Церковь — воплощение любви
- Автор обзора: Николай Дегтерев
«Открытое сердце Церкви». Митрополит Афанасий Лимасольский. М.: Сретенский монастырь, 2016. — 320 с.
ИС Р16-628-3439
ISBN 978-5-7533-1233-4
Об авторе книги
Митрополит Афанасий (в миру Андрей Николау) (род. 8 февраля 1959, Лимасол) —митрополит Лимасольский (Кипрская Православная Церковь).
Родился в семье предпринимателя. В возрасте 14 лет поступил в школу при Пафской митрополии. В 1976 году после окончания Первой гимназии города Пафоса был рукоположен в сан диакона. В том же году продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Учеба в Салониках позволила ему регулярно посещать расположенную неподалеку Святую Гору Афон.
В 1980 году окончил университет и прибыл на Афон, где вступил в число братии скита Неа-Скити, духовником которого был известный старец Иосиф Ватопедский, ученик афонского старца Иосифа Исихаста. В 1982 году принял великую схиму и в том же году был рукоположен в пресвитера. В 1983 году был возведен в достоинство духовника.
С 1987 года братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в монастыре Ватопед, в связи с чем иеромонах Афанасий был избран помощником настоятеля, а затем представителем обители в Священном Киноте Святой Горы Афон. В 1991—1992 годах — протоэпистат (управляющий) Горы Афон.
Посетивший в 1991 году Афон Архиепископ Кипрский Хризостом I предложил иеромонаху Афанасию вернуться на Кипр. В 1992 году вместе с тремя другими ватопедскими иноками поступил в «Священнический» монастырь святителя Николая в Пафосе (также известный как «Агия-Мони»). В ноябре 1993 года братия монастыря в полном составе перешла в монастырь Божией Матери Махера и отец Афанасий был избран игуменом этой обители. С 1993 года четыре раза в месяц митрополит Афанасий выступает с открытыми беседами в храмах Лимасольской митрополии и Кипрском университете.
11 февраля 1999 года решением Священного Синода был единогласно избран митрополитом Лимасольским. На момент его поставления на Лимасольскую кафедру, епархия была обременена огромными долгами. Митрополит Афанасий назначил особую комиссию профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от тяжелого долгового гнета. Исходя из представления, что каждый мирянин имеет право знать все о том как управляется Церковь, митрополит Афанасий ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возрождаются действующие монастыри, кроме того возобнавляется монашеская жизнь в трех древних обителях.
15-20 июля 2008 года сопровождал Архиепископа Хризостома II во время его визита в Москву. 8-9 октября 2014 года принял участи в первом в новейшей истории собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, состоявшимся в актовом зале Московской духовной академии.
О книге
В 2016 году вышло уже 3-е издание книги митрополита Афанасия Лимасольского «Открытое сердце Церкви». Такая популярность этого труда объясняется тем, что беседы и проповеди владыки действительно достойны того, чтобы стать достоянием все большего и большего количества людей.
Книгу предваряет небольшое предисловие, написанное Афанасием Зоитакисом, преподавателем кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В предисловии дан краткий очерк биографии владыки и приведены весьма обязывающие слова: «В православном мире митрополита Афанасия (Николау) называют Новым Златоустом; подобно своему великому предшественнику, он сочетает умение говорить на современные злободневные темы с глубокой укорененностью в Предании Православной Церкви».
И оказывается, что автор предисловия вовсе не льстит тому, о ком он пишет. Беседы и проповеди владыки Афанасия — действительно плод златых уст. И действительно, при укорененности в Предании, они очень современны. Так что и то место в предисловии, где говорится о кризисе веры в наши дни, тоже остается оправданным: книга митрополита Афанасия — некий ответ, один из ответов на этот кризис.
«Открытое сердце Церкви» состоит из двух частей. В первой, «О старцах», рассказывается о кипрских и афонских святых ХХ века, со многими из которых митрополит Афанасий знаком был лично. Конечно, нет смысла пересказывать их жития, но на нескольких моментах мне бы хотелось остановиться.
