«Царское дело» Анатолия Омельчука

  • Автор обзора: Валентина Ефимовская

Анатолий Омельчук. «”? Хочешь основать Тюмень.
Тюмень: ООО «Инфо-плюс», 2021. - 81 с.



Пытаясь понять, по какому пути                  

                                                           определено нам идти, не следует начинать отсчёт с

                                                           истории Киевской Руси. История России гораздо            

                                                           старше, и рождалась она в той полосе степей, что

                                                           прорезает нашу страну от Уссури до Дуная[1]. 

                                                                                  Н.М. Коняев

                                        

Такова уж доля правителя – взял царский венец, значит принял на себя обязательства, среди которых защита, собирание и приумножение земель государственных – определяющее, свидетельствующее о наличии волевого характера царя. Кого из правителей Руси-России мы помним добрым словом – Ивана Калиту, Ивана IV, Екатерину Великую. Но презираем Петра III за предательство земель русских во имя прусских, страдаем поныне от страшных, раздробивших Российскую империю деяний ленинских большевиков. Новая книга известного в России и за рубежом сибирского режиссера, публициста, историка, прозаика, автора 50 изданий Анатолия Константиновича Омельчука при всех ее государствообразующих проекциях, однако, не о достоинствах царских, и не о русской истории, хотя в книге «? Хочешь основать Тюмень» много исторических открытий, высвеченных, прежде мало известных событий прошлого. Эта книга – о любви к родной земле. Она о той высокой любви к Отечеству, с которой присягает ему на верность и государь, и ратник.    

Собирателем земель сибирских, возделывателем почв исторических можно назвать автора-исследователя, которому от природы дано вневременное видение летописца, пространственное чутье полководца. А главное, у этого художественного намерения А. Омельчука есть императив, определяющийся целями, заявленными в аннотации книги, где говорится: «У книги есть подзаголовок – «Тюменский завет». Завет – слово обязывающее, по пустякам его не произносят. Завет – о заветном, не осуществленном – но осуществимом. Долго не осуществляемый – Ветхий. Не завещание – послание современникам. Возможно потомкам. Тысячелетней Тюмени. Тюмени Великой нет никакого резона скрывать свой серьезный исторический возраст. Он ее красит, возвышает, делает настоящим бриллиантом азиатской России. Тюмень же – любимая. Любимой ничего доказывать не надо – любимой верят, глядя в глаза. Эта книга – взгляд гражданина России, русского азиата и взгляд с азиатской колокольни великой России».

Вдохновленный любовью к своей Тюмени, ставшей родной ему, родившемуся в Томской обл., осиянный лучащейся верой и надеждой очей своих коренных тюменских внучек – Ани, Леры, Алисы и Аленушки, которым книга посвящается, убежденный, что место жизни на планете человеку предопределено, А. Омельчук сознательно принял венец виртуального государя своей малой родины, взялся за «царское дело» – собирание своих земель, освобождение летописи от исторических ошибок. Это труд, по зову прошлого, потому что перед духовным взором писателя богатые примеры подвижнической деятельности русских царей. «Народ России вместе с российскими народами Сибири продолжил “царское дело”, повеление небес – земную миссию божественного предназначения, которую вершили великие государи»[2] – говорит А. Омельчук в своей книге, понимая, что без Божиего Промысла не случилась бы и это его литературное творение.

По сюжету книга выстроена как увлекательное изыскание достоверного исторического возраста Тюмени, города известного сегодня как столица «черного золота». Но как же мало мы знаем об этом древнем сибирском светоче, о городе, который отмечает 435 лет со дня основания. Но «Нет!» - восклицает автор и своим трудом доказывает, что Тюмени как минимум 650 лет. Он, заглядывая даже за эту временную границу, вглубь веков, исследуя древнейшие, неатрибутированные корневые артефакты родной своей земли, доказывает, что Тюмени на самом деле всех 1000 лет.

– "У нашей любимой Тюмени невероятно богатое прошлое, – пояснил автор свою мотивацию на презентации книги в пресс-центре информационного агентства "Тюменская линия". – Ей наверняка более тысячи – доказуемых! – лет. Она была столицей мощных государственных образований и государств, давно с XIV века знакома просвещенной Европе, а с XIII-го – тогда более просвещенной Азии".

