимон, словом и делом прославивший Господа при жизни, сугубо прославлен и прославляется Им на небе и на земле! Ущедрив его при жизни благодатью неизреченных чудес, всесильный Бог не оставляет прославлять святого великомученика и по смерти, даруя ему силу чудотворения в исцелении различных болезней и скорой помощи всем, кто в трудных обстоятельствах жизни прибегает к нему с верою и благоговейным усердием.

6. К сожалению, чудеса эти в свое время не были никем записываемы, и потому у восточных христиан остались о них одни лишь слабые предания. Даже в Русской обители на Афоне не производили прежде запись чудес своего великого заступника, всегда обильно изливаемых им на людей, просивших его святой помощи. Братия обители сохраняли о некоторых чудесах лишь благоговейные воспоминания и передавали их друг другу устно, не считая нужным это записывать. Поэтому одни только хрисовулы, или дарственные грамоты, от разных царей и владетельных князей, сохранили достаточное свидетельство о том, что чудеса от святого великомученика и целителя Пантелеимона всегда струились неистощимым потоком. И некоторые из них описаны в этой книге.

7. История монастыря и подробное описание его строений представлены в третьей части издания. Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, известный также как Россикон, или Новый Русик, традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал таковым лишь в последней четверти 19 века, когда перешел под фактический контроль Русской Церкви и российского правительства. По словам составителя, основание, или появление русской обители на Святой Горе теряется в глубокой древности. Мы не имеем точных сведений о первом ее основании, но можно сказать, что стремление русских людей на Афон было в России современно просвещению ее христианской верой. Так как фактически известно, что отец русских иноков, преподобный Антоний, до водворения своего в Киеве, два раза был на Афоне.

8. Путешествие преподобного Антония на Афон, конечно, не могло не возбудить в русских подражания, и, разумеется, не осталось бесследным. На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. О том, как жила здесь русская иноческая община на протяжении последующих веков, рассказывает третья часть книги. А в четвертой ее части находятся акафист и молитвы великомученику Пантелеимону. Завершают издание приложения, рассказывающие о пребывании честной главы святого в Москве в 1996 году.

***

По словам издателей, «великомученик Пантелеимон почитается Православной Церковью как небесный покровитель воинов и милостивый целитель. Бесчисленны свидетельства русской истории об исцелениях святым Пантелеимоном болящих, а также о прекращении по его предстательству пред Богом страшных моровых поветрий и эпидемий. Ведущие духовную брань также прибегают к святому с мольбой об исцелении душевных язв. Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему миру, а его честная глава с 14 века хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и монахи-святогорцы непрестанно молятся пред ней. И мы, обращаясь в молитвах к святому Пантелеимону, будем просить для себя милости Божией, мира, чистоты, святости и чтобы он исцелил нас душевно и телесно».

Телеканал "Союз"/У книжной полки