Ученик святого Сергия

  • Автор обзора: Телеканал Союз
  • Книга: Преподобный Афанасий Высоцкий
  • Автор книги: Чуркин Иван

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с серией книг для детей «Святая Отчизна», к публикации которой Издательство Московской Патриархии приступило в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской, а также их ученикам. Был учеником святого Сергия и первый настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря, переписчик книг – преподобный Афанасий Высоцкий. За свою начитанность и любовь к книгам он особенно был любим прп. Сергием, и немало «доброписаний» своей руки оставил Троицкой обители. Не забыл отец Афанасий этого занятия и тогда, когда отправился в Царьград и целых 20 лет живя в Константинополе, трудился для Русской Церкви, для своей Родины. О жизни святого и рассказывает книга Ивана Чуркина, вышедшая в свет в Издательстве Московской Патриархии. Она так и называется – «Преподобный Афанасий Высоцкий».


dsa.jpgНа страницах этой книги вы познакомитесь с преподобным Афанасием Высоцким, который с ранних лет полюбил храм Божий и, решив посвятить себя иноческой жизни, отправился к преподобному Сергию Радонежскому. А также узнаете о том, как преподобный Афанасий занимался переписывани­ем церковных книг, как стал устроителем Высоцкого монастыря, как оказался в Константинополе и как этот великий подвижник перевёл с греческого языка богослужебный устав «Око церковное». А родился преподобный Афанасий (в миру Андрей) в семье священника Авксентия, в Обонежской пятине новгородской земли около 1340 года. С детства мальчик «больше все­го на свете полюбил, когда в доме звучала молит­ва. Тихо звучала, приглушённо. Не понимал ещё ни сло­ва, но уже сам старался произнести молитву».

Как пишет автор, Андрей «родителями своими воспитан был в правилах христианского благочестия, обучен чтению, письму и церковному пению. Часто помогал Андрей отцу Авксентию и во время церковной службы. Да только ли это? Отрок брался приводить в порядок молитвословы — подправлял вет­хие от времени страницы, так что книги принимали пер­воначальный вид. Испрашивал у батюшки благословения и пробовал на деревянной доске выписывать лик святого. Получалось ли? Ещё как получалось, об этом все в Обонежской пяте говорили. А ещё любили в Обонежье, как по храму лился, скорбя и радуясь, голос отрока Андрея. «Словно ангел поёт, — отмечали прихожане, и ходили многие в храм, чтобы послушать Андрея.

Решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во вре­мя богослужения. Однажды на Литургии Андрея пора­зили слова Господа из дневного евангельского зачала: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. «К чему бы это, батюшка?» — вопрошал Андрей. Что тут ответишь, если сердце сына откликнулось на призыв к иночеству? «Иди, куда Господь призывает» - отвечал ему отец. И отправился юноша к прп. Сергию. Об этом автор пишет так: «Идёт Андрей из онежской стороны и внутри себя раз­мышляет: насколько верный путь выбрал? И отвеча­ет себе: по сердцу желание отправиться в далёкий путь к отцу Сергию. Уж сколько сын священника Авксентия слышал о Радонежском устроителе, который возвёл монашескую обитель и трудится там денно и нощно для Господа, для людей и страны многострадальной. А то, что нелегко Руси приходится, молодец насмотрелся за долгий пеший путь. И чего-то только не выпало на долю русского человека: и разорения татарские, и голод, и труд непомерный. Впору жаловаться, а он всё одно: «С Господом выживем». Живёт, строится, трудится, деток растит.

Вот с такими мыслями да с желанием иноком стать пришёл Андрей на Маковец. Частокол крепкий, крест поклонный, лампада горит над распахнутой настежь калиткою. Андрей, не раздумывая, зашёл и направился прямо к храму. Время утреннее, служба идёт. Пришёл к отцу Сергию, пал на колени перед настоятелем Троицкого монастыря: «Батюшка, благослови. Прими в святую обитель. Сердце моё радостью наполняется, что вижу тебя, и благодарю Господа, что привёл Он меня к тебе. Отец Сергий легонечко так до молодецкого плеча дотронулся: «Да ты вставай, вставай, устал с дороги. Пойди посиди пока, а после службы поговорим». Да ведь и разговор-то оказался не длинным. Рассказал Андрей, откуда он родом и как возрадовалось его сердце, когда решил отправиться в Радонеж.

