Таинство брака
- Автор обзора: Телеканал "Союз"
- Книга: Таинство брака
Многие в наши дни, вступая в брак, обращают внимание на необходимость церковного благословения. Но все ли понимают, для чего оно необходимо? Разве для семейного благополучия недостаточно просто любить друг друга? Многие люди, исходя из своего жизненного опыта, говорят, что без таинства Брака в семейной жизни чувствуется какая-то неполнота, незавершенность, словно не хватает чего-то такого, что связало бы семью воедино неразрывными, прочными и, вместе, отрадными узами. Не хватает фундамента, а точнее — благодати Божией. Ведь только благодать Божия способна хранить в вечности взаимную, искреннюю любовь мужа и жены по образу любви Христа к Церкви. О таинстве брака рассказывает священник Валерий Духанин в своей новой книге с одноименным названием.
1. Книга священника Валерия Духанина «Таинство брака», вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря, поможет найти ответы на вопросы: что такое любовь и влюбленность, зачем сохранять девство до брака, что такое гражданский брак, в чем заключается таинственная сущность брака, освященного Церковью. В первой главе книги автор говорит о даре любви. «Давайте, - пишет автор, - вспомним самих себя: когда впервые в нашем сердце появилась любовь, что происходило с душой в этот миг? Еще недавно вы жили обыкновенной жизнью, шли серые будни. Но родилась в сердце любовь, и жизнь вмиг просветилась особым, радостным светом. Сияет лицо любящего человека, сияет его душа.
2. По словам автора, не раз именно любовь внутренне возрождала людей. Когда известный русский мыслитель Иван Киреевский организовал издание нового журнала «Европеец», а журнал был неожиданно закрыт цензурой, он впал в большое уныние. Жизнь, казалось, потеряла смысл. Вскоре на балу Киреевский увидел Наталью Арбеневу. Что-то произошло в сердце Киреевского, и он воспрянул духом, наступила радость долгожданной встречи, приведшей к знаменательному браку. Именно с супружеством связано начало духовного преображения Киреевского как мыслителя православного, обращения его творчества к православным истокам. Не случайно и то, что именно любящий и любимый человек способен исцелять другую душу.
3. Наверное, и вы согласитесь, - говорит автор, - что на земле нет ничего чище, возвышеннее любви. Жизнь без любви подобна мрачной пустыне уныла, тускла, бессмысленна. И никакие ваши внешние успехи не принесут сердцу счастья, если душа не озаряется светом любви. Только любовь царица в желаниях сердца, она возвышает и радует душу. Но самое удивительное, что, как только душу посетила любовь, человек прозревает: теперь он живет не ради себя, у него есть самый близкий человек, с которым он готов идти на край света, совместная жизнь с которым сокровенное желание сердца. Одному жениху во время свадебных испытаний принесли поднос и попросили положить туда самое дорогое, что он может предложить своей невесте. Он думал, думал, да и встал сам на этот поднос. И оказался прав. Потому что подлинная любовь жертвенна, в ней один человек готов жертвовать собой ради другого. Я ищу не вашего, а вас (2 Kop. 12, 14), сказано в Священном Писании. И когда мы действительно любим, для нас ценно не то, что предложит любимый, а ценен он сам.
4. «Влюбленные часов не наблюдают», говорит отец Валерий, немного переиначив классика. Не замечают они порой и того, как вдруг рождается в них желание брака - отрадное, чистое желание. О том, как люди приходят к браку, и что при этом стоит учитывать, автор рассказывает далее в книге. И отвечает на вопрос: для чего необходимо Таинство Брака? Представьте, - пишет отец Валерий, -что кто-то, желая построить дом, увидел чей-то шалаш и подумал: «Вон люди набросали веток, живут, наслаждаются, все у них хорошо. Зачем мне заливать фундамент, носить кирпичи, делать крышу, а потом еще и дом внутри обустраивать, столько труда, и никакой романтики».
5. Такой человек, по словам автора, не понимает, что в шалаше романтично гостить, но невозможно счастливо жить; шалаш доставит кратковременное развлечение, но он не выдержит времени и от порыва сильного ветра развалится. Дом необходимо воздвигать на фундаменте, а семью основывать - на таинстве Брака. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи. Как известно, многие, вступая в нецерковный брак, часто клянутся в верности и взаимной любви, но проходит немного времени, чувства остывают и брак распадается. Оказывается, что недостаточно собственных, человеческих сил для сохранения брака.
6. Как отмечает отец Валерий, Бог создал человека способным любить, и Он же дарует ему возможность любви вечной. Только Бог может подарить двум любящим людям дар высшей, благодатной любви. Это происходит в таинстве Брака. В этом таинстве Господь благословляет две любящие друг друга души на любовь и единение вечные, благословляет на то, чтобы плоды этой любви семья и дети были также причастны небесным дарам. Вы, может быть, слышали, как некоторые говорят: «Венчание - это слишком ответственно, такая святыня, мы к этому пока не готовы». Это подобно тому, как кто-нибудь, избегая таинств Покаяния и Евхаристии, говорит: «Я пока не достоин причащаться». Под видом смирения, признания своего недостоинства скрывается не желание очищать свою жизнь.
7. По словам автора, враг людей диавол часто прикрывает соблазны личиной добра. Человек заявляет: «Я пока не готов к венчанию», а в итоге за этой фразой скрывается не смирение, а тайное желание пожить в свое удовольствие, избежать ответственности перед Богом и ответственности перед ближним. Но ответственности этой не избежать. Человек откладывает венчание, но все равно несет ответственность за семью, только теперь он еще отказывается освятить свой брак, испросить у Господа помощи в семейной жизни. А ведь брак двух людей может прочно скрепить только тот, Кто Сам создал мужчину и женщину и изначально благословил их супружество. При искренней надежде супругов на Бога их брак становится особенно крепким.
8. Однако, как говорит автор, - эту надежду необходимо выразить. А это жених и невеста совершают в храме: произнося обет взаимной верности, они предают себя в руки Божии и принимают в таинстве Брака благословение Небесного Отца. Преподобный Нектарий Оптинский однажды сказал: «Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к Браку как к таинству христианской Церкви».
***
Как отмечает автор, важно понять, что после венчания для семьи наступает новый, особенный этап жизни - этап духовной борьбы: ведь брак сильное и продолжительное испытание взаимной любви. И если венчанные супруги искренне стремятся хранить поданную им в таинстве благодать, брак становится величайшей святыней их жизни. Апостол Павел в одном из своих посланий воспел величественный гимн любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Kop. 13, 4-8). Дай Бог, - говорит отец Валерий Духанин, - чтобы все это было в жизни того, кто терпеливо прочел эту книгу!
Телеканал "Союз"/У книжной полки