Трибунал
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Трибунал
- Автор книги: Федорчук Екатерина
М.: Никея, 2020. - 256с.
На 27 Международных Рождественских образовательных чтениях в 2019 году в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя сотруднице информационно-издательского отдела Саратовской епархии
Екатерине Ивановой (Федорчук) был вручен диплом победителя конкурса «Новая библиотека» за лучшее ранее не издававшееся художественное произведение о новомучениках и исповедниках Русской Церкви. Награды был удостоен ее роман
«Трибунал», который в прошлом году вышел в свет в издательстве Никея и сегодня доступен широкому кругу читателей.
1. В этой книге представлено художественное изложение событий эпохи «красного террора», а именно реконструкция судебных процессов, проводимых над священниками и мирянами после революции 1917 года. По словам издателей, сюжет романа благодаря ярким живым сценам и глубоким диалогам захватывает с самых первых страниц. Один из главных героев, Роман Хацкелеев - провинциальный чиновник, стоит перед выбором: встать на сторону мучителей или сохранить в себе человека. Погружение в события, развернувшиеся вокруг суда над духовенством, помогает переосмыслить многие важные вещи и почувствовать страшный и противоречивый дух того времени.
2. Прочитаем небольшой отрывок из этого романа. «Отец Михаил боялся смерти. А смерть сидела напротив, лениво просматривала какие-то бумаги, делала пометки химическим карандашом, вовсе даже и не слушала, о чем там бормочет этот поп. В коридоре своей очереди ждал десяток свидетелей и подозреваемых. «Ужасно у нас ведется документация, — пожаловалась смерть в лице комиссара и как будто слегка заискивающе улыбнулась обвиняемому. — Все в кучу: и участие в недозволенном собрании, и издание литературы против советской власти, панихида какая-то... Но собрание было полгода назад, я ничего не путаю?» «Нет, в январе мы собирались». «По поводу?» «Мы обсуждали декрет об отделении Церкви от государства». «Но до суда это дело не дошло. Почему?» «Ошибки в ведении следствия», — подсказал священник.
3. «Понятно, следственный комитет напутал, - молодой комиссар сокрушенно покачал головой и стал похож на сельского учителя четырехклассной школы, который увидел грубейшую ошибку у любимого ученика. - Мы это исправим», — заверил он отца Михаила с таким видом, будто тот должен обрадоваться этой перспективе. Отец Михаил видел, что его собеседник далеко не прост. Гринь, от которого всегда несло самогоном, кричал, требовал, угрожая расстрелом, чистосердечного признания. Да так и не смог довести дело до суда. Этот же — присланный из центра, одетый с иголочки, говорил тихо и вежливо. Отец Михаил угадывал в его глазах легкое презрение и какой-то незаданный вопрос».
4. Этот «незаданный вопрос» так и мучал Романа Хацкелеева на протяжении всего следственного процесса, в котором он пытался разобраться, слушая отца Михаила и других «подсудимых», а также свидетелей следствия, среди которых была дочь священника, Вера. Любовь к этой девушке позволила ему не потерять человеческий облик, не стать палачом. В основу этой книги легла реальная история священномученика Михаила Платонова, которая, как отмечает автор, привлекала ее давно. Впервые Екатерина Алексеевна узнала о нем в 2016 году во время паломнической экскурсии по святым местам Саратова, которую организовал епархиальный информационно-издательский отдел.
5. «Мы стояли, - рассказывает автор, - на месте расстрела святых мучеников — у могилы, которую в народе называли могилой «пяти убиенных» (на самом деле их гораздо больше), а экскурсовод зачитывала нам отрывки из проповедей отца Михаила — тех самых проповедей, которые ему потом припомнили на суде. И мне казалось, что этот человек здесь, рядом с нами, что я слышу его голос». В своей работе над книгой Екатерина Федорчук использовала документы о процессе над саратовскими священниками, которых сохранилось очень много, и все они опубликованы стараниями саратовских краеведов. Главное, как отмечает автор, это то, что есть подробнейшие стенограммы двух заседаний трибунала - 1918 и 1919 годов, где зафиксировано все, что говорили священники, их обвинители, адвокаты, судьи, запротоколированы даже реплики из зала.
6. Эти документы сделала достоянием общественности старший хранитель фондов дореволюционного периода Государственного архива Саратовской области Ольга Пудовочкина. Именно она добилась того, что дело саратовского священства было рассекречено и поступило в распоряжение комиссии Саратовской епархии по канонизации подвижников благочестия. Эти документы доступны широкому читателю в двух публикациях: в документальной публикации Александра Мраморнова «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918–1919 гг.» и в книге «Собор Саратовских святых», подготовленной трудами протоиерея Кирилла Краснощекова, священника Максима Плякина и историка-краеведа Валерия Теплова. «Конечно, - говорит автор, - я читала и другие труды, которые касались общего положения Церкви в этот период. Но эти две книги были для меня настольными».
7. Несмотря на то, что в работе над книгой использованы достоверные исторические материалы, роман «Трибунал» - это, по словам автора, художественное произведение, в нем довольно большой элемент вымысла, хотя все коллизии — открытый суд, город на Волге, Серафимовский храм, речи свидетелей, обвиняемых и обвинителей на суде, приговор и расстрел на кладбище — вполне узнаваемы. И конечно, всё, что касается главного героя - священника (в романе его зовут отец Михаил Платонов), оставлено практически неизменным. Изменения коснулись второстепенных героев. Самым же неожиданным моментом для самой Екатерины Федорчук оказалось то, что в центре повествования оказался антагонист — председатель следственного комитета. Именно его глазами показана вся история.
8. На вопрос, почему центральным героем книги стал следователь, большевик, враг, автор говорит: «Мне показалось, что форма романа требует именно такого героя — не праведника, а грешника, который еще не совсем потерял человеческий облик, но находится в двух шагах от того, чтобы окончательно превратиться в палача. Кроме того, его точка зрения — это точка зрения обывателя. Представители обвинения совершенно искренне не могли понять, как верующие люди могут не бороться с советской властью. Как можно быть не согласным с властью и тем не менее подчиниться ей? Мне показалось крайне важным показать заблуждения обвинителей обвинения не извне, а изнутри. Насколько мне это удалось или не удалось, судить читателю».
***
Роман Екатерины Федорчук «Трибунал» отмечен Издательским советом как лучшее художественное произведение о новомучениках Русской Церкви. Это уникальное в своем роде издание, потому что художественной прозы, посвященной теме новомучеников, на сегодняшний день очень мало. Это произведение, по словам писателя Дмитрия Володихина, «часть духовного усилия, необходимого для того, чтобы подвиг новомучеников и исповедников XX века занял подобающее место на духовном небосклоне нашей страны». В романе поднимается множество важных и трудных жизненных вопросов: о сложности выбора, добре и зле, и возможности сохранить в себе достоинство человека даже в самых тяжелых условиях.
Телеканал "Союз"/У книжной полки