«Только многого постигнуть не могу в вере святой своим разумением, вот и отправился к тебе, не зная тебя. Сердце меня вело. Прими меня в свои ученики» - говорит он прп. Сергию, а тот ему отвечает: «Да как же не принять? Разум к свету позвал, так тому и быть. А к какому же делу у тебя прилежание?» «Отче, с тех пор, как читать научился, больше все­го меня тянет к книгам церковным. Читаю — не начита­юсь, только вот беда: не всегда до сути дохожу. Может, думаю, мне ещё и переписыванием книг заняться? Я всег­да у батюшки просил перо да бумагу. То молитву перепи­сывал, то житие святого. Когда пишешь, многое откры­вается, но всего не постигнешь без помощи. Вот и хочется мне здесь, в Троицкой обители, в иноческом облачении премудрости достичь. О том и молю тебя». Отец Сергий улыбнулся приветливо: «Мешать тебе здесь некому, а о божественном слове вместе будем говорить. Только вот что: нам в монастыре ещё много дел надо завершить. Не сробеешь?» «Каково сробеть! Не за тем прошагал тысячи вёрст, отмёл от себя тысячи сомнений, чтобы побояться какой-либо работы».

И правда, не боялся Андрей никакой работы. И вскоре был он принят в число братии, а при постриге обрел и имя новое — Афанасий. «Ты только помни, какое имя тебе достаётся, — поло­жил руку отец Сергий на голову молодого монаха, — Афа­насий, в переводе с греческого «бессмертный». Ты уж порадей для своего имени». Ученики настоятеля Сергия, кроме обычных иночес­ких послушаний, получали его благословение на осо­бенные церковные служения: переписывание книг, иконопись, храмостроительство. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в неё всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Божиего мира. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя инок Афанасий, было книгописание. Святые кни­ги ставились наравне с иконами и были хранителями цер­ковного благочестия и богослужебных текстов. Никто не думал тогда, как обитель преподобного Сергия тесно соеди­нится с расцветом церковной книжности, с необходимо­стью взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии — глубо­ким духовным опытом русских подвижников.

41efa14d2848f444ae73ac5fb6a43f4d.jpg

В 1373 году отец Афанасий по благословению преподобного Сергия Радонежского ста­новится настоятелем серпуховского монастыря в честь Зача­тия Пресвятой Богородицы праведною Анною. Как пишет автор: «Не сомневался инок Афанасий: справится — не спра­вится с новым послушанием? Если батюшка благословляет, значит, Господу так угодно, а Господь крест даёт по силам. Как так получилось, нынче вряд ли узнаешь, только закрепилось за монахом Афанасием прозвище Высоцкий. Он ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андрееви­ча, не жалевшего средств на строительство. Ещё и келий не было, а молва привела насельников, и их число росло день ото дня. Пройдёт время, и все узна­ют в православном мире достойных учеников его, про­сиявших впоследствии святостью своей жизни: препо­добных Никона Радонежского (будущего преемника по настоятельству преподобного Сергия) и Афанасия Высоц­кого Младшего».

А пока за этими делами и не думал настоятель Высоцкого монастыря Афана­сий, что будет время, когда он окажется в Константино­поле. О византийской стороне молитвенник знал многое, особенно о собрании ценнейших для Православия книг и особом письме святых икон. И вот, в 1382 году вместе с митрополитом Киприаном он ушел в Киев, а затем в Константинополь, в Студийский монастырь. Здесь приобрел келью и жил с нескольки­ми пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвен­ным деланием, богословием, переписыванием книг. Около двадцати лет прожил он в столице тогдашней церковной образованности — в неустанных трудах по переводу с греческого языка и переписыванию церков­ных книг. А потом он отправлял их на Русь, вместе с этим научая монахов каллиграфии и иконописанию в школе, что открыл сам в Высоцком монастыре. А кроме того, перевёл святой Афанасий с греческого языка богослужебный устав «Око церковное» и дополнил его — «уж кому, как не ему, - пишет автор, - видна жизнь рус­ского монашества. Он избрал иноческий путь с молодых лет, служил Господу верно и многие главы «Ока церков­ного» посвятил вопросам подвижнического жития. Устав Афанасия быстро получил широкое распространение в Москве, Новгороде. Его с усердием переписывали в монастырях, иногда вносили необходимые дополнения. Из монастырей Устав распространился по соборным храмам в епархиях. А как только появилось на Руси книгопечатание, «Око церковное» заняло почётное мес­то среди книг вслед за Священным Писанием и богослу­жебными книгами.

***

Свой рассказ автор завершает такими словами: «Добрым и верным рабом прошёл по жизни препо­добный Афанасий Высоцкий, приумножив те щедроты, что дал ему Господь. Преподобный явил твёрдую веру и стяжал непрестанную молитву, он отдал все свои силы на глубокое изучение Священного Писания и устрои­тельство монашеского жития. Пастырь, учитель, книгописец, храмоздатель, попечитель. Всю полученную по талантам драгоценную прибыль преподобный Афанасий Высоцкий Старший вложил в сокровищницу Русской Церкви, воздавшей ему про­славлением в сонме Радонежских святых.


Передача "У книжной полки" / Телеканал "Союз"

Теги: