Три сказки о русском языке
- Автор обзора: Наталья Козынцева
Монахиня Марина (Бурмистрова). Три сказки о русском языке (в 3-х кн.).
М.: Издательство Сретенского монастыря, 2024. – 936 с., ил.
«Всё, что я делаю, — только благодаря Богу и православной вере», - говорит монахиня Марина, а в миру Лариса Валентиновна Бурмистрова. В 75 лет она приняла постриг, а до этого долгие годы работала учителем русского языка и литературы. Была директором общеобразовательной школы, основательницей трёх православных школ, руководила педагогическими программами Славянского фонда России, является автором девяти учебников серии «Введение в мир русского языка». А сегодня мы предлагаем вашему вниманию труд матушки Марины под названием «Три сказки о русском языке». Выпустил в свет это издание Сретенский монастырь совместно со Славянским фондом России, который празднует 33-летие своей деятельности. Издание состоит из трех книг, и о первой из них мы расскажем сегодня в программе.
1. В настоящее время учителей-словесников волнует падение интереса к настоящей русской художественной литературе у наших учащихся и эстетическая глухота. Самое страшное, что это падение ведёт к духовному оскудению. Как помочь ученику уверенно войти в мир, обрести высокий смысл личного бытия, научиться владеть поэтическим словом, продолжить традиции национальной культуры, определить свое отношение к жизни, природе, искусству? На решение этих вопросов была направлена программа «Введение в мир русского языка», апробация которой проходила на экспериментальных площадках Москвы и стран СНГ. В течение двадцати лет она дала высокие положительные результаты, о чём свидетельствуют успехи детей, принимавших участие в эксперименте, на следующих ступенях образования, а также отзывы родителей учащихся и педагогов средней школы.
2. Этот комплект учебно-методических пособий к курсу русской словесности для детей с четырёх до десяти лет в детском саду, в школе и дома был разработан на городской экспериментальной площадке «Пушкинское слово» при содействии Славянского Фонда России. Первая книга под названием «Жили-были буквы» знакомит детей с миром живых, прекрасных русских букв, организует их освоение через взаимодействие малышей с жителями Букварной улицы. Через стихи-читалочки автор передаёт очертание букв, которые дети могут воспринимать визуально и через игры-движения. Это даёт возможность сделать процесс обучения игровым, живым, соответствующим возрастным особенностям дошкольников.
3. Цель автора этой книги — научить детей читать буквы и целые слова без погружения в теорию языка. Ведущая роль здесь отводится зрительному анализатору. Опора на зрительный анализатор, на движения и деятельность в сказочной «действительности» позволит подготовить дошкольников к освоению «Программы по русской словесности» и к литературному чтению, оставляя их в зоне игры. Основной метод освоения букв и слов — т. н. «Фотографирование» — адекватен детям дошкольного возраста, так как активизирует деятельность большого количества анализаторов, способствует овладению способом запоминания букв и слов без усугубления речевых недостатков. В настоящее время, при всё возрастающем количестве детей с речевыми отклонениями и педагогической запущенностью такой способ обучения чтению будет являться пропедевтикой освоения грамотного письма. Зрительный (орфографический) образ слова предварит устный, часто искаженный. А первое усвоенное знание всегда прочнее.
4. Центральной фигурой, объединяющей все занятия, является княгиня Графика. Она приходит к детям в виде куклы с ручкой или с карандашом и «ведёт» их в гости к буквам, живущим на Букварной улице. Вот что о ней рассказывает автор: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была великая княгиня Графика. Была она строгой, доброй и очень умной. И жили в ее княжестве необыкновенные граждане — большие буквы и маленькие буковки. Проживали буквы на Букварнои улице. У каждой жительницы домик особенный, —‘сказочный, на свою хозяйку похожии. Любила Графика всех своих подданных, холила, лелеяла и стихи про них сочиняла и записывала. Да и как их было не любить! Ведь буковки те были не простые — волшебные.
5. Очень они хотели, чтобы дети их изучали, читали и сказки про буквы сами сочиняли. Сидит буква в своём домике тихо-тихо и ждет, когда малыши подрастут. А как только они вырастают да книжку открывают, буковки оживают. Ну вот и вы уже подросли, возмужали. Пора нам с волшебными жителями познакомиться. Вы готовы? - спрашивает автор у детей. - Тогда пойдем в гости, а то нас на Букварной улице уже заждались. Вон и первый домик с треугольной крышей виднеется. Кто же в нём живёт? А там в домике конечно живёт буква А. Ребята читают рассказ о букве и стихотворение. Сказочка про букву А. Мы ее вам тоже расскажем.
6. «Жила-была буква А. Жила она в первом домике на Букварной улице. Крыша домика была треугольной, а на крыше — аист. Каждое утро А надевала алое платье, алую шляпку, алые сапожки и шла поливать свои любимые цветы — астры. Польёт А астры и шагает по аллее к озеру. Широко шагает А. Раз, два — и на берегу озера. А по озеру её сестричка а плавает. Сестричка а — округлая да гладкая, так и скользит по воде, как лодочка. То нырнет, то вынырнет. Хочется А также поплавать, но ножки-то прямые, острые; шагнет в воду и сразу тонуть начинает. Садится А на бережок, ножками в воде болтает и на маленькую а любуется. Наплавается, накупается маленькая а, и идут сестрички на балкон сок пить. А большая любит сок апельсиновый, а а маленькая — ананасный.
7. А после завтрака буковки спешат на работу в азбуку. Они никогда не опаздывают. Можешь проверить — открой страницу азбуки. Смотри-ка: буквы уже на месте и ждут, когда ты с ними поздороваешься и прочитаешь. Ждут не дождутся буквы всех детей. Но у каждой буковки есть свои любимые имена. Очень любят сестрички, когда их страницу открывают дети с именами Алла, Алёша, Александра и Анна. Как вы думаете, почему?» - спрашивает автор у детей, и тут начинается уже их сотворчество. Ведь после знакомства с буквой, выразительного чтения стихотворения, сначала устно, потом наизусть по тексту, составления слов, ребята сочиняют и рассказывают сказки про буквы. После знакомства с несколькими буквами малыши начинают складывать слова, печатать их, постепенно переходя к чтению целых слов.
8. Такие занятия, по словам автора, можно начинать с детьми с четырех лет. В своих книгах Лариса Валентиновна использует образы сказочных героев. Вдохновляя сердца малышей, они максимально предупреждают естественное утомление от учебных трудов и делают их не «горькими», а «сладкими». Такая творческая, оригинальная подача материала позволяет превратить процесс обучения в очень интересное занятие и без лишнего морализаторства подвести ребёнка к восприятию народной мудрости и усвоению евангельских истин.
***
По словам священника Артемия Владимирова, «язык этого прекрасно иллюстрированного пособия - красочный, живой, насыщенный художественными образами - понятен и близок детям младшего возраста. Разнообразные сюжетные линии учебника-сказки помогают ввести ребят не только в Страну Русского Языка, но и в русскую историю, познакомить их с подвигами русских святых. Современные дети, как правило перегруженные компьютерными играми, смогут совместить приятное с полезным, путешествуя с учителем по Чудесной Стране Русского Языка». Первую книгу проекта продолжают учебники-сказки «Сказочный букварь» и «Чудесная Страна Русского Языка», о них мы расскажем в наших следующих программах.
Телеканал "Союз"/У книжной полки