Понятно, что справиться с поставленной автором задачей в объеме обычных литературно-художественных жанров и книжных форм невозможно. Поэтому А. Омельчук создает книгу – фильм, книгу – альбом, книгу –энциклопедическое собрание, содержащую исторические исследования, публицистические материалы, рассказы, интервью, выступления перед студентами, синопсисы снятых автором на эту тему фильмов.

А для чего ему это надо, какой смысл видит писатель в исправлении исторических цифр? Коротко не скажешь, но постепенно поймешь, прочитав эту толстую, тяжелую от количества страниц и смыслов книгу о сибирской русской Тюмени. Вряд ли А. Омельчук знаком с 2-х томным изданием известного петербургского прозаика, церковного историка Н.М. Коняев «Рождение и крах Великой Скифии» и «Переселение народов», вышедшим в конце 2021 г., уже после кончины его создателя, нашего выдающегося современника. Но сколько в трудах обоих исследователей коллинеарных направлений поиска, сколько созвучных мыслей, основывающихся на такой, отмеченной Н. Коняевым геополитической особенности российской истории:    

«Наши историки до сих пор еще не определили до конца отношения к державе, зародившейся в читинско-монгольских степях, на берегах Онона и Орхона. Тем не менее, постепенно происходит осознание того непреложного факта, что именно империя Чингисхана была непосредственной предшественницей Российской империи… Поразительно, но ведь и наследница ее – Советская империя практически совпадала своими границами с ними.

Воистину, в этом смысле наша страна – феноменальное, небывалое в мировой истории образование. Из различных центров, на основе совершенно различных государственных идеологий, различными империообразующими этносами создавались эти три государства, но совпадала их территория, на которой – лучше ли, хуже ли! – но обеспечивалось выживание всех включенных в империю народов. Когда же империя благодаря враждебным силам разрушалась, она снова возникала уже на основе другой идеологии, другого этноса, из другого центра, но в тех же самых границах»[3].

Подобная, неосознанная в полной мере догадка, кажется, волнует и А. Омельчука, заставляет его посмотреть на историю России на примере своей любимой Тюмени, уходящей родовыми корнями в почвы этих трех государственных образований. Видимо, пришло время помочь профессиональным историкам в поисках истины нашего происхождения.

Писатель личным примером заставляет читателя продираться сквозь наслоения мифов и исторических тайн не только пытливым умом, но и любящим сердца. Любовь – главная движущая сила и питательная среда этого исследования, та «живая вода», которая во имя грядущих побед и поколений оживляет минувшие эпохи. Свидетельствует о личной ответственности автора за все сказанное непривычное название книги с вопросительным знаком в начале предложения, подразумевающего вопрос. А. Омельчук, обязуясь все сказанное взять на свою совесть, так объясняет местоположение вопросительного знака: «Бог доверил нам самим отвечать на наши вопросы». Это вопросы во внутрь души, а не во вне, к себе, а не к обществу.     

А вопросы сложные, требующие и эрудиции, и смелости нарушить общепринятые устои, предполагающие душевное предвидение, общительность, позволяющую писателю со своими непонятностями обращаться к ученым разных специальностей. Главный вопрос – возраст Тюмени. Но сколько за ним других вопросов, вызывающих к жизни новые факты, имена, события. По мере развития повествования проклевываются новые темы, вызревают, притягиваются друг к другу, уплотняя историческое пространство, тяготеют к единому ядру смыслов истории, меняя наше отношение к ней. Происходит, используя образ автора «просвещение Сибирью».

Обретают зримые черты честолюбивый Чингисхан и его потомок Тохтамыш, и легендарный Едигей. Наполняется звуками, запахами, страстями жизнь легендарной Чинги-Туры (Чимги-Тура – татарск.), прародительницы Тюмени в восторженном осознании автором такого факта: «Насколько случайно, а насколько не очень случайно, что “Каталонская карта” с Чимги, с Сингуем 1374-го года, это же время Тохтамыша? Слава Тохтамыша, хана Синей Орды докатилась до Европы? Расцвет полководца?»[4] С особым почтением автор пишет портрет Тохтамыша-полководца, мыслителя, исторического деятеля, семьянина. Оправдывая причины своей симпатии тем, что, существующие ныне стереотипы взаимодействия Орды и Руси как ига ошибочны. Находясь в диалогах со многими специалистами, он приводит их мнение, например профессора истории Александра Еманова. «Это были достаточно выгодные отношения: и экономические, и политические. Ведь Золотая Орда – это метрополия, охватывающая пространство от Адриатики до Тихого океана, но она не уничтожала никаких цивилизаций, ни этнических и государственных порядков. На Кавказе, в Средней Азии, в Хорезме, в Самарканде оставались свои собственные устои, в том числе и на Руси. Власть князей – институт, который сложился в русской политической культуре. Очень многое восприняла Русь, многие термины, в особенности связанные с коммуникацией, с передвижением на огромные расстояния»[5].

Преодолевает огромные расстояния, исследует обширные территории в поисках истинного возраста Тюмени и автор книги. На этом пути встречаются своевольные сибирские реки Тура, Тобол, Иртыш, таинственная река и земля Диринг-Юрях, откуда пошло человечество, ведь там найдена и официально зафиксированная первая стоянка человека. В Сибирских землях – «Вечность – под ногами» – говорит автор. И корни Тюмени. Писатель интересно рассказывает об официальном Постановлении в Сибири града Тюмени над рекою Турою по указу Великого князя всея Руси Федора Иоанновича в 1585 году. В своих выводах А. Омельчук основывается на знаменитой Есиповской летописи, о которой говорит с митрополитом Тобольским и Тюменским Дмитрием, поясняющим: «Он был дьяк Архиерейского дома, привел документацию в порядок, составлял свою летопись. Его большой вклад в российскую историю. Не просто много изложено, но правдиво и конкретно»[6]. Это и понятно, так как Савва Есипов сам был участником исторических событий, святого подвига первых русских в Сибири, жертвенных свершений Ермака. Святость происходящего А. Омельчук понимает в том, что «как только Московское Царство державно перешагнуло уральский порог Великой Азии, оно стало превращаться в Российскую Империю».[7]   

Понимая это событие, как Промыслительное, как «Небесный ярлык» Империи, как высокую и трудную миссию русского народа, автор, называющий себя «писателем азиатского стиля» и отчасти азиатского мировоззрения, создает виртуальный памятник, отражающий притяжение двух цивилизаций – азиатской и российской. Поэтому представляет сложную многофигурную скульптурную композицию как преемство-наследование, видя в центре ее трех главных героев: Чингисхана, Ивана IV Грозного и св. Великого князя Александра Невского. Мудрые объединительные деяния святого князя, как говорит исследователь, «доказывают, что Сибирь – изначально ментальна России, они давно и неизбежно вместе. По небесному ярлыку, по велению небес. Азия и Европа в России неразрывны»[8].

А. Омельчук убежден, что единение Руси и Сибири началось именно при Александре Невском, после его «трансконтинентального» путешествия в Каракорум. А ведь, действительно, это было промыслительное путешествие. Чтобы представить тяготы подвига пути св. Александра Невского, достаточно прочитать записки итальянца Плано Карпини, сопровождавшего к великому хану папских послов. Путникам приходилось терпеть голод, жажду, невыносимый жар и страшную стужу. Путь занимал четыре месяца. Трудно представить переживания св. Князя Александра и ту веру в Божию помощь, с которой он преодолел во имя Земли Русской это испытание унижением, бескрайними степями, зыбучими пустынями, физическими муками. Но кроме труднейших преодолений, Александр Невский приглядывался к достоинствам противника, перенял его дисциплину, своим примером научил русичей не бояться расстояний. Позже, во времена освоения Сибири, св. Князь был вдохновителем казачьих регулярных отрядов, которые впитали его героизм, усвоили его смелость и выносливость. Так начиналось единение государств и эпох, явившее других выдающихся деятелей, достойных быть на виртуальном памятнике Русской Сибири – Царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова, способствовавших развитию этой земли, атамана Ермака со товарищи, первых воевод Василия Сукина и Ивана Мясного и многих-многих других.

А. Омельчук убежден, что прошлое не должно разъединять, оно объединяет. Поэтому не сомневается, что Тюмень – промыслительный пример такого восполняющего объединения, что она произрастает из ранней империи Чингисхана, что она своего рода – стержень, вековая скрепа. И приводит тому доказательства.

