Царица Промыслом Божиим
- Автор обзора: Дегтерёв Николай
- Книга: Первая русская царица
- Автор книги: архимандрит Макарий (Веретенников)
Сергиев Посад: Издательство МДА, 2022. – 124 с., ил.
Имя
архимандрита Макария (Веретенникова) очень хорошо известно. Во внушительном списке его исследований присутствуют достаточно разные по характеру работы: от жизнеописаний и житий святых до книг и статей по каноническому праву, литургике или филологии. Однако прежде всего, думается, архимандрит Макарий известен как историк Русской Церкви.
Книга
«Первая русская царица» написана как раз в русле одновременно и церковной, и светской истории. Потому что, с одной стороны, мы имеем дело со светским человеком, супругой царя, с другой — вся деятельность царицы, как показывает сама книга, была напрямую связана с Церковью. И хотя «первая русская царица канонизована не была, но память о ней не умирала, и заупокойная молитва о ней творилась в храмах и обителях». Таким образом, церковной истории здесь не меньше, чем светской.
Профессиональные историки знают, что писать увлекательно, не погрешая при этом против исторической точности, есть дар особый. Увлекательность повествования чаще всего сопряжена с большим количеством допущений, гипотез, даже своего рода домыслов, которые и призваны восстановить целостную картину. Но историк — если перед ним стоит задача не создать интересный исторический нарратив, а определить исключительно факты — сталкивается с тем, что «общей картины», целостной и непротиворечивой, как правило, не получается. Так, например, можно написать интереснейшее исследование о том, что «Конька-горбунка» написал на самом деле А. С. Пушкин, а не П. П. Ершов. Однако это исследование будет лишено главного своего доказательства — черновиков сказки, написанных рукой Пушкина. Цельным такое исследование назвать вряд ли получится.
В этом смысле книга архимандрита Макария — это, безусловно, книга строго фактическая. Почти каждое утверждение, которое делается в ней, подтверждено ссылкой на источник, документ, исследование. Из-за этого на некоторых страницах книги текст примечаний по объему превышает текст собственно повествования. Если вам, как читателю, нужен фактический материал о первой русской царице — смело обращайтесь к труду архимандрита Макария. Это именно, я бы сказал, с педантичной точностью выверенное исследование, в котором нет ничего «от себя». Иными словами, строгий научный труд.
Но, конечно, подобный подход имеет и обратную сторону — чтение нельзя назвать увлекательным. Это достаточно сухой текст, без сенсаций, гипотез и домыслов. Даже о смерти царицы сказано только: «Тем не менее, современные исследования показывают, что царица Анастасия почила, будучи “отравлена сулемой — солями ртути”». У читателя, естественно, могут возникнуть вопросы: кто отравил? за что? кому это было выгодно? что в ответ на это отравление предпринял Иван Грозный? На эти вопросы автор не только не отвечает, он даже не ставит их. Видимо, они не вписываются ни в концепцию самой книги и не являются (для современной исторической науки) настолько разрешенными (в смысле — имеющими однозначные ответы), чтобы о них писать.
Книга состоит из четырех глав, трех приложений и списка источников и литературы.
Первая, самая большая по объему глава говорит о жизненном пути Анастасии Романовны, происходившей из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми (кстати, именно эта родственная связь позволила почти веком позже Романовым занять русский престол — ведь они были родственниками с прекратившейся династией Рюриковичей). Отмечается, что «в доме бояр Романовых бывали подвижники того времени, в их числе и преподобный Геннадий Любимоградский, предсказавший, что юная Анастасия станет русской царицей». Тем самым подчеркивается не только христианский уклад жизни Романовых, но и Промысел Божий о них.
Довольно большое место в книге уделяется описанию свадебных торжеств 1547 года, когда «митрополит Макарий венчал Анастасию Романовну с Иоанном Грозным в Успенском соборе». Интерес представляют не только сами торжества, но и то, что архиерей «обратился к новобрачным со словами приветствия и назидания». Как пишет автор, «это было первое в истории Руси поучение царю при его вступлении в брак».
Позже документальные свидетельства, на которых основана книга, отмечают в первую очередь паломничества царя и царицы в монастыри. Автор пишет, что «паломничества-поклонения к прп. Сергию были, несомненно, подвигом молитвы царской семьи о чадородии». Во время этих поездок по святым местам монастырям раздавались щедрые подарки, а сами монахи должны были неустанно молиться «о здравии венценосной супружеской пары, “чтобы им Господь Бог даровал плод чрева, благородная чада”». С современной точки зрения подобные паломничества — пусть даже и венценосных особ — представляют собой их сугубо личное дело. Но не будем забывать, что речь идет о XVI веке, и чадородие царицы — это дело государственной важности! Ведь именно на царице лежит обязанность продолжения рода, династии. Чему, кстати, во многом посвящено дальнейшее повествование.
На протяжении многих страниц речь идет о рождении первых царских детей: царевны Анны, царевны Марии. К сожалению, царские первенцы прожили очень недолгую жизнь и скончались в младенчестве.
Наконец, в 1551 году, осенью, после того, как Иван Грозный взял Казань, «у царицы его, родися ему сын царевич Дмитрей». Весть о рождении Дмитрия Ивановича прослеживается в книге и по летописям, и по другим источникам. Однако и Дмитрию суждена была очень недолгая жизнь.
И только в 1554 году у венценосной четы родился царевич Иоанн, которому суждено было дожить до совершеннолетия. Это тот самый сын Грозного, чья смерть в 1581 году последовала, по самой распространенной и удержавшейся в истории версии, от руки отца (вспомним хотя бы знаменитую картину И. Е. Репина).
Еще одна дочь Анастасии Романовны, Евдокия, также умерла во младенчестве, а вот последний ее сын, Федор, пережил и мать, и отца, и даже стал русским царем Федором Иоанновичем, последним из династии Рюриковичей.
Вторая глава книги посвящена «царицыной светлице», или, иначе говоря, мастерской, где под руководством царицы «мастерицы занимались шитьем, создавая памятники “умозрения в шитье”». Расшитые рукодельницами вещи передавались в дар монастырям, храмам. Так, например, «в 1549-1552 годах для Успенского собора был изготовлен покров на раку святителя Ионы с его изображением». Также «в 1549 г. царь пожаловал “в Дом Пречистыя Богородицы и великим чюдотворцем Петру, Алексию, Ионе” саккос, изготовленный для митрополита Макария “в седмое лето святительства его, на славу и хвалу Богу, и на честь во многолетное здравие своему царству и благородству”». Дары были сделаны в Троице-Сергиеву Лавру, Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозерский, Покровский (Суздальский) монастыри. И даже в сербский Хиландарский монастырь на Афоне была пожалована катапетасма, вышитая все в той же «царицыной светлице». Помимо изделий для храмов, в светлице изготавливались вещи и «для повседневного обихода».
Третья глава посвящена кончине и посмертному почитанию царицы. Здесь упоминаются разные версии этой во всех смыслах преждевременной кончины, однако автор, как мы уже указывали выше, не останавливается на самой главной из версий — отравлении. Эта тема никак не раскрывается.
Зато есть другой любопытный момент. Автор цитирует англичанина Джерома Горсея (бывшего в Москве при жизни Ивана Грозного). Горсей пишет: «Он [Иван Васильевич] был молод и вспыльчив, но она [царица Анастасия] управляла им с удивительной кротостью и умом». Согласитесь, необычно читать о том, как Иваном Грозным управляла женщина, пусть и первая жена. Кстати, именно после ее смерти (скорее всего, повторим, насильственной) у Ивана IV совсем разладились отношения с окружающими. Собственно, эпоха тирании Грозного царя и начинается после 1560 года.
Четвертая глава называется «Царь Иоанн Грозный после кончины первой супруги», но посвящена она, конечно, не всей его последующей жизни, а в основном поминовению Анастасии Романовны, памяти о ней, а также ее значению в русской истории.
Приложения к книге тоже по-своему любопытны, однако мы не будем на них останавливаться в силу их специфичности.
Отметим, что книга замечательно проиллюстрирована. Текст перемежается фотографиями храмов, листов летописного свода, изделий «царицыной светлицы». Поэтому не только содержание книги, но и ее оформление заслуживают самой высокой оценки.
Николай Дегтерёв/
Журнал «Православное книжное обозрение»