Уроки Ветхого Завета. Авраам. Моисей. Давид
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Уроки Ветхого Завета. Авраам. Моисей. Давид
- Автор книги: Качан Эдуард
М.: Сибирская Благозвонница, 2019. — 462 с.
Христиане на страницах Священного Писания часто называются учениками. Всю свою жизнь мы узнаём, что такое на самом деле любить Бога и ближнего, как самого себя, прощать врагов, каяться в грехах. И учимся исполнять это на практике. И это действительно сложная наука, требующая напряженного внимания и приложения всех сил. Однако на этом пути, как в постижении любой другой науки, нам нужны учителя. Для христиан такими учителями являются святые. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая посвящена Аврааму, Моисею и Давиду. Эти три праведника ветхозаветной поры действительно могут многому научить нас. А чему именно, об этом рассказывает Эдуард Качан. Его книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Уроки Ветхого Завета».
1. Итак, Авраам, Моисей и Давид. Три праведника ветхозаветной поры. Три гиганта духа. Три великана. Разговор с читателем об этих святых, по словам автора, будет долгим, обстоятельным и увлекательным. Лично мне, говорит Эдуард Николаевич, очень интересно вглядываться в образы этих ветхозаветных гигантов духа. Но прежде чем приступить к своему исследованию, он объясняет читателям, что такое святость и чему мы учимся у святых. «Для начала, пишет Эдуард Качан, - заметим: центральными фигурами христианства ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не являются. Точно так же ими не являются ни прп. Серафим Саровский, ни свт. Николай Мирликийский, ни даже Пресвятая Богородица.
2. Центральной фигурой христианства является Воплотившийся Бог Иисус Христос. Именно Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Именно к Нему устремлены все мысли и чаяния христиан. Святые, сколь бы велики они ни были, все же — не главные. Можно сказать больше: люди часто путают понятия «святость» и «безгрешность». Для них святой — это «высоконравственный», и, если в человеке видны малейшие греховные повреждения, так он уже и не святой вовсе. Тем не менее с христианской точки зрения, «безгрешный» и «святой» — не одно и то же. Безгрешным мы считаем лишь одного Человека на свете — Иисуса Христа. Все, кто хоть иногда заходит в православный храм субботним вечером, знают дивное по красоте песнопение, которое начинается такими словами: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному...»
3. Как видите, - отмечает автор, - Православная Церковь во все времена считала, что по-настоящему свят и безгрешен только Господь, других безгрешных нет, не было и не предвидится. В то же время стремление поменьше грешить является для христианина вполне нормальным. Именно борьбы с греховными порывами в своем сердце ждет от нас Бог. Но что же такое святость, если прилагать это слово не к Богу, а к нам, людям? У этого слова, - пишет автор, - есть несколько значений. Первое из них не имеет никакого отношения к нравственности. Оно — синоним слов «отдельный», «отделенный». И оно к святым той книги не подходит.
4. А второе значение этого слова для книги более значимо. Согласно ему - «святые» — это «верные». По мнению некоторых исследователей, именно это имеет в виду апостол Павел, когда называет христиан святыми в своих Посланиях. В этом смысле святым может считаться каждый христианин в те периоды своей жизни, когда он всерьез старается быть верным Богу. И третье значение то, которое употребляется чаще всего. «Святой» в значении «праведный», «живущий по правде». Какими были герои этой книги? Об этом и рассказывает Эдуард Качан. Говоря об Аврааме, Моисее и Давиде, автор касается и других людей, оставивших след на страницах Библии.
5. Так, рассказывая об Аврааме, автор отмечает, что нельзя умолчать о Лоте. Лот, говорит Эдуард Николаевич, тоже праведник, тоже светило, хотя и меньшее, чем Авраам. До своего великого дяди ему было далеко, но это не позор: подавляющему большинству из живших и ныне живущих на земле далеко до Авраама. Тем не менее у Лота мы тоже можем научиться многому. И у него, как и у Авраама, мы тоже можем научиться вере. «Ты поверил, потому что увидел Меня, — сказал Иисус Христос апостолу Фоме после того, как в очередной раз явился апостолам Воскресшим. — Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Лоту не являлся Бог, но он поверил тому, что говорил о Боге Авраам. Так же, как и многим из нас не являлся Христос, но мы верим тому, что сказали о Нем апостолы. Так что в отношении веры Лот в какой-то степени родственен каждому из нас. О нем немного подробнее размышляет автор.
6. Далее, говоря о Моисее, невозможно не вспомнить, например, Иисуса Навина. По словам автора, после себя Моисей оставил преемника. Им стал Иисус Навин, один из тех, кто ходил осматривать землю обетованную убеждал перепуганных евреев в том, что им под силу этой землей овладеть, если только Господь будет с ними. Моисей не ввел евреев в эту землю. Их ввел туда Иисус Навин. Святые отцы издавна видели в этом прообразовательный смысл — Закон Моисея не вводит человека в рай, а только приближает к нему. Приближает, но все равно остается снаружи. Только человек по имени Иисус — Богочеловек Иисус Христос — вводит людей в небесные обители.
7. Наконец, говоря о Давиде, нельзя не сказать о Самуиле и Сауле. Как повествует автор, Давид был не первым царем народа израильского. Первым был Саул. После вступления на землю Палестины народ израильский довольно долго не имел царя вовсе. Однако в Законе Моисея были правила, регламентировавшие деятельность царя. Любой желающий может прочесть их в Книге Второзаконие (см.: Втор. 17, 14—20). Пророк Самуил - последний судья народа израильского, человек, чьим уходом завершится эпоха судей. Его сыновья пошли не в отца и наследниками его духовных дарований быть не могли. Какую роль эти люди сыграли в жизни Давида, об этом подробно рассказывает автор на страницах книги.
8. И все же главным образом Эдуард Качан говорит именно о трех великих мужах - Аврааме, Моисее и Давиде. Он рассматривает их жизнь тщательно, подробно, не торопясь. И постепенно читатель видит: в них было много того, чем мы можем восхищаться. Их есть, за что уважать и любить. И поучиться у них мы тоже можем многому. Даже на примерах их падений. А уж на тех случаях, когда они оказывались на высоте, — тем более. Извлекая из жизни ветхозаветных святых свои уроки, будем стараться быть похожими на них в том, чем они превзошли свое время, и избегать их ошибок и промахов, которых много в жизни каждого, даже святого человека.
***
Вскоре после крещения в реке Иордан Иисус Христос произнес такие слова: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие (Мк. 1, 15). То есть время пришло, человечество доросло до Боговоплощения. Оно наконец-то готово услышать о спасении и принять его! Величайшие праведники Ветхого Завета Авраам, Моисей и Давид много сделали для того, чтобы этот долгожданный момент наступил. Не идеальные, но великие, не безгрешные, но святые, они приближали этот день как могли. С этими великими людьми и знакомит читателей автор этой книги.
Телеканал "Союз"/У книжной полки