Одним из таких доказательств может служить ощущение Тюмени великим русским писателем Ф.М. Достоевским: «Тюмень – великолепный город, торговый, промышленный, многолюдный, удобный – все, что хотите!». Достоевский, даже измученный каторгой, выделил Тюмень, нашел теплые, сердечные эти слова, почувствовав своей верующей душой, что это, действительно, целесообразный, необходимый России город. Это российская драгоценность, а любая драгоценность зачинается в глубине веков.   

А. Омельчук обращает внимание на историю предшественницы Тюмени, ее материнской территории Чинги-Туры, города, который был означен на «Каталанской карте» знаменитых картографов Барселоны в 1374 году. По упоминаниям в восточных, азиатских письменных источниках 1220 года – Тюмени получается даже объективных 800 лет. А если провести раскопки древнего «Царева Городища», то А. Омельчук уверен, что найдутся там в подтверждение его версии, древние монеты чингитурской чеканки. Но сегодня это из области желаемого, так как никто серьезно задачу исследования возраста города не ставил и не искал доказательств.

А разве не доказательство, что в Чинги-Туре за века скопились жители многих народностей: не только татары, здесь селились остяки, вогулы – предки нынешних ханты, манси, различные уральские народы – коми, башкиры, выходцы из Центральной Азии, бухарцы, калмыки, в общем, как говорит писатель, «этнический интернационал». Хан Тохтамыш в последние годы жизни (здесь правил с 1400 по 1406 г. г.) способствовал тому, что после него Чинги-Тура сделалась столицей очень крупного государственного образования, в состав которого входили помимо сибирских земель еще и Казахстан. Интересны редкие материалы о взаимоотношениях Тюменского ханства (возникло в XIV в.) и Киргизского Каганата (с IX в. правил всей Азией). Богата и сложна сибирская история, позволяющая автору книги, искавшему сведения о первых постройках на чингитурской земле, означенных IX в., предположить, что начальные страницы летописи древней Тюмени можно отнести даже к VII веку. Но это уже требует особых исторических исследований. А. Омельчук гордится, что сердцем и изыскательским трудом узрел и доказал древнейшие корни государства Российского.

Но не только история увлекает автора книги. Вдохновенные, поэтичные страницы писатель посвящает мирному крестьянскому труду, именно трудом земледельцев в первую очередь утверждается государство. Он создает целую историческую поэму, посвященную хлебу насущному. Пытается вычислить тот день, когда на сибирскую землю ступил первый русский крестьянин-хлебопашец. Предлагает отметить особым праздником 400-летие первой сибирской борозды.   

Своими мыслями, идеями, открытиями А. Омельчук делится особенно щедро с молодежью. Показательны «Уроки родиноведения», – они не только провозглашены как инициатива, но проводятся в тюменских школах, на интернет-сайтах. Писатель призывает расширить этот формат на всю Россию. Обращается на пленуме Союза писателей России к коллегам: «Братцы-писатели, ну кто лучше нас расскажет юным, зрелым и пожилым современникам о своем родовом месте, родном гнезде, родной земле… Любовь к родительской земле – чувство глубоко интимное. Любовь знает только одну обязанность – врожденную ответственность сердца. Такую любовь не предают. Я называю: урок, но это про любовь»[9].

А. Омельчук призывает к святому делу любовного познания Родины собственным примером. И его новая книга – тому подтверждение, хотя в ней писатель ставит предельно высокие цели и сложные задачи. Их актуальность и общенациональную суть может прояснить цитата из статьи доктора исторических наук С. В. Перевезенцева «Государствуем от Великого Рюрика … (Государство» как традиционная российская духовно-политическая ценность)»: «Сегодня в российском обществе существует большой запрос на более четкое осознание ответов на следующие вопросы: «Кто мы?» — то есть, какая совокупность политических принципов определяет нас как граждан государства; “Чем мы отличаемся от других?” — то есть, в чем заключается наша уникальность, сущность и как происходит маркирование границ; “Что нас объединяет?” — то есть, какие существуют значимые события в нашей истории, общие представления о прошлом и будущем государства. Наличие ответов на эти вопросы является витально важным для существования российской цивилизации в принципе, поскольку суверенитет, безопасность и стабильное развитие обеспечиваются только при наличии набора общих ценностей, разделяемых обществом, которые в конечном итоге формируют национальную и политическую идентичность»[10].

Не только на основе исторических знаний и археологических находок формируется эта идентичность. Она укрепляется взаимоотношениями людей, красотой их личностей, примерами их служения. Таковых много в окружении писателя, о них он рассказывает в своей книге. С ее страниц звучит профессиональное мнение ученых – профессора археологии Тюменского Госуниверситета Натальи Матвеевой, поддерживающей гипотезы А. Омельчука, доктора исторических наук из г. Кургана Дениса Маслюженко, проводящего убедительное доказательство, что исконно «Крым наш», ведь Крымское ханство на протяжении длительного времени зависело от Чинги-Туры. Расширяют наше представление о Сибири работники музеев: сотрудник Тарского историко-краеведческого музея Ксения Деменьшина, директор краеведческого музея Усть-Ишима Александр Голубев и др. Со страниц книги звучат голоса известных современных писателей – Геннадия Иванова, Василия Дворцова. В книге есть сквозные герои, к судьбам и деяниям которых А. Омельчук обращался в предыдущих своих работах. Это, в частности, книгоиздатель, просветитель с мировым именем Аркадий Григорьевич Елфимов, который созидает «вечные ценности». Он, будучи руководителем благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», издает уникальные книги, посвященные истории Сибири, жизни и деятельности великих сибиряков, людям, связанным с сибирской землей, выпускает по новейшим технологиям факсимильные издания Ф. Достоевского, А. Чехова. Эти прекрасные, дорогие фолианты А. Елфимов дарит российским музеям, библиотекам, и Президентской, и небольшой сельской. Понимаешь значение человеческой дружбы, которая десятилетия связывает А. Омельчука и А. Елфимова, когда читаешь слова А. Елфимова, так характеризующего своих сподвижников по Фонду и не только их: «Люди! Люди Умной и Гениальной России. Люди – представители самого талантливого и трудолюбивого народа в мире. Люди честные, порядочные, верные, с открытой душой, с состраданием и любовью к ближнему, с уважением к нашей истории, с искренним стремлением к справедливости и по-настоящему с большой любовью к своей Великой Родине»[11]. На таких людях, о которых рассказывает А. Омельчук, держится наше государство.  

Поэтому, можно утверждать, что новая книга А. Омельчука имеет не только большое гуманитарно-историческое значение, но и политическую значимость, важную именно сегодня, когда государственная форма правления подвергается дискредитации, когда разделение народов, раздробление земель, хаотизация всех уровней человеческих отношений стали геополитическим оружием известных, претендующих на мировое господство сил. Обостряются и внутригосударственные и национальные проблемы. В связи с этим А. Омельчук посвящает это свое приношение не только молодежи и всем, интересующимся историей, но и властям предержащим, обращается с инициативой к Президенту В.В. Путину – способствовать созданию общенационального проекта под названием «Возвращение в Россию» или «Возвращение России на родину», подразумевающего несколько направлений – географическое, туристическое, экологическое, деловое, а, главное, историческое.   

Книга А. Омельчука представляет углубленное историческое исследование, выводящее на преемственность русских идеалов в духовном, национальном, территориальном их значении. В процессе поиска истинного возраста Тюмени автором создается, можно сказать, малая энциклопедия русской государственности, что необходимо для самосознания человека, для понимания нашей идентичности и смысла существования. Поэтому эту книгу можно поставить не только в ряд томов «Книги Сибири», но и в собрание лучших русских исторических литературных и духовно-политических книжных памятников, начинающееся со времен возникновения Русского государства.  


     [1]Коняев Н. М. Из дневника. 5 апреля 2016 г.

     [2] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С.84.

     [3] Коняев Н. М. Рождение и крах Великой Скифии. Ульяновск: Алдоор, 2021. С. 6.

     [4] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С. 122.

     [5] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С.118.

     [6] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С. 153.

     [7] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С. 84.

     [8] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С. 85.

     [9] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С.17.

     [10] Перевезенцев С., Пучнина О., Страхов А., Шакирова А. Государствуем от Великого Рюрика … (Государство» как традиционная российская духовно-политическая ценность). Сайт «Издательский Дом “Российский писатель”». 15. 02. 2022 г.

     [11] Омельчук А. ? Хочешь основать Тюмень. Тюмень. ООО «Инфо-плюс». 2021 г., С. 81.