Святые Киево-Печерские
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Святые Киево-Печерские
- Автор книги: Мельников Валерий
М.: Сибирская Благозвонница, 2019. — 284 с.
Киево-Печерская лавра породила множество подвижников благочестия, которые, сияя своими добродетелями и чудотворениями, «достойны, — как писал преподобный Поликарп, архимандрит Печерский, — пребывать на небе наследниками ангельской славы. Они жили на земле ангельской жизнью, не радея здесь о плоти, но как бесплотные, с пренебрежением относились к земному и все житейское считали за сор. Ища в жизни своей одного Христа, они Его возлюбили и привязались любовью к Нему и предали и покорили Ему свою волю, чтобы от Него принять обожение. Он же прославил их неизреченной славой». Сегодня, в день памяти святого Нестора Летописца, который прославлен в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, мы предлагаем вашему вниманию книгу «Святые Киево-Печерские», вышедшую в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница».
1. В этой книге кратко рассказывается о подвижниках Киево-Печерских, о днях празднования их памяти и приводятся тропари и кондаки, которые поются в день чествования каждого святого или же целого Собора святых. По словам издателей, преподобные отцы Киево-Печерские, стяжавшие своей дивной равноангельской жизнью благодать Святого Духа, блистают великой славой на церковном небосклоне, подобно звездам на небе, озаряя, благословляя и молясь за Святую Русь. Несмотря на все современные нестроения земные, а может быть сейчас и более усиленно возносят они молитвы о своем земном пристанище.
2. Стоит отметить, что Киево-Печерская лавра занимает совершенно особое место в истории Русской Церкви: отсюда, с высокого берега Днепра, берет исток и русское монашество, и умное делание в России. И первоначальником и того и другого был святой преподобный Антоний Киево-Печерский. В предисловии книги мы читаем: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, — говорит Священное Писание (Мф. 22,32). Поток Божий полон воды (Пс. 64, 10) — благодати, от Богородицы дарованной. Матерь Божия, пребывая во Святая святых Иерусалимского храма, умом и сердцем всякую минуту предстояла перед Богом (и, конечно, неслучайно, что Печерская обитель имела своей Покровительницей именно Ее).
3. Об умном делании, внутренней молитве знали апостолы, ибо сам первоверховный апостол завещал последователям Христа: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). На внутреннем делании основали свой духовной подвиг монахи-отшельники Египта. Учение об умной молитве затем перешло в Иерусалим, а оттуда — на Афон. Гора Афонская, по преданию, — удел Богоматери, Покровительницы монашества. Преподобный Антоний, умудренный и просвещенный светом Христовым и положивший в основу своего духовного подвига это благодатное делание, с Афонской горы принес его на Русь». Так духовный росток Святого Афона был высажен на Русскую землю и нашел в ней для себя на редкость благодатную почву. На ней он вырос и принес богатейшие духовные плоды.
4. Иноки глубоко сознают, что их жительство — на небесах (Флп. 3, 20), что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5, 11) — это Сам Христос Бог, что все спасенные будут лицезреть Его в Небесном Иерусалиме и упразднится всякое начальство и власть. Душа каждого будет зреть одного Спасителя, и беседовать с Ним, и радоваться, и блаженствовать. Образ этого небесного жития на земле - иночество. Облекаются христолюбцы в одежды ангельские и по мере сил, нося тело земное, подражают Ангелам, непрестанно беседуя с Богом, и дух их единится со Христом Богом в непрестанной молитве. Такими были и святые Киево-Печерской обители.
5. Святая Церковь, воздавая им похвалу, ублажает и прославляет их, совершая празднования каждого из них в дни их памяти. Однако память всех преподобных отцов, почивающих в лаврских пещерах, — тех, которые известны церковной истории, и тех, кто остался известным только единому Богу, — Церковь торжествует вместе в один день, который называется Собором всех преподобных Киево-Печерских. Это празднование совершается во 2-ю Неделю Великого поста. Кроме того, святые Киево-Печерские отцы подвизались и отошли в вечные обители, а нетленные мощи их, исполненные благодатью, поныне покоятся в пещерах. Одни из которых называются Ближними, или Антониевыми, а другие — Дальними, или Феодосиевыми. Соответственно этому существует также два других дня соборного почитания святых — Собор преподобных Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и Собор преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.
6. Если заглянуть в календарь хотя бы на этой неделе, то мы увидим, что например, 6 ноября Церковь чтит память преподобных Арефы, Сисоя и Феофила, затворников Печерских, в Ближних пещерах почивающих. 7 ноября – Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских в Дальних пещерах почивающих. 8 ноября – память преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, почивающего также в Дальних пещерах. А в понедельник следующей недели, 13 ноября Церковь прославляет преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Наконец, сегодня мы вспоминаем двух святых Печерских – Нестора Некнижного и Нестора летописца. И вот что о них пишет автор.
7. Возблагодарим преподобного Нестора Летописца, оставившего нам писание об устроении Русской земли. Семнадцатилетним юношей пришел он к преподобным Антонию и Феодосию. Главнейшим средством для победы над всеми страстями избрал совершеннейшее смирение. Преподобный Нестор был очевидцем чудес, совершившихся при открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия в Печерскую церковь. В своих писаниях он прославлял Бога и старался показать не историю какого-либо свершившегося события, а его духовную сторону. Святой Нестор написал об основании в России первого монастыря, где жизнь была проводима в духе подвижничества первых основателей монашества. Преподобный Нестор дожил до глубокой старости, не переставая трудиться над составлением летописи. После его мирной кончины Господь почтил его мощи нетлением.
8. Прославим, говорит автор и преподобного Нестора Некнижного, названного так в отличие от преподобного Нестора Летописца. Святой Нестор Некнижный был очень усерден к богослужению, старался всегда мыслить только о Боге и вникать в смысл произносимых им молитв. За это он удостоился дара во время молитвы и богослужения видеть Ангелов и Самого Господа Христа и предузнал день своей смерти. Вот такие святые нынешнего дня. И если вы откроете календарь, вы на протяжении года найдете еще много имен святых Киево-Печерских. Жития некоторых из них представлены на страницах этой книги.
***
По словам автора, как не сосчитать звезды на небе, так не сосчитать и святых, подвизавшихся в святой обители, основанной преподобным Антонием. Кроме тех подвижников, жития которых описаны в Киево-Печерском патерике, в Собор входят также святые, о которых известны лишь имена и дни празднования. Их жития, даже если они и были, не сохранились. Однако Святая Церковь почитает их память; их мощи почивают вместе с другими святыми в Ближних и Дальних пещерах. Мы чтим их и благоговеем перед угодниками Божиими, а это, по словам издателей, переносит нас в иной, неземной мир, делает нас другими, лучшими, освящает душу и тело и приводит в тесное духовное единение со святыми и с Самим Богом.
Телеканал "Союз"/У книжной полки