Венец лета
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Венец лета. Русские классики о православных праздниках
- Автор книги: иерей Сергий Дурылин
М.: Никея, 2019. — 1072 с.
«Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи», – так поется в тропаре индикта на церковное новолетие. Каждый год (или «лето» по-церковнославянски), состоящий из дней, недель и месяцев, представляет собой круг, а иначе – венец. В этот венец, как благоухающие цветы, вплетены праздники церковного календаря и память многих святых угодников Божиих. То или иное церковное событие года нередко находило свое отражение в произведениях русских классиков, многие из которых составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется –
«Венец лета. Русские классики о православных праздниках».
1. «Венец лета» - большой сборник русской классики, состоящий из произведений, посвященных годовому кругу церковных и народных праздников. Идея этой книги принадлежит известному писателю, священнику и литературоведу Сергею Дурылину. Цикл его стихов «Венец лета» лег в основу сборника, который после смерти автора дополнил новыми текстами исследователь его творчества Александр Галкин. Как он отмечает в предисловии книги, Дурылин соединил в себе талант писателя и литературоведа с глубокой религиозностью. Вместе с о. Алексеем Мечёвым он служил священником в московской церкви Николы в Кленниках на Маросейке, был духовным сыном одного из последних старцев Оптиной пустыни о. Анатолия (Потапова), в 1918-1919 гг. в Троице-Сергиевой лавре дружески общался с о. Павлом Флоренским и В.В. Розановым.
2. Вместе с тем Сергей Дурылин - ярчайший представитель искусства Серебряного века, со многими представителями которого он дружил. Поэтому неудивительно, по словам Александра Галкина, что именно такому человеку в труднейшие для страны годы, в 1918-м, могла прийти в голову несвоевременная и неуместная в тех обстоятельствах идея сборника, в котором круг православных праздников представлен глазами русских писателей и поэтов. В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится ветхая записная книжка в коленкоровой обложке размером с ладонь, исписанная выцветшими чернилами и карандашом. В ней, помимо ежедневных записей о посещении Оптиной пустыни и общении со старцем Анатолием, Сергей Николаевич набросал план художественно-публицистического сборника, указав имена писателей и названия произведений, которые могли бы его наполнить.
3. В настоящий момент, спустя сто лет, издательство «Никея» воплотило в жизнь замысел Дурылина, выпустив в свет книгу «Венец лета». Конечно, как говорит Александр Галкин, - это не совсем тот сборник, каким его задумывал сто лет назад Сергей Николаевич. Не все краткие указания и намеки Дурылина на источники удалось расшифровать. Ряд из них ныне практически недоступен. Некоторые указанные им произведения, напротив, стали общеизвестными и вошли в современные школьные хрестоматии. Вот почему они тоже не включены в этот сборник. Замечательно, по словам составителя, что Дурылин прекрасно знал классическую русскую литературу (включая мало известных широкому читателю писателей второго и третьего ряда) и одновременно был начитан в религиозно-богословской литературе. Именно поэтому его план включал не только художественные произведения, но и множество религиозных и исторических сочинений.
4. Вдумываясь в записи Дурылина и подбирая указанные им в плане книги (в том числе и его собственные произведения), Александр Галкин, как составитель этого сборника, попытался по возможности проникнуть в сущность замысла, и в этом ему, как ни странно, помог сам автор идеи. Дело в том, - говорит составитель, - что, набрасывая план этой книги, Дурылин тогда еще не знал, что позднее в значительной степени он сам реализует свой замысел в собственных сочинениях. С 1913 по 1932 год он начал писать поэтический цикл Венец лета». Это дурылинское название и послужило заголовком данного сборника. В этом незаконченном стихотворном произведении, стилизованном под народную поэзию, Дурылин объединил две темы: одна - круг православных церковных праздников, другая - народные праздники, неотделимые от природного сезонного цикла труда и отдыха русского крестьянина.
5. Таким образом, для Дурылина в его замысле была необычайно значима идея русской народности. Больше того, он был глубоко убежден, вслед за Достоевским, что характеру русского народа внутренне присуща подлинная религиозность, и это отличает его от любого другого народа. И поэтому писатель включает в сборник, например, главы из «Сказаний русского народа» Ивана Сахарова, или лекцию историка Василия Ключевского, в которой проходит идея народной религиозности, или стихи Алексея Апухтина о Севастопольской обороне. Все эти исторические события - гордость и боль русского народа.
6. Важно также еще и то, что церковные и народные праздники в понимании Дурылина не суть только радость и веселье. Ведь в сезонно-церковный круг входят, в том числе поминовения усопших, горестные события народной и личной жизни. Рождеству Христову и Крещению предшествует Рождественский пост, а светлому и радостному празднику Пасхи - покаянный Великий пост и Страстная неделя. Русский народ в целом и каждый христианин в отдельности должны вслед за Христом пройти крестный путь, взойти на Голгофу и духовно воскреснуть вместе с ним, а также стяжать благодать Святого Духа в день Пятидесятницы (Троицы) (и не только в день праздника!).
7. Вместе с тем Дурылин глубоко чтит Богородичные праздники. Божия Матерь издревле является заступницей и молитвенницей русского народа, так же как и святые преподобные, великомученики, мученики и юродивые. Среди них особо выделяются двое великих русских святых: преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. В память первого Дурылин был назван Сергием. Авторитет, пророческая миссия и величие второго не уступают народной славе первого. Летопись Дивеевской обители, повествующая об иноческом подвиге Серафима Саровского, и Житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием, - важнейшие части задуманного Дурылиным сборника.
8. Наконец, по замыслу Дурылина, нельзя отнять у читателя возможность еще раз насладиться потрясающими пейзажными зарисовками русской природы в разные времена года. В сборнике части «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето» открываются стихами признанных мастеров пейзажного жанра. В отдельную, заключительную, главу, под названием «О вере русского народа», вынесены художественные и публицистические тексты, выбранные Дурылиным по причине их исключительной значимости для его мировоззрения и творческого самосознания.
***
В этой книге вы найдете стихи, прозу, публицистику известных русских писателей, поэтов и мыслителей: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Хомякова, Ахматовой, Блока, Пастернака, Гумилева, Анненского, Цветаевой и других. Четыре раздела книги соответствуют временам года, а каждая из глав раздела посвящена одному из православных праздников и начинается с краткого описания его смысла, истории и традиций. Отрывки из прозаических сочинений самого Сергея Дурылина рисуют двунадесятые и великие праздники - как к ним готовится и как их празднует русский народ. Словом, в этой книге - больше 1000 страниц с лучшими произведениями, рассказывающими о вере, традициях и жизни русского народа.
Телеканал "Союз"/У книжной полки