Святые Киево-Печерские

  • Автор обзора: Телеканал Союз

Киево-Печерская лавра породила мно­жество подвижников благочестия, которые, сияя своими добродетелями и чудотворениями, «достойны, — как писал преподобный Поликарп, архимандрит Печерский, — пребывать на небе наследниками ангельской славы. Они жили на земле ангель­ской жизнью, не радея здесь о плоти, но как бесплотные, с пренебрежением отно­сились к земному и все житейское счи­тали за сор. Ища в жизни своей одного Христа, они Его возлюбили и привязались любовью к Нему и предали и покорили Ему свою волю, чтобы от Него принять обожение. Он же, в воздаяние за их тру­ды и подвиги, даровал им возмездие даже на земле — дары чудотворения, на небе же прославил их неизреченной славой». И сегодня, в день памяти Собора преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пе­щерах, мы предлагаем вашему вниманию книгу, вышедшую в свет в Издательстве "Сибирская Благозвонница". Она называется – «Святые Киево-Печерские».


09_FDGaKSQ.jpgВ этой книге кратко расска­зывается о подвижниках Киево-Печерских, о днях празднования их памяти и приводятся тропари и кондаки, которые поются в день чествования каждого святого или же целого Собора святых.

Преподобные отцы Киево-Печерские, стяжавшие своей дивной равноангельской жизнью благодать Святого Духа, блистают великой славой на церковном небосклоне, подобно звездам на небе, оза­ряя, благословляя и молясь за Святую Русь. Однако Киево-Печерская лавра за­нимает совершенно особое место в исто­рии Русской Церкви: отсюда, с высоко­го берега Днепра, берет исток и русское монашество, и умное делание в России. И первоначальником и того и другого был святой преподобный Антоний Киево-Печерский.

В предисловии книги мы читаем: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, — говорит Священное Писание (Мф. 22,32). Поток Божий полон воды (Пс. 64, 10) — благодати, от Богородицы дарованной. Матерь Божия, пребывая во Святая свя­тых Иерусалимского храма, умом и сердцем всякую минуту предстояла перед Богом (и, конечно, неслучайно, что Печерская обитель имела своей Покрови­тельницей именно Ее). Об умном дела­нии, внутренней молитве знали апостолы, ибо сам первоверховный апостол завещал последователям Христа: Непрестанно мо­литесь (1 Фес. 5, 17). На внутреннем де­лании основали свой духовной подвиг монахи-отшельники Египта. Учение об умной молитве затем перешло в Иеруса­лим, а оттуда — на Афон. Гора Афонская, по преданию, — удел Богоматери, Покро­вительницы монашества. Преподобный Антоний, умудренный и просвещенный светом Христовым и положивший в ос­нову своего духовного подвига это благо­датное делание, с Афонской горы принес его на Русь». Так духовный росток Свято­го Афона был высажен на Русскую землю и нашел в ней для себя на редкость благо­датную почву. На ней он вырос и принес богатейшие духовные плоды. Иноки глубоко сознают, что их жи­тельство — на небесах

 (Флп. 3, 20), что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5, 11) — это Сам Христос Бог, что все спасенные бу­дут лицезреть Его в Небесном Иеруса­лиме и упразднится всякое начальство и власть. Душа каждого будет зреть од­ного Спасителя, и беседовать с Ним, и ра­доваться, и блаженствовать. Образ этого небесного жития на земле — иночество. Облекаются христолюбцы в одежды ан­гельские и по мере сил, нося тело земное, подражают Ангелам, непрестанно бесе­дуя с Богом, и дух их единится со Хри­стом Богом в непрестанной молитве. Такими были и святые Киево-Печерской обители.

Господь прославил Киево-Печерских отцов, принявших самоотвержен­ный подвиг, чтобы наследовать Царство Небесное, множеством чудес. И Святая Церковь, воздавая им похвалу, ублажа­ет и прославляет их, совершая праздно­вания каждого из них в дни их памяти. Однако память всех преподобных отцов, почивающих в лаврских пещерах, — тех, которые известны церковной истории, и тех, кто остался известным только еди­ному Богу, — Церковь торжествует вместе в один день, который называется Собором всех преподобных Киево-Печерских. Это празднование совершается во 2-ю Неделю Великого поста. Святые Киево-Печерские отцы подви­зались и отошли в вечные обители, а нет­ленные мощи их, исполненные благода­тью, поныне покоятся в пещерах, одни из которых называются Ближними, или Антониевыми, а другие — Дальними, или Феодосиевыми.

Соответственно этому существует также два других дня собор­ного почитания Киево-Печерских свя­тых — Собор преподобных Киево-Печер­ских, в Ближних пещерах почивающих, и Собор преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. И сегодня, 11 октября, мы прославляем Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пе­щерах, в него входят семьдесят три подвижни­ка, мощи которых там покоятся. Там же под спудом почивают и мощи основателя Киево-Печерской лавры — преподобного Антония. Прославим преподобного отца наше­го Антония, первоначальника пустынно­жительства на Руси, светильника Церк­ви, наставника иноков, - пишет автор-составитель книги. Родом святой Антоний был из Любеча, но, возымев горячее жела­ние к ангельскому житию, отправился на Святую гору Афон, где и принял по­стрижение. По повелению Божию, пе­реданному через игумена, инок Анто­ний возвратился в Россию, неся с собой благословение Святой Афонской горы на устроение в ней ангельского жития.

В Киеве преподобный Антоний вселился в пещеру, которую ископал пресвитер Иларион (впоследствии митрополит Ки­евский). Здесь он продолжил афонский подвиг строгой жизни. Многие, узнав о святой жизни под­вижника, приходили к нему, изъявляя желание жить с ним. Первыми из них были блаженный Никон, пресвитер из дальней Тмутаракани, потом Феодосий, имевший 23 года от роду, Варлаам, сын знатного киевского боярина, и Ефрем, евнух княжеский. Преподоб­ный Антоний повелел блаженному Нико­ну постричь их всех. Скоро около препо­добного собралось уже около 12-и человек братии. Общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устро­ены церковь и кельи. Когда число братии увеличилось еще больше и жизнь в обите­ли была налажена по строгим иноческим уставам, преподобный Антоний, неиз­менно стремившийся к отшельничеству поставил братии игумена Варлаама, а сам удалился в затвор в келье той же пеще­ры, избегая всякой молвы. Со временем на холме вне пещеры поставили малую церковь во имя Успения Божией Мате­ри, послужившей началом великой лав­ры Печерской.

Кроме тех подвижников, жития ко­торых описаны в Киево-Печерском па­терике, в Собор Ближних пещер вхо­дят также и преподобные, о которых известны лишь имена и дни праздно­вания. Время их жизни в основном — XII—XIII века. Их жития, даже если они и были, погибли во время Батыева наше­ствия на Русь и не сохранились. Однако Святая Церковь почитает их память; их мощи почивают вместе с другими препо­добными Ближних пещер. Вместе со святыми Дальних пещер, жития которых описаны в Киево-Печерском патерике, почитаются также и неизвестные по житиям Печерские подвижники. Память их также празд­нуется в день соборной памяти всех святых Дальних пещер.

Как отмечает автор-составитель книги, «множество светлых имен преподоб­ных Киево-Печерских сохранила исто­рия. Однако святых, просиявших на Печерской земле, было гораздо больше, чем нам известно. Вот как заканчива­ет автор житий подвижников Ближних пещер свой труд: «Некогда Бог вывел Авраама вон и сказал ему: Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты мо­жешь счесть их (Быт. 15, 5). Изведем и мы теперь богомудрого читателя от чтения житий этих святых и что ска­жем ему? Скажем только: "Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть; посмотри, -- говорю, — на пе­щеры, сочти положенных в них святых, если можешь счесть. И не думай, что лишь столько есть житий и имен препо­добных отцов наших Печерских, сколь­ко ты найдешь в этой книге"». Этими словами можно закончить и данную книгу. 

***

«На заре христианства святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия прибыл в киевские пределы из Греции по Днепру и, взойдя на горы, во­друзил на них крест и пророчески возве­стил о великой благодати в Киеве и всей Руси. Прошло тысячелетие, и Киево-Печерский монастырь, основанный препо­добным Антонием, стал истоком русско­го монашества всех последующих времен нашей истории, ибо монашество — сердце Православной Церкви, от него получает благодатные силы вся церковная жизнь. А благоговение перед святыми угодниками Божиими, по словам издателей, переносит нас в иной, неземной мир, дела­ет нас другими, лучшими, освящает душу и тело и приводит в тесное духовное единение со святы­ми и с Самим Богом».


Передача "У книжной полки" / Телеканал "Союз"

Теги: