Вектор «Курсора»

  • Автор обзора: Александр Балтин

Курсор. Виктор Петров.
М.: Вест-Консалтинг, 2023. – 256 с.


Курсор – сильное, мускульное слово, смыслообразующим вектором содержащее то, на что следует указать; космос «Курсора» (М., изд-во «Вест-Консалтинг», 2023) – сборника эссе Виктора Петрова – организован пёстро и ярко, с высверками мысли и плотной игрой огней ощущений. И, как указывает издательская аннотация, «является собранием суждений (эссе, статьи, интервью, фельетоны, заметки) о литературе».

Многоассоциативное плетение словес, созидающих мысль интересным интеллектуальным орнаментом, демонстрируется Петровым. Вот образец авторского письма-камертона:
«Степной орёл, нарезая круги, пластался над своим знаменитым собратом, что расправил крылья и озирал с высоты мелового кургана окрестные виды перед станицей Вёшенской. Майское разнотравье заплетало шаг, блескучий ковыль стелился под ветром... И вот он сам, кажущийся вблизи и снизу запрокинутым в небо, горделивый и наделённый невыразимо желанной для каждого из нас, живущих в этом мире, тягой к полёту, что порой счастливо поднимает от земли. Такое состояние было даровано не только рождённому здесь, в лазоревой степи, но и другим избранным... Суть-то не меняется – полёт по воле Слова, обозначаемый как литература, беспределен точно само небо, простираемое за окоём. И его глубокая синь, кажется, отсвечивает мерцанием монитора. И степной орёл вот уже чудится стрелкой курсора, что укажет, откроет тот или иной литературный текст...»
«Первоначальность слова» наименован первый раздел книги: и в словосочетании будто зреет плод очевидного: не-почтение к слову, не-слышание художественного, может быть, чревато для социума: постепенным расчеловечиванием, утратой… почти всего сущностного.

«Благословение, или Авторитет писателя» – беседы с Петровым, в которой, развёрнуто отвечая на вопросы, он расставляет чёткие акценты: что первично, что вторично.
Появление этих бесед поясняется самим автором следующим образом: «Так случилось, что последние пару лет мне доводится давать интервью порталу Издательского совета Московской Патриархии РПЦ.Все вопросы задаёт Татьяна Медведева, а я же в меру своего разумения готовлю на них ответы. Получается нечто с оглядкой на русскую классику в смысле фиксирования текущей литературной жизни».

Интересно вчитываться – особенно учитывая, что с большинством положений Петрова приходится соглашаться.

Крупные рассуждения о Тютчеве…
«Мирозданью современный» – название эссе словно высветляет тютчевскую суть: современник глобального, вечно длящегося процесса мировой истории и становления человечества, Тютчев не может утратить значения ни в какие времена, сколь бы насыщены негативом не были они.

Фраза строится просто.

Звучит музыкально, и, мыслью вовлекая в себя, требует неспешного вхождения в мир, предлагаемый Петровым.

«По ту сторону» расшифровывает коды символистов: «Русские символисты, как никто, приблизились к библейской знаковости Слова».

Так – находясь в безднах, провалах и воспарениях всем привычный – в пределе жизни – реальности: символисты столь мощно вглядывались и вслушивались в запредельное, что соприкосновение с той знаковостью, что заложена в речениях и стихах Библии, превращалось в сияющие поэтические своды: конкретные, но пронизанные непознанным.
О, к освоению оного стремится и Петров, достигая впечатляющих результатов в текстах эссе, составивших космос «Курсора».

Афоризмы рассыпаны по книге, блещут алмазной гранью: «Внезапность стихов и есть их подлинность».

Стихотворный опыт поэта находит отблеск в прозаических текстах, и, познав механизм возникновения поэтического слова сполна, поэт щедро делиться его устройством: таинственно-работающим, сложным.

Увы, много современный литературный мир подразумевает… перформансов…

Представлений, искажений, и прочего – полярно противоположного высотам слова: именно, разбирая многое из оного во второй части книги – «Аномалия», Виктор Петров… словно за руку хватает шутов, стремящихся, присосавшись к слову, решить свои личные проблемки.
А вот – разнообразные образы, слоясь и наплывая на данность, организуют дневник главреда: своеобразный отдел, книгу в книге, выделенную в отдельную статью…
Мерцают острова поэтов и прозаиков, чередуются их строки, и ощущения Петрова, сильно стакнутые с сущностью редакторской деятельности, передаются… пёстрыми перьями мысли.
Юрий Кузнецов – этот метафизик русского поэтического слова – рассматривается цельно и подробно: особенно акцентируется значение поэм Кузнецова, чей монументальный свод взращён евангельским миром…
Корни поэм!
И – корни мыслей Петрова, уходящие в глуби русской традиции.
Благородно блистает серебро Льва Аннинского.

О, тут серебро метафизического характера, разумеется, – и Петров, вспоминая, как получил от критика и литературоведа несколько неожиданный материал, щедро показывает краски литературной истории…

История и литература связаны – философскими узлами правды бытования на земле, что, чётко понимая, автор показывает блеск этих связей.
Кратко и точно рассматривает Виктор Петров поэзию Андрея Щацкова в эссе «Белые крылья первозимья»: насыщенную красками, тонкими линиями связывающую современность и историю: древнерусское богатство которого переливается яхонтами свершений и тугими тяготами многообразных испытаний; Петров подбирает точные цитаты: и пейзажная мера Шацкова словно получает новые оттенки, истолкованная поэтом.

Другой яркий представитель современного поэтического слова – Анатолий Аврутин, ему посвящено эссе «Звезда его имени»… Сгустками мысли, проницающими сущность снежно-прозрачной и возвышенной поэзии Аврутина, пишет автор, проникая в самые глубины кладовых поэтического богатства современного собрата из Минска.
Космос «Курсора» богат: и это тот случай духовно-интеллектуального богатства, которое щедро, как июльский ливень, предлагается всем…

Издательский совет