Вдохновить детей на молитву
- Автор обзора: Тряпкина Мария
М.: Вольный Странник, 2022. — 32 с.
В издательстве «Вольный Странник» вышел новый детский молитвослов. В нем читатель найдет прекрасные иллюстрации и самые простые молитвы для детей от 5 лет.
Нужно ли детям молиться? Вот, как полагается, утром и вечером вставать перед иконами и говорить не совсем понятные слова? Не надоест ли им это? А может, правильнее – когда захотят, и своими словами, чтоб от души получалось, искренне?
Много вопросов всегда у нас о детях и Церкви, детях и вере. Потому что болит у нас душа – как бы не навредить, как бы вдохновить, научить.
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что главное в воспитании детей – вдохновить их. Вдохновение приходит не только от высоких, светлых примеров, разговоров, впечатлений. Дети могут и выговор воспринять вот так – позитивно и созидательно. Если почувствуют в словах искренность, «настоящесть». Они очень хорошо это чувствуют, лучше любого психолога.
Чувствуют они это и в храме. Поэтому и могут долго слушать проповеди некоторых батюшек и стоять на службе. Из-за отсутствия этой искренности и уходят, наверно, многие повзрослевшие дети. В ее поисках – спустя время – возвращаются снова.
Так же и с молитвой. Просто ребенок как-то должен понять, что молитва – это разговор с Богом. Настоящий, живой. Как говорит протоиерей Алексий Уминский, должен встретить Бога, познакомиться с Ним.
Когда я была маленькой, то знала, что Бог есть. Каждый месяц мне приходил журнал «Веселые картинки». И там был вкладыш с рассказами из Ветхого Завета. Нужно было разрезать странички, сложить и сшить. Получалась маленькая тонкая книжка.
Потом меня покрестили. В 8 лет. Появились первые иконки. И я подходила к ним часто, рассматривала. Одну большую – Казанскую – мы вырезали из календаря. Она была не освященная – мы не знали, что нужно освятить. Но с ней мне хотелось разговаривать. Такой у Богородицы был лик. И маленького Христа было очень жалко – с Ним тоже поэтому хотелось разговаривать.
А потом мне посчастливилось попасть в чудесную воскресную школу. Она даже и не называлась так еще. Просто студия. Там было много детей. Но главное – батюшка. С рыжей бородой и очень длинными волосами. Всегда прямой, всегда в подряснике, всегда – со строго-веселым выражением глаз. Он каждое занятие был с нами. Он был нашим другом.
Перед занятиями мы вместе молились: «Царю Небесный». Я считалась уже большой. И батюшка сказал как-то: «Не все, конечно, знают эту молитву. Но вот Маша, например, точно знает». А я не знала. Мне было очень стыдно. И я очень хотела, помню, ее запомнить.
На праздники они с супругой дарили нам книжки. Всем разные – тщательно выбранные. Однажды мне достался детский молитвослов. Тонкий, но большого формата. Там было мало молитв, зато был текст на русском, церковнославянском и краткие объяснения. А главное (для меня) – там были картинки.
Этот молитвослов подталкивал меня, напоминал: а вот есть еще Символ веры, его ты тоже еще не знаешь.
И долго еще не знала… Но погруженность в рассматривание этих картинок, этих букв, многократное прочтение этих текстов открывало мне какой-то бездонный мир. Мир, который потом продолжался в долгих, казалось, богослужениях, в не совсем понятных словах песнопений. В первом взрослом, толстом молитвослове, уже без ярких картинок, подаренном знакомым монахом.
Детям нужно молиться. И у каждого ребенка свой путь к молитве. Кто-то будет сам вставать перед иконами, кого-то нужно дисциплинировать, приучать. Когда мои дети все были маленькими, им очень нравилось молитвы именно петь. Всем вместе и с молитвословами в руках. С ними интересно – в них красивые картинки. По этим картинкам можно было не только объяснить смысл молитвы, но и рассказать про разные ситуации, повоспитывать. Напомнить: ты сейчас помолился, но днем тоже Бога не забывай, разговаривай с Ним, Он ведь тебя не забывает никогда.
Моя старшая дочка, помню, всем давала имена. С кем-то себя ассоциировала. И мы иногда долго не могли перейти на следующую страницу. Самый младший раскладывал все детские молитвословы, нам раздавал и даже следил, чтобы, когда поем новую молитву, все открывали на нужной картинке…
В новом молитвослове «Вольного Странника» есть это самое главное, детское. Картинки, в которых можно узнать себя. С которых можно взять пример. Через которые можно понять смыслы, собранные в молитвах. Картинки, с которыми – уже вырастешь, а все никак не расстанешься.
А еще – молитвы о живых и усопших на одной странице, с одной картинкой. Это очень важно. Ребенку очень легко понять, что у Бога все живы. Что смерти – самого страшного для детского мировосприятия – на самом деле нет.
И очень хорошо, что молитвы не только утренние и вечерние, а всякие. С помощью которых можно возвращать свою память к Богу в течение всего дня. И кусочек просфоры со святой водой привыкнуть принимать. И благословлять свою еду. И благодарить за нее – не только родителей или воспитателей. И вообще– за все благодарить. И перед Причастием самому немножко помолиться. И главное – что часто забывается – после Причастия. И в рождественские и пасхальные дни спеть самые красивые маленькие песнопения.
Да и вообще, детский молитвослов – это как школьный дневник. Это что-то свое, личное, через что ты привыкаешь к самостоятельности. Что ты бережешь. Что становится частью твоего мира.
«Но главное, – говорил мой батюшка, – сама молись. Постепенно из Марфы переключайся на Марию. Они будут видеть это, и сами потом за тебя помолятся. Ты и не увидишь как – а они помолятся».
Православие.ru