У Троицы окрыленные

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: У Троицы окрыленные. Воспоминания
  • Автор книги: архимандрит Тихон (Агриков)

Сергиев Посад: Издательство СТСЛ, 2024. – 720 с., ил.


Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, переиздавалась уже много раз за последние десятилетия и приобрела большую популярность у православного читателя. Она создана в жанре воспоминаний и рассказывает о жизни иноков Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, подвизавшихся в обители в 1950-1960-е годы. Это время возрождения монашеского делания в доме Пресвятой Троицы после закрытия Лавры в 1920 году. Среди первых насельников были иноки, принявшие постриг еще до революции. Автор воспоминаний - архимандрит Тихон (Агриков), опытный духовник, проповедник, преподаватель Московской Духовной академии, человек, испытавший на себе гонения в период безбожного времени.


1. В этой книге под названием «У Троицы окрыленные» - архимандрит Тихон (Агриков), будучи очевидцем возрождения Троице-Сергиевой Лавры, подробно и трепетно запечатлел в них духовные черты тридцати двух подвижников того време­ни — живого воплощения традиций русского монашества. Первым настоятелем после открытия обители стал архимандрит (впоследствии епископ) Гурий (Егоров) - пастырь и монах, воспитанный на традициях Оптиной Пустыни, духовный сын старца Анатолия (Потапова) и исповедника веры Георгия Коссова. Инспектором Московской духовной семинарии был архимандрит Вениамин (Милов) — смиренный инок и блестящий богослов, принявший постриг в Даниловом монастыре в 1920 году.

2. Несколько подвижников, к которым обращает духовный взор отец Тихон, были пострижены в монашество в начале века на Святой Горе Афон: это игумен Прокопий (Зинин) и схииеродиакон Варнава (Зайцев). Схиигумен Стефан (Лазарев) принял постриг в ски­ту Параклит близ Троице-Сергиевой Лавры. В 1952 году вернулся в стены родной обители архимандрит Филадельф (Мишин), живший в Лавре с 1904 по 1921 год. Даже среди прихожан были опытные подвижницы, например монахиня Людмила (Ребракова). И новые лаврские иноки перенимали духовный и аскетический опыт у монахов, прошедших весь путь иноческого искуса, приобщались к тайнам их сокро­венной жизни сердца. Одним из этих первых насельников вновь открытой Лавры и был автор этой книги - отец Тихон (Агриков). Подобное духовное становление помо­гло ему пережить годы изгнания из обители, скитаний по отдаленным приходам, вынужденный затвор.

3. В предисловии автор пишет: «Эти воспоминания написаны мною в результате наблюдения за жизнью хороших людей. Написаны для того, чтобы показать, что и в наше время были и есть люди, которые всей душой стремятся к Богу, к Вечной жизни, к Горнему блаженному Иерусалиму. Ведь теперь многие говорят, что нам будто и не спастись: времена стали не те, суета застилает наши очи, как утренний туман, благодати не стало нигде - ни в монастырях, ни в храмах, ни в людях. И так многие говорят - и только себе вредят, уныние нагоняют, и туман печали еще больше сгущается над нашими душами. А ведь так говорить не только вредно, но и грешно. Правда-то правда, что наши времена трудные и туманные, и даже бурные и грозные. Но ведь в бурю-то и Господь ближе к грешной и немощной душе - и ближе, и милостивее, и нежнее. Как мать бывает нежнее и внимательнее к ребенку больному и худенькому, так и Господь наш Спаситель ближе к нам в трудные и опасные времена.

4. И я хочу, - пишет отец Тихон, -  в своих воспоминаниях со всей ясностью показать, что и теперь люди добрые спасаются и достигают высокой духовной зрелости и даже святости. В них описывается жизнь людей, монашествовавших в Лавре Преподобного Сергия Радонежского на протяжении пятнадцати лет. Но, - отмечает автор, это не сочинение, и даже не художественное повествование. Это просто-напросто воспоминание о добрых, хороших людях, с которыми отец Тихон вместе жил, молился, трудился, радовался, скорбел, плакал, утешался. Они, эти добрые отцы и братия по духу, на день написания книги уже скончались, переселились из земного Дома Святой Троицы  к Троице Небесной, вечно сияющей, вечно озаряющейся радугами небесных сияний.

5. Но дела их добрые до сих пор живут, помнятся в священных стенах Сергиевой Лавры. Для того чтобы об этих делах узнали и другие верующие люди, отец Тихон и написал эти воспоминания. А название – «У Троицы окрыленные» - имеет символический смысл, разъяснение которого читатель найдет во введении книги. Еще о написании этих воспоминаний автор говорит,  что он никакой иной цели не преследует, кроме одной, самой заветной, самой святой, самой высокой, - это хоть немного помочь милым и дорогим читателям озариться светлым стремлением к небесной жизни, окрылиться, согреться благодатным теплом от святых людей. Чтобы читатель хорошенько понял суету этой земной жизни и с большим стремлением и энергией взялся за спасение своей души.

6.  «Когда я пишу... — говорит автор,—то сердце мое прямо таки разрывается от стеснившегося желания: как хочется, чтобы каждая душа христианская, дорогая, милая душа, купленная бесценною кровью Христовой, и особенно та, которая поручена мне Самим Господом, окрылилась, окрепла, воспрянула духом, питаясь молитвами Преподобного Сергия! Чтобы ни один человек, хоть раз в жизни посетивший Сергиев монастырь, не погиб в сетях вражеских, но чтобы как можно больше людей спаслись и постигли вечной жизни. Если эти мои бедные строки, - говорит отец Тихон, - коснутся близко чьей-либо души, если они вызовут в каком-либо сердце горячее желание спасения, если они вызовут в чьем-либо взоре слезы умиления и тихие благодатные воздыхания — цель моих денных и нощных трудов будет достигнута, и лучшей награды мне никакой не надо».

7. Последние годы жизни отец Тихон провел в подмосковном селе Тайнинском, недалеко от Балашихи. Там принял он схиму с именем Пантелеймон — в честь святого целителя был назван великий врач душ человеческих, схиархимандрит Пантелеймон (Агриков). Там 15 ноября 2000 года, на утреннем богослужении, со словами возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!» замкнулись навеки уста батюшки. Но окрыленное надеждой сердце его по-прежнему зовет нас к памяти окрыленных у Троицы и вознесенных в горние обители. Среди них и простые, малограмотные люди — портные, ремесленники, и бывшие фронтовики, прошед­шие разные испытания в миру и всем сердцем желавшие жить в обители на послушании. И те, кто взрос духовно на пажитях древних монастырей и скитов еще до начала безбожных гонений. О них подробно и трепетно рассказывает отец Тихон в своих воспоминаниях.

***

Монахи, о которых пишет отец Тихон, — это новые чада, ученики, новые голуби преподобного Сергия, воспитанные в стенах обители его. Но вот какие слова добавляет автор к этому: «Скажу вам о той непреложной истине, довольно утешительной не только для иноков сей святой обители, но и для всех верующих людей, которые молитвенно связаны с Лаврой Преподобного Сергия, по­сещают ее, исповедуются у лаврских духовников: Препо­добный Сергий и их считает своими чадами, учениками. И они ему очень милы и дороги, и за них он непрестанно возносит свои молитвы к Богу».

Телеканал "Союз"/У книжной полки