В радость или в тягость?
- Автор обзора: Телеканал Союз
- Книга: В радость или в тягость?
- Автор книги: Захарчук Марина
Марина Геннадьевна Захарчук. "В радость или в тягость? Размышление матушки о современной духовной жизни".
Автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, уже знакома нашим читателям по книге «На поповских хлебах», а также благодаря своим постоянным публикациям на страницах православной газеты «Благовест». Это - матушка Марина Геннадьевна Захарчук, жена священника, мать пятерых детей. В 80-е годы, будучи студенткой факультета журналистики, она вышла замуж за семинариста и была отчислена из университета. Однако не оставила журналисткой деятельности, но вела своеобразную борьбу с государственным атеизмом, отправляя в различные газеты и журналы статьи, защищающие веру и Церковь. И сегодня, когда народ России в своем большинстве признает себя православным, приходится бороться за чистоту веры, за ее правильное исповедание. Чем и занимается матушка Марина. Свидетельством тому стала книга, которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово и называется – «В радость или в тягость? Размышление матушки о современной духовной жизни».
***
В этой книге собраны статьи Марины Геннадьевны Захарчук, в которых она размышляет над самыми различными вопросами духовной жизни современного человека и предлагает задуматься над этими вопросами читателям. А задуматься и правда есть над чем, ведь многие из верующих людей, находясь в лоне Церкви, нередко предаются тем или иным заблуждениям, и вводят в эти заблуждения других. Подчас они не только не знают, но и не хотят знать каноны и правила Православной Церкви, и признают и используют в своей жизни обряды, которые мало соответствуют церковной традиции. И это понятно, ведь все мы приходим в храм со своими устоявшимися взглядами, привычками, которые не всегда праведны. И при этом хотим эти привычки укоренить в своей новой, церковной, жизни. Таким образом, многие люди, искренне считающие себя православными, верят всуе - то есть впустую.
Автор книги с детства жила в атмосфере церковного благочестия, но, как она говорит, ее первое сознательное знакомство с Церковью произошло, когда она училась в 9-м классе. В предисловии матушка Марина пишет: «В тот памятный вечер мамина приятельница - преподавательница пединститута - принесла нам дореволюционное карманное Евангелие и предупредила: «До утра». Я до сих пор не пойму, как успели мы прочитать его за ночь. Господь помог. Но к утру я была родившейся заново: я стала сознательно, убеждённо верующей. В школу летела, совершенно не чувствуя бессонной ночи, окрылённая появившимся в моей жизни смыслом: жить по Евангелию. В тот день, прямо из школы, я отправилась на вечернюю службу в кафедральный собор. И несколько лет, сначала в родном Курске, а потом и в Ленинграде, в годы учёбы в университете, время от времени тайком (то были атеистические 70-е) ходила в храм, наслаждалась церковным пением, слушала проповеди и считала себя глубоко верующей».
Все это продолжалось до тех пор, пока знакомые Марины Захарчук не представили ее молодому священнику. А тот сходу огорошил ее вопросом: «Исповедуетесь? Причащаетесь? Нет??? Так какая же вы верующая?!» «Увы, - пишет матушка Марина. - В то время о церковных таинствах я знала лишь из романов Льва Толстого, который так же далёк от Церкви, как все основатели сектантских течений. Духовное состояние гениального писателя, впервые посетившего Оптину пустынь, прозорливый старец Амвросий Оптинский охарактеризовал двумя сдержанными словами: «Горд очень». А гордость, по учению древних преподобных отцов и, в частности святого Иоанна Лествичника, мать всех пороков. Именно гордостью начинается и заканчивается омертвение души. Именно гордость, подпитываемая элементарным незнанием, уводит людей во всевозможные секты. А в лучшем случае делает нас верующими лишь потому, что «это вера наших предков», «не нами заведено, не нам и отменять». Но, обращаясь к Церкви лишь потому, что «так положено», мы не становимся действительно верующими, христианами, хотя искренне считаем себя таковыми».
Предваряя такими словами свои заметки, далее матушка Марина помогает разобраться в таких вопросах: Как правильно читать Священное Писание? Почему, казалось бы, безобидные слова, которыми современные люди заменяют матерную брань, также оскверняют человека? Как относиться к продаже околоцерковной продукции, которой ныне заполнены многие прилавки не только светских магазинов? Как относиться к сонным видениями и стоит ли толковать их? Размышляет матушка и православных праздниках, о Таинствах Крещения, Причащения и Соборования, говорит о таинстве смерти, и о тех суевериях, которые связаны со всеми этими событиями в жизни человека.
Да, помимо своих дурных привычек, «сегодня многие приносят в Церковь суеверия. Наверное, потому и думают далёкие от истинной веры люди, что христианская религия суеверна. Но, - как отмечает матушка Марина, - это не так! И далее пишет следующее: «Один мой знакомый батюшка всегда говорит вопрошающим прихожанам: «Прежде чем что-то сделать, как кажется, духовное, спроси себя: а зачем это нужно?! И если ответ на этот вопрос будет убедительным, то поступай так, если же нет — воздержись и обратись за разъяснением в храм». А ведь в самом деле, чаще всего народные верования и действия, которые мы совершаем якобы для духовной пользы, оказываются нелепы и смешны. Вот принесли крестить ребёнка. Очень часто спрашивают: можно ли брать в крёстные женщину, которая сама ждёт ребёнка? А почему же нельзя? Ведь Церковь не отлучает беременных от служб и участия в таинствах, напротив, чем чаще беременная будет в храме, тем лучше для неё и её ребёнка. Разве может повредить кому бы то ни было церковная служба?»
Как нам напоминает автор, «покидая наш грешный, но возлюбленный Им мир, наш Господь Иисус Христос заповедовал ученикам-апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Так заканчивается Евангелие от Матфея. Эти слова Христа стали руководством для совершения в Христианской Церкви таинства Крещения. Даже самые ленивые христиане, не знающие о религии почти ничего, всё-таки и в годы гонений, и тем более в нынешнее время считали и считают своим долгом окрестить новорождённого ребёнка. Правда, на вопрос священника, для чего они это делают, дают не самые лучшие ответы. Чаще всего звучит: «чтоб не болел», «красивый обряд», «бабушка велела», «потому что так на Руси положено», «чтоб полечить от сглаза»...
Традиция, конечно, вещь хорошая и достойная, если, следуя ей, мы чтим своих предков. Но не менее достойное занятие — знание, узнавание. А с этим у нас дело похуже. Ещё Александр Сергеевич Пушкин с горечью восклицал: «Мы ленивы и нелюбопытны!» А когда дело касается серьёзного жизненного шага, нужно очень внимательно рассмотреть, куда и зачем мы идём. Приведённые выше ответы родных и крёстных родителей — далеко не полно, а часто и неверно характеризуют таинство Крещения. Физическое здоровье и благополучие — не главная цель Крещения, а «лечить от сглаза» (порчи, испуга) — занятие не только бессмысленное, но и греховное, за которое, по церковным правилам, положено на определённое время запрещать человеку участвовать в таинстве Причащения. Крещение — лекарство не для тела, а прежде для души. Хотя довольно часто действительно бывает, что после совершения этого таинства ребёнок, прежде много плакавший и болевший, меняется физически в лучшую сторону. Это происходит потому, что болезнь, по учению Церкви, часто бывает следствием греха. Устранив причину, мы избавляемся от следствия. Но какие же грехи у младенцев? И на этот вопрос отвечает матушка Марина.
Если говорить о Таинстве Венчания, то здесь, как отмечает автор, «в суеверном страхе жених с невестой или их родственники боятся упавшего кольца или погасшей свечи, считая это предзнаменованием непрочного брака или скорой смерти. Но, - пишет матушка, - духовное благополучие семьи зависит не от внешних символов, а от того, насколько сами супруги следуют христианским нормам поведения. Физическое здоровье тоже в очень большой степени зависит от здоровья духовного, ведь болезни и смерть человечество получило вследствие нарушения заповеди Божией. Ещё более тяжко, по словам автора, грешат люди суеверным страхом перед таинствами Причащения и Соборования. И многие из них даже не догадываются о своих заблуждениях. Быть может книга матушки Марины Захарчук поможет увидеть и осознать их. Ведь в духовной жизни всегда необходим помощник, тот, кто сможет указать правильный путь. Такие мудрые наставники были и в жизни автора, без которых, как она сама признается, «путь к Богу не только очень труден – невозможен».
***
Как отмечают издатели, «неравнодушие, жизненная активность, деятельная любовь к людям побудили матушку Марину поднять и обсудить с читателями острые вопросы духовной жизни современного человека. Искренне звучащий голос матушки, её разговор «от сердца» подвигает читателя задуматься о своём личном духовном состоянии, глубже понять суть нашей веры. Книга, по мнению издателей, будет интересна самому широкому кругу читателей: и воцерковлённым, и только начинающим свой путь к вере.