В радость или в тягость?

  • Автор обзора: Телеканал Союз
  • Книга: В радость или в тягость?
  • Автор книги: Захарчук Марина

Марина Геннадьевна Захарчук. "В радость или в тягость? Размышление матушки о современной духовной жизни".


Автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, уже знакома нашим читателям по книге «На поповских хлебах», а также благодаря своим постоянным публикациям на страницах православной газеты «Благовест». Это - матушка Марина Геннадьевна Захарчук, жена священника, мать пятерых детей. В 80-е годы, будучи студенткой факультета журналистики, она вышла замуж за семинариста и была отчислена из университета. Однако не оставила журналисткой деятельности, но вела своеобразную борьбу с государственным атеизмом, отправляя в различные газеты и журналы статьи, защищающие веру и Церковь. И сегодня, когда народ России в своем большинстве признает себя православным, приходится бороться за чистоту веры, за ее правильное исповедание. Чем и занимается матушка Марина. Свидетельством тому стала книга, которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово и называется – «В радость или в тягость? Размышление матушки о современной духовной жизни».

***

В этой книге собраны статьи Марины Геннадьевны Захарчук, в которых она размышляет над самыми различными вопросами духовной жизни современного человека и предлагает задуматься над этими вопросами читателям. А задуматься и правда есть над чем, ведь многие из верующих людей, находясь в лоне Церкви, нередко предаются тем или иным заблуждениям, и вводят в эти заблуждения других. Подчас они не только не знают, но и не хотят знать каноны и правила Православной Церкви, и признают и используют в своей жизни обряды, которые мало соответствуют церковной традиции. И это понятно, ведь все мы приходим в храм со своими устоявшимися взглядами, привычками, которые не всегда праведны. И при этом хотим эти привычки укоренить в своей новой, церковной, жизни. Таким образом, многие люди, искренне считающие себя православными, верят всуе - то есть впустую.

4321.jpg

Автор книги с детства жила в атмосфере церковного благочестия, но, как она говорит, ее первое сознательное знакомство с Церко­вью произошло, когда она училась в 9-м классе. В предисловии матушка Марина пишет: «В тот памятный вечер мамина приятельница - преподавательница пединститута - принесла нам доре­волюционное карманное Евангелие и предупредила: «До утра». Я до сих пор не пойму, как успели мы прочитать его за ночь. Господь помог. Но к утру я была родившейся заново: я стала сознательно, убеждённо верующей. В школу летела, совершенно не чувствуя бессон­ной ночи, окрылённая появившимся в моей жизни смыслом: жить по Евангелию. В тот день, прямо из школы, я отправилась на вечернюю службу в кафедральный собор. И несколько лет, сначала в родном Курске, а потом и в Ленинграде, в годы учёбы в университете, время от времени тайком (то были атеистические 70-е) ходила в храм, на­слаждалась церковным пением, слушала проповеди и считала себя глубоко верующей».

Все это продолжалось до тех пор, пока знакомые Марины Захарчук не представили ее молодому священ­нику. А тот сходу огорошил ее вопросом: «Исповеду­етесь? Причащаетесь? Нет??? Так какая же вы верующая?!» «Увы, - пишет матушка Марина. - В то время о церковных таинствах я знала лишь из романов Льва Толстого, который так же далёк от Церкви, как все основатели сектант­ских течений. Духовное состояние гениального писателя, впервые посетившего Оптину пустынь, прозорливый старец Амвросий Оптинский охарактеризовал двумя сдержанными словами: «Горд очень». А гордость, по учению древних преподоб­ных отцов и, в частности святого Иоанна Лествичника, мать всех пороков. Именно гордостью начинается и заканчивается омертвение души. Именно гордость, подпитываемая элементарным незнанием, уводит людей во всевозможные секты. А в лучшем случае делает нас верующими лишь потому, что «это вера наших предков», «не нами заведено, не нам и отменять». Но, обращаясь к Церкви лишь потому, что «так положено», мы не становимся действительно верующими, христианами, хотя искренне считаем себя таковыми».

Предваряя такими словами свои заметки, далее матушка Марина помогает разобраться в таких вопросах: Как правильно читать Священное Писание? Почему, казалось бы, безобидные слова, которыми современные люди заменяют матерную брань, также оскверняют человека? Как относиться к продаже околоцерковной продукции, которой ныне заполнены многие прилавки не только светских магазинов? Как относиться к сонным видениями и стоит ли толковать их? Размышляет матушка и православных праздниках, о Таинствах Крещения, Причащения и Соборования, говорит о таинстве смерти, и о тех суевериях, которые связаны со всеми этими событиями в жизни человека.

Да, помимо своих дурных привычек, «сегодня многие приносят в Церковь суеверия. Наверное, потому и думают далёкие от истинной веры люди, что христианская религия суеверна. Но, - как отмечает матушка Марина, - это не так! И далее пишет следующее: «Один мой знакомый батюшка всегда говорит вопрошающим прихожанам: «Прежде чем что-то сделать, как кажется, духовное, спроси себя: а зачем это нужно?! И если ответ на этот вопрос будет убеди­тельным, то поступай так, если же нет — воздержись и обратись за разъяснением в храм». А ведь в самом деле, чаще всего народные верования и действия, которые мы совершаем якобы для духовной пользы, оказываются нелепы и смешны. Вот принесли крестить ребёнка. Очень часто спрашивают: можно ли брать в крёстные женщину, которая сама ждёт ребёнка? А почему же нельзя? Ведь Церковь не отлучает беременных от служб и участия в таинствах, напротив, чем чаще беремен­ная будет в храме, тем лучше для неё и её ребёнка. Разве может повредить кому бы то ни было цер­ковная служба?»

Как нам напоминает автор, «покидая наш грешный, но возлюбленный Им мир, наш Господь Иисус Христос заповедовал ученикам-апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Так заканчивается Евангелие от Матфея. Эти слова Христа стали руководством для совершения в Христианской Церкви таинства Крещения. Даже самые ленивые христиане, не знающие о религии почти ничего, всё-таки и в годы гонений, и тем более в нынешнее время считали и считают своим долгом окрестить новорождённого ребён­ка. Правда, на вопрос священника, для чего они это делают, дают не самые лучшие ответы. Чаще всего звучит: «чтоб не болел», «красивый обряд», «бабушка велела», «потому что так на Руси по­ложено», «чтоб полечить от сглаза»...

Традиция, конечно, вещь хорошая и достой­ная, если, следуя ей, мы чтим своих предков. Но не менее достойное занятие — знание, узнавание. А с этим у нас дело похуже. Ещё Александр Сергеевич Пушкин с горечью восклицал: «Мы ленивы и нелюбопытны!» А когда дело касается серьёз­ного жизненного шага, нужно очень внимательно рассмотреть, куда и зачем мы идём. Приведённые выше ответы родных и крёстных родителей — далеко не полно, а часто и неверно характеризуют таинство Крещения. Физическое здоровье и благополучие — не главная цель Кре­щения, а «лечить от сглаза» (порчи, испуга) — за­нятие не только бессмысленное, но и греховное, за которое, по церковным правилам, положено на определённое время запрещать человеку участво­вать в таинстве Причащения. Крещение — лекарство не для тела, а прежде для души. Хотя довольно часто действительно бывает, что после совершения этого таинства ребёнок, прежде много плакавший и болевший, меняется физически в лучшую сторону. Это происходит потому, что болезнь, по учению Церкви, часто бывает след­ствием греха. Устранив причину, мы избавляемся от следствия. Но какие же грехи у младенцев? И на этот вопрос отвечает матушка Марина.

Если говорить о Таинстве Венчания, то здесь, как отмечает автор, «в суеверном страхе жених с невестой или их родственники боятся упавшего кольца или по­гасшей свечи, считая это предзнаменованием не­прочного брака или скорой смерти. Но, - пишет матушка, - духовное благополучие семьи зависит не от внешних сим­волов, а от того, насколько сами супруги следуют христианским нормам поведения. Физическое здоровье тоже в очень большой степени зависит от здоровья духовного, ведь болезни и смерть человечество получило вследствие нарушения заповеди Божией. Ещё более тяжко, по словам автора, грешат люди суеверным стра­хом перед таинствами Причащения и Соборования. И многие из них даже не догадываются о своих заблуждениях. Быть может книга матушки Марины Захарчук поможет увидеть и осознать их. Ведь в духовной жизни всегда необходим помощник, тот, кто сможет указать правильный путь. Такие мудрые наставники были и в жизни автора, без которых, как она сама признается, «путь к Богу не только очень труден – невозможен».

***

Как отмечают издатели, «неравнодушие, жизненная активность, деятельная любовь к людям побудили матушку Марину поднять и обсудить с читателями острые вопросы духовной жизни современного человека. Искренне звучащий голос матушки, её разговор «от сердца» подвигает читателя задуматься о своём личном духовном состоянии, глубже понять суть нашей веры. Книга, по мнению издателей, будет интересна самому широкому кругу читателей: и воцерковлённым, и только начинающим свой путь к вере.


Программа "У книжной полки" / Телеканал "Союз"

Теги: