Святые отцы о церковных праздниках
- Автор обзора: Телеканал "Союз"
- Книга: Вознесение Господне. Антология святоотеческих проповедей
- Автор книги: Малков Петр
Событие Вознесения Господня - торжество и зримое явление той величайшей славы, что увенчала собой искупительный подвиг Иисуса Христа. Но оно также есть для всех верующих еще и универсальный залог всеобщей христианской призванности - совознестись на небо вместе со своим Спасителем и со-воссесть рядом с ним одесную Бога Отца. Потому-то сердце предстоящего за богослужением в день Вознесения христианина не может равнодушно молчать, но призвано радостно ликовать, трепетать и внутренне воспевать благодарение Богу за те удивительные и спасительные дары, которые мы обрели в телесном Восхождении на Небо Сына Божия. Так ликовали сердца святых отцов, чьи проповеди собраны на страницах книги - «Вознесение Господне. Антология святоотеческих проповедей». Эту книгу, вышедшую в свет в издательстве Никея, мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
1. Как отмечают издатели, хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это свидетельство о радости веры и живое богословие, обращенное к каждому из нас. Антология святоотеческих творений на праздник Вознесения Господня включает произведения разных традиций и эпох, византийских, латинских и русских авторов — от святителя Афанасия Великого до святителя Николая Сербского. Издание предваряет вводная статья Петра Юрьевича Малкова, призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о духовном значении этого евангельского события.
2. Как отмечает автор в своей статье, Вознесение Господне не только один из самых главных праздников церковного года. Наверное, он еще и один из самых парадоксальных. В этом евангельском чудесном событии, совершившемся на сороковой день после Воскресения Христова на вершине, расположенной вне городских стен Иерусалима Елеонской горы, удивительно, необычайно и внезапно поистине все. Может ли тот, кто не имеет крыльев, воспарить ввысь, как птица? Может ли облако выдержать тяжесть людского тела? Может ли нога человека бодро и легко ступать по небесному своду, словно по земной поверхности, и опираться на голубую бездну столь же надежно и крепко, как на твердую почву? Но ведь все это как раз и совершается в Вознесении: Господь Иисус Христос, восходя Своей плотью на Небеса, свободно и властно преодолевает, казалось бы, абсолютно незыблемый и непреодолимый закон всемирного тяготения.
3. Но, как отмечает автор, парадоксальность совершающегося в день Вознесения Господа - не только в телесном Восхождении на Небеса Сына Божия по Его человечеству и не только в Его сидении по плоти на Божественном Престоле. Также поразительно и то, что происходит ныне на земле - с оставшимися здесь апостолами. На вершине одной из галилейских гор незадолго до Вознесения Спаситель дает обещание ученикам: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (МФ 28:20). Апостолы ясно слышат это Христово слово и радуются: ныне Он, Воскресший, пребывает с нами и говорит, что больше нас никогда не покинет! Вот. Он восстал из мертвых и теперь находится среди апостолов. Это подлинно Он! Один из них даже сподобился осязать рукой Его раны от гвоздей. Апостолы ясно видят Его лицо, слышат хорошо им знакомую речь Иисуса. Их вера в сказанное Господом тверда. Ведь обещающий Сын Божий, а разве может Бог, Который Сам есть Истина, не исполнить какого-либо Своего обещания?..
4. Но проходит совсем немного времени, и уже на другой горе - на Елеонской, расположенной неподалеку от крепостных стен Иерусалима, Христос покидает их, оставляет на земле, а Сам возносится на небо. Он скрывается от взоров апостолов в небесной выси, а они в растерянности стоят и смотрят вверх, изо всех сил пытаясь различить в горней голубизне тающий образ... А ведь Господь еще совсем недавно твердо обещал апостолам неотступно сопребывать вместе с ними до скончания века. Неужели Христос тем самым нарушил Свое обещание - слово Самого Бога Слова? А что же ученики? Они грустят и печалятся, лишившись присутствия Того, Кого совсем недавно обрели Воскресшим из мертвых? Нет. Они, по слову евангелиста, напротив, возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24: 52). как будто не случилось только что никакого расставания с любимым Господом.
5. Ученики ведут себя так, как будто Спаситель по-прежнему среди них и сейчас ведет их обратно к городским стенам, продолжая все так же, как и на пути к Елеону, говорить с ними о Царствии Божием (ср. Деян. 1: 3). Вот они - земные парадоксы Вознесения Христова. Господь обещал неотступно пребывать со Своими апостолами до скончания века, но оставил их на земле, вознесясь на Небеса. Они же из-за этой разлуки с Ним отнюдь не печалятся, но радуются так, как будто бы Его сейчас не потеряли, но как раз наоборот-только что Его обрели, нашли... Какова же причина этой поистине парадоксальной великой радости апостолов после Вознесения Христова? Об этом говорит автор далее в своей статье. Об этом размышляют и многие святые отцы, посвятившие этому празднику большое число вдохновенных. прекрасных и богословски глубоких святоотеческих проповедей.
6. По словам Петра Малкова, дошедшие до нас святоотеческие гомилии на Вознесение Господне весьма многочисленны. Впрочем, некоторые приписываются авторству тех или иных древнейших святых отцов, но на самом деле принадлежат не им, а иным средневековым церковным писателям, имен которых мы зачастую даже и не знаем. Впрочем, все они не только глубоко поэтичны и возвышенны по литературному слогу, но и замечательны своим богословским содержанием. Поэтому все они, наряду с подлинными святоотеческими творениями, безусловно принадлежат к лучшим образцам церковного гомилетического наследия и являются неотрывной, органичной частью православного Предания. Все это и позволяет по праву включить их в эту книгу.
7. Что же касается подлинных творений древних святых отцов, посвященных прославлению праздника Вознесения Господня, то здесь следует в первую очередь назвать гомилии святителей Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, Николая Кавасилы, блаженного Августина, преподобного Феодора Студита и многих других. Огромное число проповедей на Вознесение Господне было произнесено и святыми отцами нового и новейшего времени. И они, подобно древним святоотеческим гомилиям на этот праздник, также преисполнены богословской глубиной и христианской благодарностью нашему Искупителю, не только спасшему нас от греха и смерти, но и вознесшему наше тварное естество в Себе на Небеса.
***
Возвышенные мысли о значении и величии праздника Вознесения Господня доносят до нас в своих проповедях святые отцы. И каким бы разным временам и эпохам земного бытия Церкви они ни принадлежали, эти святоотеческие гомилии оказываются настолько созвучны друг другу по богословскому содержанию, по присутствующим в них истолкованиям таинственных смыслов Священного Писания, по наполняющим их поэтическим образам, что все они соединяются в единую и гармоничную в своем совершенстве церковную песнь. Познакомиться с ними вы сможете, открыв книгу «Вознесение Господне. Антология святоотеческих проповедей».
Телеканал "Союз"/У книжной полки