Святые Киево-Печерские
- Автор обзора: Телеканал Союз
Киево-Печерская лавра породила множество подвижников благочестия, которые, сияя своими добродетелями и чудотворениями, «достойны, — как писал преподобный Поликарп, архимандрит Печерский, — пребывать на небе наследниками ангельской славы. Они жили на земле ангельской жизнью, не радея здесь о плоти, но как бесплотные, с пренебрежением относились к земному и все житейское считали за сор. Ища в жизни своей одного Христа, они Его возлюбили и привязались любовью к Нему и предали и покорили Ему свою волю, чтобы от Него принять обожение. Он же, в воздаяние за их труды и подвиги, даровал им возмездие даже на земле — дары чудотворения, на небе же прославил их неизреченной славой». И сегодня, в день памяти Собора преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, мы предлагаем вашему вниманию книгу, вышедшую в свет в Издательстве "Сибирская Благозвонница". Она называется – «Святые Киево-Печерские».
В этой книге кратко рассказывается о подвижниках Киево-Печерских, о днях празднования их памяти и приводятся тропари и кондаки, которые поются в день чествования каждого святого или же целого Собора святых.
Преподобные отцы Киево-Печерские, стяжавшие своей дивной равноангельской жизнью благодать Святого Духа, блистают великой славой на церковном небосклоне, подобно звездам на небе, озаряя, благословляя и молясь за Святую Русь. Однако Киево-Печерская лавра занимает совершенно особое место в истории Русской Церкви: отсюда, с высокого берега Днепра, берет исток и русское монашество, и умное делание в России. И первоначальником и того и другого был святой преподобный Антоний Киево-Печерский.
В предисловии книги мы читаем: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, — говорит Священное Писание (Мф. 22,32). Поток Божий полон воды (Пс. 64, 10) — благодати, от Богородицы дарованной. Матерь Божия, пребывая во Святая святых Иерусалимского храма, умом и сердцем всякую минуту предстояла перед Богом (и, конечно, неслучайно, что Печерская обитель имела своей Покровительницей именно Ее). Об умном делании, внутренней молитве знали апостолы, ибо сам первоверховный апостол завещал последователям Христа: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). На внутреннем делании основали свой духовной подвиг монахи-отшельники Египта. Учение об умной молитве затем перешло в Иерусалим, а оттуда — на Афон. Гора Афонская, по преданию, — удел Богоматери, Покровительницы монашества. Преподобный Антоний, умудренный и просвещенный светом Христовым и положивший в основу своего духовного подвига это благодатное делание, с Афонской горы принес его на Русь». Так духовный росток Святого Афона был высажен на Русскую землю и нашел в ней для себя на редкость благодатную почву. На ней он вырос и принес богатейшие духовные плоды. Иноки глубоко сознают, что их жительство — на небесах
(Флп. 3, 20), что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5, 11) — это Сам Христос Бог, что все спасенные будут лицезреть Его в Небесном Иерусалиме и упразднится всякое начальство и власть. Душа каждого будет зреть одного Спасителя, и беседовать с Ним, и радоваться, и блаженствовать. Образ этого небесного жития на земле — иночество. Облекаются христолюбцы в одежды ангельские и по мере сил, нося тело земное, подражают Ангелам, непрестанно беседуя с Богом, и дух их единится со Христом Богом в непрестанной молитве. Такими были и святые Киево-Печерской обители.
Господь прославил Киево-Печерских отцов, принявших самоотверженный подвиг, чтобы наследовать Царство Небесное, множеством чудес. И Святая Церковь, воздавая им похвалу, ублажает и прославляет их, совершая празднования каждого из них в дни их памяти. Однако память всех преподобных отцов, почивающих в лаврских пещерах, — тех, которые известны церковной истории, и тех, кто остался известным только единому Богу, — Церковь торжествует вместе в один день, который называется Собором всех преподобных Киево-Печерских. Это празднование совершается во 2-ю Неделю Великого поста. Святые Киево-Печерские отцы подвизались и отошли в вечные обители, а нетленные мощи их, исполненные благодатью, поныне покоятся в пещерах, одни из которых называются Ближними, или Антониевыми, а другие — Дальними, или Феодосиевыми.
Соответственно этому существует также два других дня соборного почитания Киево-Печерских святых — Собор преподобных Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и Собор преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. И сегодня, 11 октября, мы прославляем Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, в него входят семьдесят три подвижника, мощи которых там покоятся. Там же под спудом почивают и мощи основателя Киево-Печерской лавры — преподобного Антония. Прославим преподобного отца нашего Антония, первоначальника пустынножительства на Руси, светильника Церкви, наставника иноков, - пишет автор-составитель книги. Родом святой Антоний был из Любеча, но, возымев горячее желание к ангельскому житию, отправился на Святую гору Афон, где и принял пострижение. По повелению Божию, переданному через игумена, инок Антоний возвратился в Россию, неся с собой благословение Святой Афонской горы на устроение в ней ангельского жития.
В Киеве преподобный Антоний вселился в пещеру, которую ископал пресвитер Иларион (впоследствии митрополит Киевский). Здесь он продолжил афонский подвиг строгой жизни. Многие, узнав о святой жизни подвижника, приходили к нему, изъявляя желание жить с ним. Первыми из них были блаженный Никон, пресвитер из дальней Тмутаракани, потом Феодосий, имевший 23 года от роду, Варлаам, сын знатного киевского боярина, и Ефрем, евнух княжеский. Преподобный Антоний повелел блаженному Никону постричь их всех. Скоро около преподобного собралось уже около 12-и человек братии. Общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устроены церковь и кельи. Когда число братии увеличилось еще больше и жизнь в обители была налажена по строгим иноческим уставам, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничеству поставил братии игумена Варлаама, а сам удалился в затвор в келье той же пещеры, избегая всякой молвы. Со временем на холме вне пещеры поставили малую церковь во имя Успения Божией Матери, послужившей началом великой лавры Печерской.
Кроме тех подвижников, жития которых описаны в Киево-Печерском патерике, в Собор Ближних пещер входят также и преподобные, о которых известны лишь имена и дни празднования. Время их жизни в основном — XII—XIII века. Их жития, даже если они и были, погибли во время Батыева нашествия на Русь и не сохранились. Однако Святая Церковь почитает их память; их мощи почивают вместе с другими преподобными Ближних пещер. Вместе со святыми Дальних пещер, жития которых описаны в Киево-Печерском патерике, почитаются также и неизвестные по житиям Печерские подвижники. Память их также празднуется в день соборной памяти всех святых Дальних пещер.
Как отмечает автор-составитель книги, «множество светлых имен преподобных Киево-Печерских сохранила история. Однако святых, просиявших на Печерской земле, было гораздо больше, чем нам известно. Вот как заканчивает автор житий подвижников Ближних пещер свой труд: «Некогда Бог вывел Авраама вон и сказал ему: Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их (Быт. 15, 5). Изведем и мы теперь богомудрого читателя от чтения житий этих святых и что скажем ему? Скажем только: "Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть; посмотри, -- говорю, — на пещеры, сочти положенных в них святых, если можешь счесть. И не думай, что лишь столько есть житий и имен преподобных отцов наших Печерских, сколько ты найдешь в этой книге"». Этими словами можно закончить и данную книгу.
***
«На заре христианства святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия прибыл в киевские пределы из Греции по Днепру и, взойдя на горы, водрузил на них крест и пророчески возвестил о великой благодати в Киеве и всей Руси. Прошло тысячелетие, и Киево-Печерский монастырь, основанный преподобным Антонием, стал истоком русского монашества всех последующих времен нашей истории, ибо монашество — сердце Православной Церкви, от него получает благодатные силы вся церковная жизнь. А благоговение перед святыми угодниками Божиими, по словам издателей, переносит нас в иной, неземной мир, делает нас другими, лучшими, освящает душу и тело и приводит в тесное духовное единение со святыми и с Самим Богом».