Толстые журналы: возвращение тренда?

  • Автор обзора: Наталья Богатырёва

Крупнейший Интернет-магазин печатной продукции «Лабиринт» начал продавать литературные журналы. Неужели они пользуются сегодня спросом?


Понятное дело – советское время, книжный дефицит. Тогда почти каждая интеллигентная читающая семья выписывала толстые журналы. Помню, как с нетерпением ждала очередной номер «Пионера» и «Уральского следопыта» с новой повестью Владислава Крапивина, как жадно бросалась читать, едва достав из почтового ящика (а на очереди уже были одноклассники). Как потом бережно переплетали эти журналы, и увесистые эти «кирпичи» возила с собой в пионерлагерь в Крым, чтобы читать пионерам. Это была великая ценность, к которой относились с трепетом. Я помню, как мне дали на одну ночь подшивку «Москвы» 1966-67 годов с «Мастером и Маргаритой». Это было почти через 20 лет после первой публикации романа, но книгу тогда было не достать, и для меня толстый потрепанный журнал имел почти сакральную ценность.

Помню, как собирала небольшие книжечки «Студенческого меридиана», потому что там в каждом номере в начале и середине 80-х было что-то ошеломительное, свежее и пугающе смелое. То «Интердевочка» Владимира Кунина, то сказочная повесть Бориса Гребенщикова, то публикации обэриутов, а то – роман Михаила Анчарова «Как птица Гаруда», которым зачитывалась интеллектуальная студенческая молодежь…

У многих из нас эти зачитанные до дыр подшивки «Нового мира», «Иностранной литературы», «Юности» до сих пор лежат где-нибудь на даче, и рука не поднимается пустить на растопку толстые журнальные тетрадки с «Доктором Живаго», «Звездным билетом», «Голубятней на желтой поляне»... И вот «толстяки» или, как их называли, «литературно-художественные и общественно-политические журналы» снова востребованы?

Действительно на «Лабиринте» есть рубрика «Литературные журналы». Каков же ее контент? Не будем сейчас говорить о специфическом (и представленном единичным экземпляром) журнале «Лехаим» и не менее специфическом литературно-художественном альманахе «Охотничьи просторы», о претенциозном и полугламурном «Снобе», об «историческом журнале для семейного чтения» «Дилетант» (этот проект радиостанции «Эхо Москвы» издается без году неделя, с 2012 года, и пока рано говорить о вкладе, который он внес в российскую журнальную культуру).

Больше всего на сайте «Лабиринта» заслуженных «стариков-толстяков», основанных после революции 1917-го, в годы «оттепели», в 1950-е, и на протяжении многих десятилетий являвшихся «духовной пищей» для посаженных на голодный духовный паек советских граждан.

Кликая на рубрику «Литературные журналы», видишь, как много обложек журнала «Иностранная литература». В советские времена читатель этого журнала чаще всего был утонченным эстетом и интеллектуалом, в душе немного диссидентом и либералом. Читать «Иностранку» значило сквозь щели в железном занавесе вдыхать воздух свободного западноевропейского, а также азиатского, африканского, латиноамериканского и даже североамериканского мира. «Иностранка» давала возможность, не выходя из дома, почувствовать себя гражданином мира, а не только одной шестой части суши. И это было очень ценно тогда. Сегодня границ вроде как и нет, лети куда хочешь. Но «Иностранная литература» по-прежнему востребована читателем-интеллектуалом, благо публикует хорошую зарубежную литературу, как неизвестных или забытых классиков, так и новых авторов. В прекрасных переводах. У журнала и девиз соответствующий: «Узнай завтрашних классиков!» В «Лабиринте» «Иностранка» представлена довольно мощно.

cv.png

Следующий по количеству выложенных номеров – журнал «Знание-сила». «Тот самый журнал!», как сказано на «знаниевском» сайте. Он издается с 1926 года. И хотя журнал не собственно литературный, а научно-популярный и научно-художественный, но очереди на него в библиотеках были, как на «Новый мир» или «Юность», ведь здесь печатались выдающиеся фантасты А.Беляев, Кир Булычев, братья Стругацкие… Журнал продолжает традиции научно-просветительской деятельности (об этом говорят рубрики «Новости науки», «В фокусе открытий», «История научной мысли»), но вектор публикаций сместился с научно-технических, космических, промышленных тем на историю, политологию, социологию, филологию и лингвистику. И публикации эти, по старой «знаниевской» традиции, написаны с научной добросовестностью и ответственностью, доступно и увлекательно.