Для малоцерковных людей, не знакомых с православной литературой или считающих, что чудеса в житиях святых — это «дела давно минувших дней», книга митрополита Афанасия может стать настоящим открытием. Дело в том, что он рассказывает о чудесах, очевидцами которых он был сам или узнал о них от людей, которым можно доверять. И, более того, он несколько раз оговаривается, что это далеко не все чудеса, известные ему, что он приводит их в пример только ради иллюстрации какого-то положения веры. А чудеса эти действительно, как говорится, превосходят человеческое разумение.
Когда речь идет, например, о преподобном Паисии Святогорце (с которым митрополит был лично знаком), то владыка рассказывает о нескольких случаях, когда Паисий, находясь в своей каливе, в разных местах земли спасал людей от гибели. Например, какой-то юноша ехал на мотоцикле и чуть не попал в аварию. Но в последний момент буквально из ниоткуда появился старец Паисий и отдернул его, предотвратив столкновение. Юноша, пораженный таким чудом, долго вспоминал, где он видел этого старика. И только приехав на Афон, увидел своего спасителя, к которому приезжал когда-то давно. Подобное чудо напоминает известные случаи из жизни великих святых: Николая Чудотворца и многих других, спасавших людей «на расстоянии». И это происходит в ХХ веке! Все это иллюстрирует ту мысль, что «Христос вчера и сегодня и во веки тот же», и что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит».
О некоторых святых, упоминаемых в книге, можно, на мой взгляд, даже снимать фильмы, взяв за основу сюжета книгу владыки. Настолько интенсивно пронизана чудесами их жизнь! Чего стоит хотя бы рассказ о преподобном Порфирии Кавсокаливите, обладавшем даром прозорливости! Причем и сами эти чудеса не «повторяют» какие-то старые, упоминавшиеся в древних житиях, а происходят во вполне современных условиях. Вот, скажем, много чудес отец Порфирий совершил (конечно, не он сам, а Бог через него совершил) просто по телефону. Один юноша хотел — вопреки родительской воле — женится на девушке, которая, как ему казалось, души в нем не чаяла. Мать этого юноши пришла к старцу (да, нужно сказать, что отец Порфирий был слепым (!) монахом) и рассказал ему о своей беде и о том, что сын — а его родители были богатыми, и часть их богатства в случае женитьбы переходила ему — собирается уехать в Лондон и там официально жениться. Отец Порфирий сказал матери, чтобы она разрешила сыну то, что он намерен сделать, но с одним условием: когда молодой человек будет в Лондоне, то пусть позвонит ему. Сын, не имевший, конечно, никакого расположения к слепому монаху, приехав в Лондон и спустившись к администратору гостиницы, все-таки позвонил (из номера он не хотел этого делать, так как невеста не поняла бы его). И вот, когда монах Порфирий взял трубку, он попросил юношу немножко подождать. В трубке раздалось какое-то шипение, и юноша «подсоединился к телефонной линии своего гостиничного номера». А в номере в этот момент его невеста разговаривала со своим другом из Афин. И говорила, что «мы приехали в Лондон, сегодня он мне скажет, что на мне женится, и мы помолвимся. Потом я оберу его, выжму из него все его деньги и вернусь к тебе, потому что люблю одного тебя». Нужно ли говорить о том, как закончилась эта «помолвка»? Вот такое современное техническое, а на самом деле — вневременное и мистическое чудо.
Конечно, о чудесах можно писать много. Но митрополит Афанасий делает это не для того, чтобы поразить внимание читателя или слушателя (так как эти его рассказы — в основном записи бесед, происходивших устно). Для него святость — это доказательство того, что «Церковь имеет целительное действие и врачует человека», что она «не имеет никакого отношения ни к философии, ни к различным теориям, ни к морализаторству». «Если бы у нас, дорогие мои, не было святых, то все, находящиеся в Церкви, считались бы безумцами», — говорит владыка. Ведь, действительно, «мы были бы глупцами и безумцами, если бы следовали Евангелию, не имея доказательств тому, что оно учит истине. А где тому доказательства?.. Только святые воплощают и подтверждают Евангелие своей жизнью». Так что святость и чудеса — самое опытное, самое явное доказательство того, что учение Церкви, Евангелие — это непреложная истина.
Во второй части книги, где собраны беседы владыки на различные темы, владыка говорит о многих проблемах, охватить которые в кратком обзоре не представляется возможным. Чтобы не комкать изложение, остановимся на самых важных и интересных, на мой взгляд, вещах.
Во-первых, что такое Церковь. Митрополит Афанасий пишет, что «Церковь — не религия», потому что религия — это «человеческое изобретение», она стремится «умилостивить Бога», «сделать Бога другом человека», «Его задобрить» и вообще «смотрит на Бога, как на некое ужасное Существо, которое убивает человека». И приводит в качестве примера очень расхожее среди православных убеждение — именно религиозное, а не церковное убеждение, — что «Бог забирает к Себе людей, когда они, например, очень хорошие». Такое убеждение действительно есть, причем обычно его приводят со ссылками на каких-нибудь святых. Но ведь вывод из этого убеждения напрашивается достаточно простой: «Значит, будем плохими, чтобы Бог нас не забрал». Совершенно логично.
Но в Церкви дело обстоит совсем не так. «В Церкви исцеление необходимо не Богу, а человеку». Объект Церкви — не Бог, а человек, который нуждается в исцелении. И в Церкви он это исцеление получает, потому что «дух Церкви — это дух совершенной любви». Подобные воззрения в своей известной брошюре «За жизнь мира» некогда приводил отец Александр Шмеман. Правда, он говорил не о Церкви, а о христианстве, что христианство — это не новая религия, не одна из религий, а новая жизнь, принесенная Христом человеку. И суть присутствия человека в Церкви именно в том, чтобы прикоснуться к этой новой жизни, принять ее в себя.
Но прикоснуться к этой новой жизни нельзя иначе, чем соучаствуя в тайне Страстей и Воскресения Христова. Им посвящена отдельная глава, а также о них идет речь и в других главах книги. И тут владыка рассуждает о таком понятии, как боль. Спасение в Церкви, прикосновение к этой новой жизни — в жизни христианина — происходит через боль, страдания. «Если не испытаешь боли, то не оторвешься от этого мира, чтобы вдохнуть кислород присутствия Христова». О боли — человеческой — им вообще написано (или сказано) немало замечательных, трагических, но светлых страниц. В одной из глав, посвященных аскетике, он пишет, в частности, что смирению нельзя научиться теоретически, смирение дается как раз через боль.
Все это вроде бы общие вещи, которые можно найти и в святоотеческой литературе, но рассказанные современным языком, применительно к нашему дню и — что важно — к человеку нашего дня, слабому, измученному.
Замечательные станицы книги посвящены отношениям между мужчиной и женщиной. Вообще надо заметить, что эта тема — весьма скользкая. Она возбуждает в современных христианах — и в соцсетях, и в разговорах — самые противоречивые чувства. Но и здесь владыка Афанасий, не повторяя общих мест, говорит нечто, что дает пищу и для размышлений, и для практического применения.
Он, например, говорит о том, что одной из самых важных проблем отчуждения людей друг от друга является неумение слушать и слышать. Слышанию посвящена целая беседа, очень содержательная. Обычно на него мало обращают внимания.
Другая интересная мысль митрополита Афанасия — что в браке «он перестает быть мужчиной, она перестает быть женщиной, и они оба становятся “одной плотью”, одним человеком». Тоже библейская мысль, но сегодня чрезвычайно забытая и забитая многими и многими гендерными стереотипами. Нет, владыка не отменяет разницу мужской и женской психологий, он просто говорит о том, что человеческая личность — выше полового разделения, и именно это «преодоление пола» и совершается в браке. Не в сексуальном смысле, а именно в духовном. К сожалению, книга как собрание бесед, сказанных «по случаю», не дает подробного разбора этих отношений. Но даже отдельных мыслей, высказанных в беседах, для вдумчивого читателя будет достаточно, чтобы хотя бы научиться ставить перед собой эти вопросы.
На самом деле интересных тем — и уж тем более интересных мыслей — в «Открытом сердце Церкви» гораздо больше, чем в кратком обзоре. Читатель сам может убедиться в этом, прочитав эту замечательную книгу.
Николай Дегтерев / «Православное книжное обозрение»