Уроки не только каллиграфии
- Автор обзора: Валентина Курицина
- Книга: Уроки каллиграфии
- Автор книги: Богданова Ирина
М.: Сибирская Благозвонница, 2021. - 572с.
Еще в древности книгу называли учителем, наставником. Если речь идет об учебной и научной литературе, с этим трудно спорить. Но если отнести эти слова к художественному произведению, мне часто хотелось не согласиться. Художественное произведение (и его автор) для меня – собеседник. И этот собеседник может оказаться очень разным.
Но вот в моих руках оказался роман номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ирины Богдановой
«Уроки каллиграфии», и я поняла, что уроки здесь не только в названии.
Эта книга, практически как умелый учитель, подсказывает читателям, что они могут сделать. Или, если не полностью сделать сами, в чем могут принять участие. Я увидела три основных «урока».
Первый урок – отношение к малой родине. Ни для кого не секрет, что сегодня множество деревень, сел, существовавших сотни лет, вообще исчезли. На месте многих из них поле, кустарник, и уже ничего не указывает на то, что здесь была активная жизнь, родились, выросли, постарели многие поколения людей. В других еще сохранились ветхие дома, но жителей почти нет. Есть деревни и села, которые были по-настоящему многолюдными недавно, но сейчас в них всего несколько домов, где люди живут постоянно, и еще несколько таких, куда приезжают на время, в основном в теплый сезон. Многим в наши дни горько смотреть на опустевшие и пустеющие деревни. Ситуация нерадостная. Но большинство людей спросили бы, что могут сделать они, обычные, простые, небогатые люди, не принимающие никаких крупных, глобальных решений, для того чтобы деревни, села, храмы в них возрождались, жили. Нам кажется, что мы можем только грустить, а изменить ничего не можем. «Урок» готовы преподать герои романа Ирины Богдановой «Уроки каллиграфии». Племянник выкупил дом, который когда-то принадлежал семье. Увидел, что тот самый дом, где жили его дедушка и бабушка, отец и тетка в детстве, продается – и купил. Сам он в этом доме раньше не бывал: его будущая бабушка переехала после смерти мужа с детьми в город задолго до его рождения. Но про дом этот знал. Не для себя лично купил – для всей семьи, для тетки, которая в его детстве сделала для него много хорошего. Его тетя Клавдия с мужем Иваном решили заняться домом, проводить время не только в привычном и любимом городе, но и здесь, в Лапино, в родном доме Клавдии.
Напомню, что это не единственные персонажи произведений Ирины Богдановой, по-настоящему любящие свой город, но не меньше полюбившие и то самое Лапино. Герои романа «Несет меня лиса» Евгения и Кирилл даже перебрались туда насовсем. Евгения получила от родственницы в наследство дом, и Лапино и его жители очаровали ее. Старенький дом, в котором когда-то жили родные Кирилла, постепенно восстановили. Там, в Лапино, у них работа, друзья, жизнь на природе, которая так отличается от жизни в большом и шумном городе. Красота мира, красота каждого дня открывается в селах, деревнях, в маленьких городках.
Второй урок – о важности милосердия, помощи людям. Зоя и Варвара организовали пункт питания, где обед можно получить бесплатно. И никто не спросит, почему человек пришел за едой, не надо ничего объяснять. Есть те, кто ходит к ним часто, и жизненная ситуация этих людей девушкам постепенно становится все понятнее. Они всегда проявляют деликатность по отношению к тем, кто пришел, чтобы люди не смущались. Есть те, кто пришел за едой всего один раз. Да, такое может случиться в жизни практически каждого: человек оказывается в ситуации, когда ему не на что поесть, а он голоден. И никто, ни молодые, ни зрелые, ни опытные специалисты, ни начинающие, не может быть уверен, что с ним самим никогда такого не произойдет. Так что такая помощь может понадобиться каждому. Проходит время. И человек, получивший помощь, потом и сам помогает другим людям. Конечно, девушки не смогли бы все делать вдвоем. Нашелся тот, кто дал помещение. Другие согласились выделять регулярно продукты. Присоединились еще помощники, готовые по очереди (кто когда может) работать на кухне. И вот так, общими силами, одни люди помогают другим. Просто помогают, ничего не спрашивая и не требуя. Ирина Богданова подсказывает читателям, «как много людей нуждаются в самом малом и как просто своими руками сделать мир чуточку добрее» и напоминает, что «тот, кто отчаянно нуждался, знает, что иногда тарелка супа может вернуть веру в человечество и человечность». Теме бескорыстной помощи тому, кому сейчас можно помочь, посвящены не только страницы, описывающие работу благотворительной кухни. Та же тема в более сжатом виде – суть истории с зонтиком.
Третий урок – следование в жизни своим путем. Господь неслучайно дает людям разные склонности, таланты, способности. Но часто молодые люди и их родители стремятся не следовать тому, к чему у юноши или девушки стремление, способности, а пойти туда, где можно сделать карьеру, обеспечить себе материальное благосостояние, заметный успех в жизни. И родители, которые делают все, чтобы их дети поступили в престижный вуз, обучались на престижном факультете, работали там, где можно быстро подняться по карьерной лестнице, уверены, что думают о благе детей. Но дочь или сын могут хотеть совсем другого. Об этом история Зои и ее отца. Сам с молодости стремящийся к внешнему успеху, карьере, материальной обеспеченности и многого достигший, Зоин отец настойчиво хочет подобной успешности и для дочери. Но Зоя – человек, которому Господь дал доброе сердце, терпение, деликатность, умелые заботливые руки. Она хочет трудиться там, где сможет помогать людям. Туда зовет ее сердце, там ее путь. Зоя, при всей своей доброте, находит в себе твердость, чтобы настоять в разговоре с отцом, что перейдет учиться туда, где ей интересно, в той области, где она хочет работать, и будет параллельно работать там, где уже сейчас сможет помогать людям. Не сразу отец понимает дочь и принимает ее выбор и настойчивость. Но проходит время – и примирение, понимание приходят. Вот он – третий урок и для молодых, и для зрелых.
На обложке «Уроки каллиграфии». Но, как и на любых уроках, присутствующие (в данном случае – читающие) учатся не только (а порой и не столько) тому, что объявлено главной темой. Хорошие уроки учат многому и дают пищу для размышлений. «Уроки каллиграфии» Ирины Богдановой именно такие.
Роман отмечен в номинации «Лучшее художественное произведение» конкурса изданий «Просвещение через книгу»