Творения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Творения догматико-полемическое и аскетические. Прил.: Иером. Феодор (Поздеевский). Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского).
М.: Сибирская Благозвонница, 2020. – 1200 с. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 11).


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2007 года под общей редакцией митрополита Омского и Таврического Владимира и под научным руководством профессора Московской духовной академии, известного патролога, доктора церковной истории А.И. Сидорова издаётся уникальная многотомная книжная серия «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». 

Увидевший свет в этом году одиннадцатый том серии, научным редактором которого является доцент Московской духовной академии, кандидат богословия, кандидат философских наук П.К. Доброцветов, посвящён богословским и нравственно-аскетическим трудам выдающегося духовного писателя, представителя раннего монашества, видного теоретика христианского аскетизма преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435). Св. Кассиан познакомил латинский Запад с духом христианского подвижничества православного Востока.

Тексты трудов преподобного Иоанна Кассиана представлены в новом переводе, снабжены богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями, что делает это фундаментальное издание академически, научно значимым.

В предисловии к тому митрополит Омский и Таврический Владимир отметил, что, будучи уроженцем Западной Римской империи, на территории которой тогда говорили на латинском, «преподобный Иоанн Кассиан немалую часть своей жизни провёл на христианском Востоке – в Палестине, Египте, Константинополе. Здесь он познакомился с великими подвижниками Востока (прежде всего Египта), и даже со святителем Иоанном Златоустом, в тот момент архиепископом Константинопольским (398–404). От них преподобный воспринял бесценный опыт и теорию христианской подвижнической жизни, которые затем перенёс на западную почву, написав цикл важных произведений. Тем самым он существенно обогатил западное монашество и духовность, в первые века христианства несколько отстававшие от Востока, чем оказал западному христианству великую услугу».

Издание содержит знаменитое догматико-полемическое творение преподобного «О Воплощении Господа, против Нестория. Семь книг», а также свод авторитетных аскетических правил («Установления общежительных монастырей» в 12 книгах и «Собеседования»), сконцентрировавших в себе сущность восточнохристианской духовной традиции.

В приложении представлен труд иеромонаха (впоследствии архиепископа) Феодора Поздеевского (1876–1937), расстрелянного в годы советских гонений, «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского)». Книга снабжена указателем цитат из Священного Писания, именным, предметным и географическими указателями, а также картами Римской империи и Египта IV–V веков, что облегчит работу по изучению текстов преподобного.

Представленное издание вносит весомый вклад в отечественную богословскую науку, а также способствует необходимому для духовной жизни верующего человека изучению святоотеческого наследия.

Опираясь на богатейший опыт аскетической жизни в различных монашеских общинах Египта, Палестины, Константинополя, Рима, а также книги, посвящённые особенностям организации общежительных монастырей, святой пишет не толькоо внешнем виде монахов, чинах отвержения от мира, ночных псалмах и молитвах, но и о таком важнейшем аспекте духовной жизни, как борьба с восьмью основными страстями (чревоугодием, похотью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью), а это нужно знать каждому христианину в целях духовного усовершенствования.

В другом своём известном произведении – «Собеседования» – преподобный освящает важнейшие вопросы христианского богословия. В частности, в 22–23 Собеседованиях с аввой Феоной святой Иоанн Кассиан, разбирая аспекты евхаристического богословия, пишет о св. Причастии, напоминая, «что никто никогда не должен себя считать достойным Божественного Причащения». Преподобный Иоанн Кассиан напоминает: «И всё же мы не должны отстранять себя от Господнего Причастия из-за того, что признаём себя грешниками, но ради исцеления души и очищения духа должны всё больше и больше поспешать к нему с жадностью и всё же [принимать его] с таким смирением ума и с такой верой, чтобы мы, считая себя недостойными получения такой благодати, обрели скорее лекарство для ран наших.<…> Но более правильным было бы, чтобы с тем же смирением сердца, с каким мы веруем и признаём, что никогда не можем заслуженно прикасаться тех Святых Таинств, мы принимали их в каждый Господень день [т.е. в воскресный день. – Ред.] ради исцеления наших недугов, нежели чтобы мы, увлечённые пустым предубеждением сердца, верили, будто мы оказались достойны их принятия по истечении года» (Собеседования. 23).

Созданные в V столетии аскетические труды святого Иоанна Кассиана Римлянина вызвали самую высокую оценку церковных писателей. В частности, преподобный Иоанн Лествичник называл святого «великим Кассианом» и цитировал его «Собеседования» в «Лествице». И в начале XXI века произведения подвижника по-прежнему актуальны.

Настоящее издание, рекомендованное к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви, являясь прекрасной базой для учебной и богословско-патрологической работы, в то же время рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся духовным просвещением и святоотеческой мыслью.