Творите дела правды

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Творите дела правды
  • Автор книги: святитель Николай Сербский

М.: Сибирская Благозвонница, 2022. — 525 с.


«Творите дела правды» – так наставлял свою паствусвятитель Николай (Велимирович).  Вся его жизнь, по словам современников, была не умолкающей проповедью о Господе Иисусе Христе и Его Евангелии. Он, как и все святые отцы, не только изучал Священное Писание, но жил им, дышал им. И, конечно, это не могло не отразиться в его многочисленных творениях, в числе которых размышления святителя на евангельские темы. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, основой для которой послужили избранные проповеди сербского Златоуста. Книга вышла в свет в издательстве Сибирская благозвонница и называется - «Творите дела правды».


1. Итак, в этой книге представлены избранные проповеди святителя Николая Сербского, полные любви и заботы о ближнем. Как отмечают издатели, его наставления являют собой врачующую «живую воду» для больной и скорбящей души и помогают человеку открыть свое сердце для Милосердного Бога. Открывает издание жизнеописание святителя Николая, которое само по себе весьма поучительно. Никола Велимирович родился в 1880 году и был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; любовь к письму он привил и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие на службы, к Причастию.

2. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, по окончании которой отец послал сына в гимназию в г. Валево в Центральной Сербии. Затем юноша поступил в Белградскую семинарию, где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. По окончании духовной школы Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию для продолжения учебы на Бернском старокатолическом факультете.

3. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Окончив Бернский факультет, он поехал в Англию и, быстро овладев английским языком, закончил философский факультет в Оксфорде. Свою вторую докторскую работу он защищал уже во Франции на французском языке. Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболел. В больнице он дал обет, если выздоровеет, целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. После чудесного исцеления Никола немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг с именем Николай.

4. В 1910 году иеромонах Николай поехал учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. При приеме в академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не вспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.

5. Святитель Николай пережил две мировые войны, был узником лагеря Дахау, а после освобождения, когда на его Родине к власти пришли коммунисты, он служил, проповедовал и преподавал в Америке и Канаде. Именно здесь лучше всего проявились данные ему от Бога таланты: широта знаний, ученость и трудолюбие. При знакомстве с этой стороной деятельности владыки поражает его необычайная плодотворность. Он писал много, писал постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Святитель оставил богатейшее литературное наследие. В своих беседах, словах, письмах к пастве владыка Николай не только пытался пробудить в людях искреннюю и горячую веру и преданность Богу, но одновременно отвечал на вопросы их повседневного спасения.

6. Святитель находил такие слова, которые проникали до глубины сердца и меняли жизнь прихожан. Об этом он так говорит в одной из своих проповедей: «Слово – сильно, как гром. Оно поражает грешника, оно бальзам для больного и скорбящего, оно исправляет развратного и предостерегает богатого. Хорошая проповедь – это рельефная картина душевного состояния праведника или грешника, наказания или награды Божией или Его великих благодеяний роду человеческому. В таких наглядных картинах христианин часто видит образ, реальный образ своей души; духовную добродетель или греховность природы, которые рисует проповедник, он сравнивает с самим собой; слушая проповедь, он одновременно анализирует свою душу; радуется, если находит в ней добродетель, и страшится грехов, за которые проповедник грозит Божиим наказанием.

7. Христианина смущает проницательность проповедника, он думает, что его слова относятся исключительно к нему, он вздрагивает и боится точного попадания и описания его тайных грехов; он чувствует себя обвиняемым перед судом, перед которым невозможно скрыть вину; судья проникает во все тайники его души, и помешать этому невозможно; он предается воле Божией, сокрушается. Но вот проповедник перестает обличать, он зовет к покаянию, грешник готов сделать все, чтобы очистить все, что отягощает совесть; совесть мучает его, и он кается». Проповедничество, по словам святителя Николая, «воздействует на душу сильнее поэзии. Проповедник же, зная, что проповедует слово Божие, которому невозможно противиться, должен говорить авторитетно, как власть имеющий, без страха и стеснения.

8. Как пастырь, ответственный за свое стадо, он должен быть грозным и повелевающим; как учитель, должен наставлять, советовать и просить; как служитель Отца Небесного утешать, успокаивать и вселять надежду». Такими были и слова владыки Николая, и сегодня они, как и дух его творений не теряют своей силы и актуальности и для нас, христиан 21 века. Знакомясь с ними, мы нередко удивительным образом получаем ответы на многие беспокоящие нас вопросы. Проповеди святителя Николая поражают поэтичностью, красноречием, глубиной мысли и необычайной силой убеждения. Познакомиться с этим наследием сербского архипастыря читатели смогут благодаря этой книге.

***

Святитель Николай Сербский мирно отошел ко Господу рано утром в Прощеное воскресенье 18 марта 1956 года. Он молитвенно готовился к служению Божественной литургии; и так, на молитве, почил, перейдя из земной Церкви в Церковь Небесную. Всенародно любимый архипастырь, он почитается не только на его родной земле, но и по всему православному миру. Все духовные произведения святителя наполнены Евангельской проповедью и сама Святая Церковь прославляет его словами - «Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа». Доказательством тому служат книги святителя, в том числе и это издание.

Телеканал "Союз"/У книжной полки