У разбитого сосуда

  • Автор обзора: Чернова Анастасия
  • Книга: Кто ты? Спроси у святых
  • Автор книги: протоиерей Вячеслав Тулупов

Протоиерей Вячеслав Тулупов. Кто ты? Спроси у святых.
М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. – 256 с. 


«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», – так говорили в древности. Однако еще в большей мере внутренний мир человека формируют его идеалы и духовно-нравственные ориентиры. С кем именно, с Пушкиным или Иннокентием Анненским, ты пьешь по утрам кофе. Кого пригласишь на праздничный обед. Кто из литературных или исторических героев скорее отзовется на пока не заданные вопросы. То же самое, но в гораздо большей степени, касается тех жизненных примеров и наставлений, которые нам оставили святые. Писатели и ученые поделятся своей болью, сомнениями; возможно, позовут в тот самый темный лес, где блуждал некогда Данте. Святые покажут путь истины, который приведет в небесный град Вечного Царства.

Книга протоиерея Вячеслава Тулупова «Кто ты? Спроси у святых» актуализирует диалог именно такого плана. В издании рассматривается ряд важнейший вопросов: что отдалило человечество от Бога, как вернуться к своему Творцу? Как выжить в горниле искушений, чем пробудить в себе духовную ревность? Что такое настоящая радость и как соотносится она с покаянным чувством? Предстоит напряженный разговор, касающийся самых основ бытия. Перед нами не сухая теория, но живое повествование, наполненное конкретными запоминающимися примерами. Пожалуй, это самое главное. Любая мысль и положение тут же иллюстрируются наглядными историями из жизни святых, как древних, так и новомучеников. 

Например, в главе о незлобии, когда сердце человека, живущего во Христе, наполняют «мир, кротость и смирение» приводится эпизод из жития преподобного Ефрема Сирина. Когда он находился в пустыне, ученик приносил ему пищу и однажды случайно разбил в пути сосуд, в котором была еда. Ученик боялся гнева старца, но тот сказал: «Не скорби, брат, – если пища не захотела к нам прийти, то мы подойдем к ней». И затем, подошедши, преподобный Ефрем сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Или другая впечатляющая история, которая связана с жизнью светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Его приблизил к себе Петр I, и Меншиков занял первое место при дворе. При императрице Екатерине I он самодержавно управлял государством, его дочь уже была помолвлена с Петром II, и вдруг этот блистательный вельможа попадает в опалу. Он лишился всего состояния. Жена умирает от горя, а сам Меншиков сослан в Березов. Там, в простом жилище, он начал читать Псалтирь и «начал ощущать такие духовные радости, о которых прежде не имел понятия». Умер Меншиков как праведник, и в Сибири его считают святым. «Судьба не сломила его, – замечает автор, – это он сломил свою гордыню, осознал и принял Промысл Божий и стяжал смирение, которое изменило его жизнь и привело к праведности».

Эти и многие другие примеры запоминаются, а также дают основу дальнейшим размышлениям. Открывается книга наставлениями о сущности молитвы, о том, как важны сосредоточенность, соединенная с верой и простотой и, напротив, опасны восторги и экзальтация. «Во время молитвы надо непременно живо ощущать невидимое присутствие Бога, Его… всеведение». Молитва соединяет человека с Богом, возводит нас в Царство Небесное, а потому читатель подводится к самым высоким откровениям Исаака Сирина. Царство Божие, по словам Исаака Сирина, открывает себя, когда ум выходит за пределы телесных чувств. Тогда человек сподобляется узреть Свет невещественный и духовный, идущий из-за небесных пределов. Душа пребывает в созерцании этого Света и оказывается как бы восхищенной на небеса.

Завершается же книга размышлением над заповедью любви к ближнему. Самая трудная тема, которая почти не поддается осмыслению в традиционных художественных образах классической литературы. Что такое подлинная любовь? В романтической легенде Максима Горького пример жертвенной любви представляет Данко. Выводя свой народ из темного леса, он вырывает собственное сердце и освещает им, словно факелом, дорогу. Затем падает и умирает, и никто из соотечественников не замечает, что, спеша к собственному благополучию и счастью, наступает на это оброненное сердце, топчет его. Вроде бы все правильно и красиво, однако ощущение недоумения у читателя, конечно, остается. Что-то в этой истории не так. А если не так – то в чем ошибка Данко? Ответ содержится в главе «Сердцем святого кололи орехи». Преподобный Паисий Афонский рассказывал: «Свое сердце я не отдаю никому. Несколько раз я отдавал его другим, и они радовались:
– Какое прекрасное сердце!
И, сказав это, начинали, как камнем, колоть моим сердцем орехи».

Оказывается, важно чувствовать границы. «Святые открывали свое сердце для человеческих скорбей, но святые не отдавали его людям, которым сострадали. Полюбить ближнего – не значит отдать ему сердце. Сердце надо открыть для любви и милосердия, но отдавать нельзя. Что происходит, когда мы вручаем свое сердце Богу? Оно исполняется любви. Бог есть любовь (1, Ин. 4:8), и Он наполняет любовью сердце, которое человек вручает Ему. И наполняет с избытком, так что сердце переполняется, и любовь начинает истекать на окружающих людей. И это истинная любовь к ближним. <…> Истинной любовью можно назвать только ту, которая исходит от Бога.» Так автор подходит к важнейшей идее: «Как стяжать Божественную любовь? Для этого необходимо отдать свое сердце Господу и молиться Ему, и через молитву, словно через некий канал, потечет Божественная любовь». Любовь же должна воплощаться в поступках, требующих от нас жертвенности. «Как узнать, любим ли мы ближнего? Надо понаблюдать за собой. Когда есть возможность сделать доброе дело, забываем ли мы о себе? Или все-таки на первое место ставим собственные интересы? Если заботимся о себе более, чем о ближнем, то мы далеки от истинной любви». Здесь же звучат и особенно актуальные для нашего времени мысли: «В недалеком от нас ХХ веке кто только не провозглашал любовь к людям: и коммунисты, и фашисты, и либералы. Однако их гуманизм распространялся не на все человечество. На практике, строя счастье одних, они принесли в жертву миллионы жизней других».

Простой и доходчивый современный язык книги протоиерея Вячеслава соединяется с опорой на святоотеческие «максимы», без модных нынче оговорок, мол, время другое – и не пора ли изменить духовно-нравственные критерии, сделать их более гибкими, компромиссными. Время другое, но истина и заповеди те же самые. Именно поэтому подобный диалог, общение со святыми не утрачивает своей современности. Трудно сегодня встретить прозорливца. Почти невозможно. А если очень хочется, если это жизненно важно? «…у нас именно сейчас есть возможность в любой момент обратиться с просьбой к прозорливцам. Я имею в виду святых, стоящих у Престола Божия в Царстве Небесном. <…> Если святые помогали людям при жизни, то тем более помогают, взойдя на небо. Поэтому к небесным прозорливцам мы можем обращаться в своих нуждах всегда: без всяких препятствий, долгих поисков и путешествий. Они помогут обязательно», – так отвечает автор. 

Сегодня иногда звучат слова о том, что жития святых утрачивают связь с современной жизнью. Воспринимаются далекими от подлинной реальности. Закономерно становятся всего лишь красочными историями. Труд протоиерея Вячеслава Тулупова развенчивает подобные представления. Богатый, парадоксальный (с точки зрения обыденного сознания), таинственный и одновременно удивительно прозрачный в своей простоте – таким предстает житийный мир, стоит только обратиться к ключевым сюжетам. И чем скорее произойдет это обращение, тем лучше. Как говорил афонский старец Варлаам: «Дитя мое, не жди зрелого возраста, чтобы тогда предпринять глубокое возделывание своей души. Подвизайся каждый день, чтобы приблизиться к жизни Христа. Термометр твоей любви ко Христу должен каждый день показывать увеличение температуры». Представленное издание и есть наглядное пособие по тому, как именно возделывать свою душу и увеличивать температуру любви к Богу и ближнему. 

Анастасия Чернова