Немногим моложе его журнал «Знамя» (год основания – 1931). Вызывает солидность и качество представленных на его страницах художественных текстов. Здесь все (ну или почти все) значительные современные прозаики и поэты, лауреаты крупнейших литературных премий: Александр Кабаков, Алексей Слаповский, Роман Сенчин, Бахыт Кенжеев, Александр Кушнер, Олеся Николаева, Евгений Рейн, Юрий Ряшенцев, Олег Чухонцев, Михаил Шишкин, Леонид Юзефович и многие еще достойные авторы, публицисты, литературоведы, чьи имена на слуху… В рубрике «Архив. Свидетельства. Мемуары» публикуются редкие материалы об отечественной культуре ХХ века, письма, воспоминания…

Журнал «Москва» в 70-90-е среди «толстяков» пользовался меньшей популярностью, чем то же «Знамя», «Новый мир» или «Октябрь». Но на «Лабиринте» его оказалось довольно много. И неспроста. Отличный современный журнал! Насыщенный занятными и полезными материалами об истории известных произведений и писателях, запоминающимися рецензиями. Открывающий молодых способных поэтов и прозаиков. Включивший в число традиционных рубрик (проза, поэзия, публицистика, культура) и раздел «Домашняя церковь», в котором печатаются известные современные проповедники, например, протоиерей Андрей Ткачев. Вот действительно журнал «для народа», не заумный, не высокомерный, умело сочетающий в статьях серьезное и облегченное. Материалы энергичные, легкие, раскованные, но не вульгарные. Названия статей такие, что хочется прочесть: «Война и мир как юмористическое произведение», «Любимый писатель Марлен Дитрих» (о Паустовском), «А где любовь?» (о «Мастере и Маргарите»). Отученный от умной литературы современный читатель благодаря «Москве», глядишь, потихонечку двинется в сторону серьезных текстов. Такой журнал и правда хочется иметь дома в бумажном варианте.

«Висят» на «Лабиринте» и номера «Юности». Конечно, это давно уже не тот звонкий, приковывавший от первой до последней страницы журнал, наполненный ослепительными молодыми талантами: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава, Аксенов и еще целое созвездие имен. Но и в скромном наследнике того, брызжущего горячей энергией и победительной силой, «оттепельного» журнала мелькают сильные стихи юных поэтов и острые статьи. Может быть, поэтому под номерами «Юности» за этот год помечено: «Отсутствует».

Есть на сайте несколько номеров журнала «Октябрь», старейшего (с 1924 года) советского издания, с многострадальной и удивительной историей. Будучи рапповским и потому убыточным, он едва не был закрыт. В 30-40-е годы он буквально засиял именами Есенина, Маяковского, Зощенко, Платонова, Гайдара, Паустовского, Пришвина, Твардовского. Здесь вышли «Петр Первый» А.Толстого, «Два капитана» В.Каверина, «Сын полка» В.Катаева. Потом было недолгое, к счастью, главное редакторство В.Кочетова, сделавшее журнал ортодоксально-казенным, без конца нападавшим на свободолюбивый «Новый мир». Но в 70-е «Октябрю» удалось вернуть доброе имя благодаря публикациям Астафьева и Рыбакова, Адамовича и Б.Васильева, Б.Ахмадулиной и Ю.Мориц, Ю.Нагибина и М.Рощина… В 90-е здесь увидел свет «Реквием» А.Ахматовой, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, фрагменты прозы А.Синявского… И сегодня «Октябрь» притягивает самые лучшие литературные силы. И, конечно, этот легендарный журнал хочется иметь не просто в электронном виде, а в бумажном…

cb.png

Есть на сайте и «Дружба народов», и «Октябрь», и «Звезда», промелькнули по одному-два номера «Невы», «Урала», «Ариона». Почему-то довольно много номеров узкоспециального журнала для филологов «Вопросы литературы». А вот «Нового мира» нет ни одного номера… Впрочем, спрос рождает предложение. Дойдет очередь и до этого легендарного журнала, который стал одним из символом «оттепели».

Все это хочется читать спокойно, вдумчиво – и не с экрана, а по старинке, на диване с толстой журнальной книжкой.

Толстые журналы, по очень точному выражению Павла Басинского, это «острова литературной культуры». В них еще существует традиция, и правило, и заповедь работать с текстом добросовестно и скрупулезно, наперекор моде соцсетей выкладывать недожаренное или пережаренное, небрежное и халтурное, с диким количеством ошибок. В толстых журналах вы прочтете тексты, тщательно выверенные, прошедшие через жесткий рентген редактуры. А потому текстам этим можно доверять. Толстые журналы – это в большинстве своем правильный язык, проверенная информация. И – да! – какая удача, что они выжили в перестройку и продолжают героически бороться за существование. Спасибо «Лабиринту», что поддерживает героических «толстячков», что потихоньку приучает своих читателей-клиентов к культуре. Через вот эти «острова» - толстые литературные журналы.

Наталья Богатырёва

Теги: