Толковая Псалтирь

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Толковая Псалтирь
  • Автор книги: Лопухин Александр

М.: Благовест, 2023. - 446 с., ил.


«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне», - говорил Спаситель Христос (Ин. 5:39). Одним из таких выдающихся исследователей 19 века был Александр Павлович Лопухин. Его «Толковая Библия» – многотомное издание – уже более столетия просвещает и наставляет православных христиан в Слове Божием. На книжном рынке можно найти только репринтные экземпляры со старой орфографией. Чтобы сделать текст понятным большинству читателей, издательство «Благовест» решило выпустить новую библейскую серию, подготовленную на основе нестареющего произведения А.П. Лопухина. Первым томом в этой серии издана «Толковая Псалтирь». Ее мы сегодня предлагаем вашему вниманию.


1. Имя русского ученого-библеиста Александра Павловича Лопухина занимает одно из первых мест в ряду выдающихся российских исследователей Библейских текстов. Он родился 1 октября 1852 года в семье священника села Митякина Саратовской губернии. Это обстоятельство во многом определило его жизненный путь. Среднее образование он получил в Саратовской семинарии. Продолжил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии, которую окончил в 1878 году магистрантом.

2. Широта интересов и работоспособность Александра были просто невероятными. Еще будучи студентом, он опубликовал в Санкт-Петербургском богословском журнале ‹Церковный вестник» более ста научно-публицистических и литературно-критических статей по различным вопросам. В июле 1879 года Лопухин как прекрасно владеющий английским языком был направлен псаломщиком в русскую посольскую церковь в Нью-Йорке. По возвращении на родину в 1882 году Александр Павлович занял в Санкт-Петербургской Духовной академии кафедру Сравнительного богословия, а после ее закрытия в 1885 году — кафедру Древней общей гражданской истории, на которой оставался до своей кончины. Профессорская деятельность не только не ослабила, но даже усилила его литературное творчество. Лопухин всю свою жизнь старался сделать доступными для русской читающей публики новинки западноевропейской богословской науки.

3. Одной из важнейших работ в области библеистики стала изданная им в 1890 году книга «Библейская история при свете новейших исследований и открытий». В предисловии к ней Александр Павлович писал, что «вследствие тех поистине чудесных открытий, которые в нашем веке делаются на забытом пепелище былой исторической жизни древних народов Востока, библейская история чрезвычайно обогатилась в своих научных ресурсах». В 1903 году Александр Павлович с единомышленниками, среди которых были профессора А. А. Глаголев, Ф. Г. Елеонский, И. Г. Троицкий, архимандрит (затем епископ) Иосиф (Петровых). А. И. Покровский и многие другие, приступает к главному труду своей жизни — «Толковой Библии». Подготовка и издание в 1876 году полного Синодального перевода Священного Писания на русский язык поставили перед отечественными библеистами новую задачу — снабдить указанный текст популярными научными и богословскими комментариями.

4. Лопухин так определил цели, стоящие перед редакторским коллективом: «Дать пастырям Церкви, как и всем вообще любителям чтения Слова Божия, пособие к правильному разумению Библии, оправданию и защите истины от искажения ее лжеучителями, а также и руководство к уразумению многих неясных в ней мест...» Лопухин и его преемники отводят изданию, прежде всего,  просветительскую роль, поэтому намеренно отказываются как от исключительно богословского, так и исключительно научного комментария, пытаясь объединить толкования св. отцов с современными (на момент издания) данными библейской науки. Этот новаторский метод является секретом долгожительства «Толковой Библии».

5. «В отличие от большинства трудов по библеистике, ежегодно теряющих свою актуальность в свете новых открытий ученых, святоотеческий «костяк» лопухинского текста не может устареть по определению». Несмотря на то, что труд рассчитан на широкие круги читателей, его общедоступность нисколько не снижает высокого научно-богословского уровня. Александр Павлович успел подготовить только первый том, включающий Пятикнижие, но импульс, приданный им, был столь велик, что эту работу его последователи продолжали на протяжении девяти лет. Данная книга печатается пo изданию: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 томах под ред. Л. П. Лопухина. Том 4.  Текст книги набран по правилам современной орфографии.

6. Структура «Толковой Псалтири» такова: вначале дается полный текст псалма; затем раскрываются обстоятельства, при которых он был написан, подробно объясняется исторический контекст его создания и дается краткий художественный и богословский анализ его текста; и наконец — комментарии А. П. Лопухина к каждому или нескольким стихам. Книга рассчитана на широкий круг читателей и имеет огромное просветительское значение. Как говорится в предисловии, все псалмы Давида по своему содержанию представляют лирическое изложение событий его жизни, начиная с первого помазания от Самуила и кончая последними годами его царствования.

7. Его поэзия отличается многообразием своих видов. Здесь есть элегии (покаянные псалмы), есть похвальные, приближающееся к нашим одам, есть подобие наших песен, только с религиозным сюжетом, есть мессианско-пророческие. Нельзя не отметить той особенности песен, что Давид во всех них остается верен своему телеологическому взгляду на все существующее в мире, как в жизни людей и природы, так и в области отношений Бога к человеку и человека к Богу. Весь мир, по нему, начиная с обыденного явления восхода и захода солнца, порядка смены дня и ночи, времен года, устройства неорганического, органического и животного мира и, особенно, человека, полон чарующей гармонии, разумности и красоты. Та же разумность и красота царят в отношении Бога к человеку и последнего к Богу.

8. Бог, оказывая ему милости и защиту в настоящем, подготовляет его к великим благам будущего через пришествие Мессии: человек же, питая постоянную и твердую веру в Бога, оказывая Ему послушание и воспитывая в себе «дух смиренный и сердце сокрушенно», тем самым включает себя в область Его великих обетований. Таким образом Давид по своим воззрениям был эстет, умеющий найти, указать и оценить красоту там, где холодный ум видит только ряд обыкновенных явлений, предметов и мыслей. Направляя дух человека к высшему миру постижения Божественной гармонии, песни Давида имели и важное общественно-политическое значение. Они знакомили подданных с воззрениями и желаниями своего государя, а потому являлись манифестами царя к своему народу, программой его царствования, где каждый знал, чего ему держаться, и что несогласно с волей его владыки.

***

Первое издание «Толковой Библии» полностью было осуществлено к 1913 году. Имя Александра Павловича было сохранено на титульных листах книг, вышедших в свет после его смерти, — во всех одиннадцати томах присутствует надпись: «Издание преемников А. П. Лопухина». Именно этот проект навсегда увековечил имя ученого для большинства наших соотечественников. На разговорном уровне за «Толковой Библией» прочно закрепилось название «лопухинской». И можно утверждать, что за прошедшее столетие на русском языке не появилось толкования, сопоставимого с этим по своему масштабу и авторитету для православного читателя.

Телеканал "Союз"/У книжной полки