Вечное сокровище: Свет Преображения

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

Издательство «Сибирская Благозвонница» продолжает публикацию цикла богослужебных экзегетических проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира под названием - «Вечное сокровище» и представляет читателю второй его том — «Свет Преображения». Эта книга содержит 112 кратких богослужебных слов на каждодневное литургическое Апостольское и Евангельское чтение в течение восьми недель по Пятидесятнице, произнесенных архипастырем в разные годы. В этих проповедях святоотеческая экзегеза совмещается с современной духовно-нравственной проблематикой, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. О книге - «Вечное сокровище: Свет Преображения» и пойдет речь далее в нашей программе. 
Для начала напомним, что публикация проповеднического цикла митрополита Владимира была начата такими книгами, как «Врата покаяния» (она содержит проповеди периода Великого поста) и «Сияние Пасхи», где толкуются богослужебные Евангельские и Апостольские чтения, читаемые в храме на Литургии – начиная с Пасхи и до праздника Пятидесятницы. Следующий цикл проповеднических трудов «Вечное сокровище» - осуществляет важный замысел автора по толкованию всех библейских чтений православного богослужения и включает четыре тома проповедей. Первый том «Вечного сокровища» — называется - «Благоухание Пятидесятницы» и посвящен первым девяти неделям, следующим после праздника Святой Троицы. Второй том этого собрания - «Свет Преображения» - объемлет ещё восемь седмиц богослужебного круга, которые выпадают на период с августа по октябрь светского календаря.



Как отмечают издатели, «Вечное сокровище - это Священное Писание, дарованное Церкви Богом через пророков и апостолов. И это сокровище Церковь не только бережно хранит, изучает, толкует, но главное - живет им. И в частности, жизнь Библии в Церкви, как живого слова Божия, происходит за бого­служением, где ежедневно утром за Литургией, а в особые и праздничные дни и на вечернем богослужении читаются отрывки (иначе - зачала) из Нового Завета. К церковной пропове­ди призван всякий священник, и в особенности епископ. И традиционно, издревле, многие церковные проповедники посвящали свои труды толкованию Евангельского или Апостольского чтения или, по крайней мере, уделяли ему важное место в своем слове. Этой традиции следует и митрополит Владимир. Данный том назван «Свет Преображения» потому, что богослужебный период, толкуемый в книге, проходит под знаком великого двунадесятого церковного праздника — Преображения Господня и в целом Божественное Откровение Писания и учения Церкви являет миру этот духовный Свет.

Толкования митрополита Владимира написаны на основе многолетнего личного монашеского и архипастырского опыта совершения богослужений, молитвы, богомыслия и чтения Писания и святых отцов Церкви. По словам издателей, эти толкования носят в основном нравственно-мировоззренческий характер и актуальны для нашего времени. В выборе языка митрополит Владимир выдержал принцип золотой середины, «царского пути» к читателям - он избежал крайностей: с одной стороны, чрезмерной злободневности и стремления говорить с нынешним миром только на его языке, а с другой — преподания библейских истин христианства отвлеченно, во всей их полноте, научно-богословски, невзирая на способность восприятия современной аудитории. О вечных истинах Евангелия он говорит просто, не перегружая проповедь сложной богословской проблематикой.

К тому же, - отмечают издатели, - для ясности понимания разбираемых вопросов автор, цитируя Священное Писание, использует не церковнославянский язык, на котором оно читается в храме за богослужением, но Синодальный перевод. Также следуя принципу «царского пути», митрополит Владимир искусно использует и фрагменты святоотеческих толкований тех или иных разбираемых мест Священного Писания. Цитируя многовековую святоотеческую мудрость уместно, он не засыпает читателя обилием цитат, но дает место и собственной мысли в виде духовного рассуждения, и место для мысли самого читателя. Наиболее часто упоминаемыми и цитируемыми отцами Церкви в данном томе являются преп. Ефрем Сирин, святители: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов и другие.

По словам издателей, митрополит Владимир не только проясняет трудные места библейского текста, но, как правило, обращается к Священному Писанию для уяснения нравственных уроков и изложения важнейших истин богословского и нравственного учения Православной Церкви. И главная из них проходит красной нитью через его проповеди и формулируется как Небесное родство, или усыновление Богу, дарованное нам во Христе Иисусе. Вот что об этом говорит владыка Владимир: «Чтобы сделать нас достойными Небесного родства и Его Божественного дара, адресованной нам благодати, Сын Божий стал подобен людям в образе Сына Человеческого. И теперь все мы, верующие в Господа, обогащены возможностью восстановить в себе подобие Божие, которое было утрачено Адамом и его потомками, если, конечно, сами не умалим и не пресечем это уподобление грехами, проявлением эгоистической злой воли и человеческой гордыни».

«Верующие люди, - продолжает архипастырь, - есть чада Божии, осознающие свое Небесное родство, принадлежащие Небу. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос дал всем людям образец добродетельного жития, указал путь, идя по которому каждый может достигнуть Небесного Царства, если постарается, если будет тверд в вере, деятелен в делах любви и милосердия, активен в добрых мыслях и начинаниях. Вот почему духовная радость рождается в сердцах всех пребывающих в вере в Господа, ибо каждый миг нашей жизни возвеличен сопричастностью к благодатному Небесному родству. Иисусом Христом усыновлены мы Богу и имеем благословение быть не только рабами, но и чадами Божиими». Здесь автор подразумевает известное различение трех чинов спасаемых: рабов, наемников и сынов. «Новый Завет, - говорит Владыка, - восстановил Божественное родство, при котором верные Господу не просто рабы или нарушаю­щие закон преступники, но возлюбленные чада Божий».

Впрочем, родство это нужно осознать, духовно дорасти до осознания этого великого дара, который мы имеем с момента Святого Крещения. «Ведь когда мы познаем веру и научаемся заповедям Господним, то - по словам автора, - становимся верными членами Православной Церкви, и обретаем достоинство Небесного родства». И в этом нам, в частности, помогает молитва. В одной из проповедей, собранных в данной книге, митрополит Владимир о молитве говорит следующее: «Если уж Сам Сын Божий, Источник спасения, часто молился, то как нужно молиться нам, грешным и недостойным и нуждающимся в этом спасении?! Апостол Павел призывает: непрестанно мо­литесь. Усердной молитвой мы должны начинать день и заканчивать его, с молитвой принимать пищу, молитвой ограждаться от всяческих бед, молитвой побеждать собственную греховность. Молитва есть источник всех благ, без нее жизнь христианская невозможна».

По словам Владыки, «молитва должна стать для нас не только обязанностью, но и жизненной потребностью, как воздух, которым мы дышим, как хлеб, который едим. Молитва укрепляет нашу веру, делает нас сильными в житейских невзгодах и испытаниях. Молитва позволяет постоянно думать и держать в памяти, что с нами Бог, наш Господь, Создатель, Небесный Царь и Промыслитель. Однако, - архипастырь напоминает нам слова святителя Иоанна Златоуста, «...от молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах». С другой стороны, без веры молитва превращается в празднословие. Молитва должна совершаться с верой, основываясь на сердечном смирении, незлобии, кротости и любви. Поэтому, - призывает автор, - будем непрестанно просить: «Господи! Научи нас молиться».
Ценность этой книги, помимо других ее плюсов, издатели видят в ее практической пользе с точки зрения постижения читателем каждодневного церковного богослужения. Перед посещением Божественной литургии читатель может заглянуть в церковный календарь, узнать, какой сегодня день после Пятидесятницы, и, открыв книгу митрополита Владимира, прочесть в слове на сегодняшний день и отдельные выдержки из читаемых за Литургией мест из Апостола и Евангелия на русском языке, и их доступное толкование. Усвоив вероучительный и нравственный урок, он пойдет на богослужение с четким представлением о том, чему посвящено сегодняшнее чтение, и будет осмысленно участвовать в богослужебной молитве. Небесполезной окажется данная книга и для священников, готовящих проповедь, и в целом, как надеется редакция, найдет своего благодарного читателя.
Телеканал "Союз"