Танец пчелы на прилётной доске

Танец пчелы на прилётной доске
Фото: Артемий Романов
  • Автор обзора: Оксана Ралкова

«?Хочешь основать Тюмень». Анатолий Омельчук.
Тюмень: ООО «Инфо-плюс», 2021. [384 с.].)


Великая перезагрузка затягивается. «Человечество» не спешит делать шаг в светлое кибернетическое будущее. Многие жадно вслушиваются в напряжённое затишье. Может у кого-то хватит мужества подать голос? Может кто-то ещё помнит верную дорогу? Конечно, русские писатели, многие из которых никогда её и не забывали. Один из них – сибирский автор Анатолий Омельчук, вопрошающий своевременно: ?Хочешь основать Тюмень.

Полиграфическим и дизайнерским решением книга «?Хочешь основать Тюмень» напоминает изящный улей, где странички с «деревянными» корешками – это 384 рамки, хранящие, плотно запечатанный в слова, мёд мудрости. Сам же автор Анатолий Константинович Омельчук представляется пчёлкой-разведчицей в момент исполнения завораживающего танца на прилётной доске, которая подрагивая крыльями, вращая тельцем, перебирая лапками, пытается растолковать своим трудолюбивым сородичам маршрут к месту, где растут самые вкусные цветы. Для Анатолия Омельчука, разумеется, в его любимой Тюмени, а шире – в боготворимой Сибири.

Прислушаемся! Материал в книге организован непривычно, нелинейно, сферически и оттого кажется, что здесь царит гудящий хаос. Но как говорит сам автор, «порядок – это лишь частный случай хаоса». Ведь, благодаря такому построению книгу можно читать с любого раздела, который любезно выделен каждый раз неожиданным цветом и шрифтом. Больше того, на древесных корешках страниц оттиснуты ёмкие словосочетания, призванные заманить искушённого читателя в сладкие сети мудрости Анатолия Константиновича. «Колодец времён», «живой перекрёсток», «мыслящее небо», «окоп вечности», «тобольская Аркадия», «честный комплимент» все эти оригинальные оксюмороны – ещё и мысли-зарубки, по которым легко можно освежить в памяти особенно заинтересовавшую тему.

Замечательный тон повествования взят Анатолием Константиновичем – задорно-напористый, доверительно-откровенный. Удивительно, как получается у автора таким феерверком способов выразить главное болящее чувство – любовь к земле и людям. Афоризмы, мудрые мысли, метафоры так пестрят в книге, как бросают сладости детям в праздничном раже люди широкой «славянско-сибирской» души.

В повествовании много главных идей, одна из них – всемерная любовь к родной земле. Автор вслед за первым сибирским летописцем Саввой Есиным, не скупится на любовные эпитеты Сибири. У него Сибирь – «прародина человечества», «колыбель землян», «последний резерват божественной земли», «русский образец свободы», «сердце России», «пуп Земли». По Омельчуку «…если неизбежен вариант кибернетического человека…только Сибирь – последний шанс божественного творения человека. Она пространство тишины, свободное от суеты мира, своим настойчивым прогрессом сулящее не совершенство, но уничтожение человека». Сибирь, отмечает автор, способна в случае чего, вместить и спасти всё человечество. Трудно поспорить, ведь, она пространственно больше Индии и Китая вместе взятых.

Задача книги Анатолия Константиновича заразить земляков («соседей по планете Земля») стремлением узнавать место, где живёшь. «Родиноведение» – предлагаемая автором общеобразовательная дисциплина, призванная заразить молодых идеей всестороннего исследования родной земли. Какие же преимущества сулит современнику историческое, культурное, событийное знание личной ойкумены?

Погружение в информационный поток, который обеспечивают бесперебойные трансляторы – телевидение, реклама, социальные сети, киноиндустрия – формирует в сознании человека «образ реальности», опасный своей агрессивной субъективностью. Важным в этих условиях становится яркий пример самостоятельного формирования образа мира, пример потребности в само-осмыслении, в возникновении личных «проклятых» вопросов: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Как жили люди без интернета?». Действительно, современный человек живёт уже не только и не столько в природе, сколько в культуре. Культура – среда обитания, значимая в настоящем и уж точно экстра-актуальная в будущем. И проблема качества этой культуры сегодня выходит на первый план.

Глубинная связь с родной ойкуменой есть не что иное, как корневая система сознания человека, прорастающего в настоящем повседневной деятельностью, а мечтами и целями устремлённого в будущее. Обессмысливание и забвение прошлого столь же губительно для многогранного и счастливого бытия как прижизненное бездействие или отсутствие веры в будущий успех. «Человеку столько лет, насколько глубоко он прочувствовал прошлое своей родины». Анатолию Омельчуку согласно этой шкале аж 2,5 миллиона лет! Ведь, именно этим периодом датируется стоянка homo sapiens на урочище Диринг-Юрях на реке Лене – «первой мастерской древнего сибиряка». «На неприметном археологическом раскопе эти немыслимые 2,5 миллиона лет внутренне ощущаешь. Да и потом это ощущение не проходит», свидетельствует Анатолий Константинович.

Приятным же бонусом к удревнению собственного сознания может стать и предпосылка само-осознания на новом уровне. Ведь, если «развитие и прогресс для человечества – неизбежная смерть», то «творчество не знает прогресса <…> творчество знает только совершенство и стремление к совершенствованию. Но совершенствование – это не «вперёд». Это вглубь». Вглубь времени, вглубь пространства, вглубь космоса самосознания. Непревзойдённый космонавт русского самосознания и самый читаемый сегодня в мире русский писатель Ф.М. Достоевский по мысли Анатолия Константиновича «Сибири …обязан, если не всем, то тем, что стал великим Достоевским, мировой величиной родного ему 19-го, и всех последующих веков. <…> Его «русская» идея сформулировалась после Сибири. Он прожил здесь своё самое, может быть, счастливое время». Наиболее выразительны его сибирские страницы в «Записках из Мертвого дома». «Может, это тяжелейшая книга в русской литературе XIX века. Самая мрачная, самая беспросветная. Но Сибирь в этой самой тяжёлой, самой достоевской книге – как это ни парадоксально! – светла».

Анатолий Омельчук не только делится фактами, мыслями и идеями, но и открывает перед читателем картину мира – собственное мировоззрение – оригинальное язычество, не животно-, но духовно-инстинктивное – «СловоБогое» язычество. Очень тесно это мировоззрение связано с отечественной словесной традицией, с русской литературой, немыслимой без язычества – язычия – языка. «Моё самосознание литературоцентрично. Но это и плюс: только литература осмысливает самого человека и человека в человечестве. Других ключей у человечества нет. <…>Та настоящая литература, которая не поддаётся интеллектуальным алгоритмам, а создаётся по божественному произволу вдохновенного творчества». И кому как не носителям этой традиции – коллегам-литераторам Анатолия Константиновича в школьном классе, студенческом общежитии, солдатской казарме, рабочем цехе, на сельском стане, беседовать «о родном месте с молодым народом», кому как не писателям «учить, как хотеть жить».

Сибирь – второе крыло «России-птицы», опора, которою страна плотно выстаивала весь XX век, а Победой 40-х и Большой нефтью 60-х спасается и посейчас. По всему видно, Сибирь же – платформа новой России века XXI – как целый континент с водными, ископаемыми, а главное человеческими ресурсами. Вспомним также, что и Великий Достоевский начинается с «Сибирской тетради». А теперь соединим эти две величины – землю и слово, чтобы получить в сумме будущую Россию.