Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

«То, что нельзя забыть»

  • Автор обзора: Мария Хорькова

«В поисках единства. О Соловках и не только». Иерей Вячеслав Умнягин
М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького, 2023. — 206 с.


В издательстве Института мировой литературы РАН вышел сборник статей кандидата филологических наук, клирика Соловецкого монастыря иерея Вячеслава Умнягина «В поисках единства. О Соловках и не только». В прошлом году книга стала лауреатом XVIII Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга».

Этот сборник является своего рода продолжением книги «Соловки. Пейзаж российского разномыслия» (ИМЛИ РАН, 2021), написанной отцом Вячеславом двумя годами ранее и удостоившейся престижной Макариевской премии. В книгу вошли статьи, подготовленные автором за время работы в качестве ответственного редактора книжной серии «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг.» и, в каком-то смысле, она была переработкой диссертации автора «Образ Соловков в русской литературе ХХ века (на материале воспоминаний соловецких узников и романной прозы 2000-х гг.)». Ключом к пониманию идеи этой книги может быть цитата из «Заметок к будущим воспоминаниям» (1959) Д. С. Лихачева: «Сейчас даже трудно вообразить себе ту степень свободы, которой мы все обладали в заключении. Чем больше было людей разномыслящих, тем больше была эта свобода. <…> В этой возможности иметь свои взгляды, и была свобода, а не в “пропуске” за Кремль…».

Во втором сборнике иерей Вячеслав Умнягин продолжает размышлять над феноменом Соловков в новом ракурсе. Тексты, объединенные общим названием «В поисках единства» осмысляют разные аспекты лагерной жизни и пытаются ответить на вопрос, как люди находили силы для того, чтобы нести бремя своей эпохи. Автор знакомит читателя с особенностями мировоззрения разных поколений соловецких узников, указывает на ценности, которые их объединяли. Все это, по его замыслу, должно помочь современному читателю найти ориентиры и сформировать собственную позицию по отношению к прошлому, настоящему и будущему.

Как отмечает отец Вячеслав, наиболее известные соловецкие авторы Б. Н. Ширяев и Д. С. Лихачев смотрели на Соловки через призму Святой Руси, размышляли о прошлом и настоящем архипелага с большим сочувствием и любовью.

Первый тематический раздел сборника посвящен межличностным отношениям в условиях лишения свободы». Для лучшего понимания опыта соловецких узников автор рассматривает несколько уровней этого общения — общение с уголовниками и лагерным начальством (эту тему не обходит практически никто из мемуаристов, пишущих о Соловках), отношение с соузниками, показанное на примере священномученика Иллариона (Троицкого) и, наконец, национальный вопрос, о котором в контексте СЛОНа обычно говорится немного.

Во втором разделе исследовано восприятие заключенными окружающего мира. Например, в их мемуарах часто упоминается провинция как место формирования личности и испытания мировоззренческих ценностей (это неудивительно: основную массу заключенных составляли уроженцы села и нестоличных городов). Также в этом разделе автор анализирует мотивы и обстоятельства побегов, без описания которых представить лагерную прозу и мемуаристику невозможно. Именно такие свидетельства показывают моменты чрезвычайного напряжения душевных и физических сил, становясь ключом к выявлению нравственных, религиозных, психологических доминант отдельных людей и целых сообществ. Например, по наблюдениям Бориса Ширяева, основными участниками побегов становились уголовники с большим сроком, главным образом, убийцы. А вот осужденные по 58-й политической статье предпринимали попытки побега крайне редко, «так как у них не было никаких шансов».

С темой побегов в воспоминаниях соловчан часто пересекается тема эмиграции и оценки заграничной жизни. С одной стороны, благодаря эмиграции многие мемуаристы сохранили жизнь. С другой — эта жизнь отнюдь не была легкой. Далеко не все страны были рады видеть у себя бежавших от режима СССР. Борис Ширяев вспоминал: «В Чили сунулся — сантиметра роста не хватило, в Канаду — жена протанцевать перед врачом не сумела, в Австралию — лишние года оказались, так сказать, внеплановые…». Непростыми были и отношения между представителями разных волн эмиграции. Все это вызывало в душах эмигрантов-соловчан диссонанс и разлад. «Россия без нас выкрутится, а вот нам без нее никакой жизни нет», — писал Б. Л. Солоневич.

Последний раздел книги автор посвящает идейным основаниям литературного наследия соловецких узников. Он рассматривает литературное творчество как одну из характерных реакций русских людей на пребывание за границей. «Вырвавшийся на свободу россиянин начинает писать. Кое-как зарабатывает на хлеб насущный и пишет. Так было с первой эмиграцией, так было и со второй», — отмечал литературовед В. Крейд. На примере ряда произведений отец Вячеслав Умнягин рассматривает некоторые экстралитературные темы наследия соловецких заключенных.

Один из главных мотивов написания этих текстов — желание запечатлеть «то, что нельзя забыть», донести эту страшную правду до потомков, причем убедительно. По-особенному описывают бывшие узники даже соловецкую природу — ландшафтные зарисовки в их прозе передают тончайшие нюансы мироощущения героев повествования: «Идем по другой ледянке домой. Обходим кучки свежего навоза. Синички и важные снегири роются в нем, им раздолье. Тихо стоит тайга, радостно, ярко под косыми лучами заходящего солнца. А вот, на дороге кровь. Откуда кровь? Еще и еще. Целая яркая полоса. След урки. Потемнел лес, не так весело светит солнце», — цитирует автор мемуары Е. Р. Редлих.

Большое внимание уделено религиозному дискурсу — отличительной черте по преимуществу тех мемуаристов, которые сформировались в дореволюционной России. В произведениях этих писателей важное место занимает осознание глубокого духовного смысла страданий.

К несомненным достоинствам книги можно отнести то, что автор работает в том числе на материале мемуаров о Соловках, мало известных широкому читателю. Это дает возможность всем, интересующимся темой, существенно расширить список источников.

Издание содержит именной указатель. Вступительную статью составил публицист, телеведущий Феликс Разумовский. Иллюстрации — соловецкие пейзажи Сергея Андрияки.

Журнал «Православное книжное обозрение»