Вера в Бога и любовь к Отечеству

  • Автор обзора: Федорчук Екатерина
  • Книга: Багряные ризы
  • Автор книги: Иртенина Наталья

Багряные ризы. Роман. Н.В. Иртенина
М.: Вольный странник, 2021. — 384 с.


Имя Натальи Иртениной — яркого писателя, историка и публициста, лауреата множества литературных премий, не нуждается в представлении. На страницах ее произведений читатель встречает важнейших героев русской истории, подвижников и святых Русской Церкви — преподобного Нестора, летописца земли русской, преподобного Андрея Рублева, святителя Тихона, Патриарха Московского, святых царственных страстотерпцев.

Новый роман Иртениной «Багряные ризы», вышедший в печать 2021 году, в 2020 году был удостоен первой премии литературного конкурса Издательского совета Русской Православной Церкви«Новая библиотека», посвященного подвигу новомучеников и исповедников российских.

В центре повествования романа подвиг святых мучеников, расстрелянных советской властью в годы Гражданской войны — священномучеников Иоанна Восторгова, Константина Голубева, Неофита Любимова, мученика Николая Варжанского. Кроме них в романе действуют еще около десяти невыдуманных героев — представителей русского духовенства.

В книге вообще мало выдуманного. Видно, что тема новомучеников для автора — главная, выстраданная, что историческая подоплека этих страшных событий знакома ей до мелочей, близка настолько, что Иртенина не боится показать святых во весь рост, не опасается того, что в ее книге вступят в противоречие художественность и документальность. Документальная основа дает возможность писателю-беллетристу из тревог, забот и заблуждений дня сегодняшнего задать вопрос праведникам дня вчерашнего. Особое место в книге занимает публицистика отца Иоанна Восторгова, мыслителя и праведника, который с первых шагов нового режима видел его антихристову сущность. Видел, говорил об этом и не боялся смерти. Не боялся ничего, в отличие от главного героя романа — Ивана Востросаблина. Но о нем чуть ниже.

Уверенной рукой художника Наталья Иртенина объединила разнообразные источники — мемуары, биографические исследования, «Красную книгу ВЧК», чтобы показать современному читателю другую Россию — страну мучеников, исповедников, праведников, героев без страха и упрека, Святую Русь, преданную, поруганную и забытую. Забытую в том числе ии литературой. Любой, кто пытался писать об истории Русской Церкви в XX веке не в научном, а в художественном ключе, сталкивался с удивительной, почти страшной немотой, которая сковала некогда великую русской литературу в XX веке, когда речь заходила о главном — о святости и грехе русского народа. Да, русские литераторы писали о Гражданской войне, но с той, красной, стороны, со стороны победителей. И творили красный миф, живой до сих пор. И делали это часто очень талантливо. И сегодняшний писатель, который хочет рассказать правду о новомучениках и их мучителях должен начинать с нуля, фактически, изобретать литературную традицию, которая могла бы противостоять идеологии «победителей». «Это тонны лжи, которые до сих пор присутствуют в учебниках истории, в литературе, в публицистике и в головах соотечественников. Эти авгиевы конюшни придется еще разгребать много-много лет», — поделилась своими размышлениями Наталия Иртенина в одном из интервью. И «Багряные ризы» очень ярко, наглядно показывают нам незнакомую революционную Москву, незнакомую Россию и для многих незнакомую революцию, начисто решенную романтического ореола, созданного в шестидесятые годы по соцзаказу. К власти пришли бандиты и страна была отдана в руки бандитов, забывших Бога. Точка. Посмотри, как они отвратительны. Не будет таким, как они. Нет и не может быть между Русью отца Иоанна Восторгова и Совдепией Ленина и Троцкого никакого примирения, никакого компромисса.

Главный герой книги Иван Востросаблин — человек, глазами которого читатель видит все происходящие события, лицо полностью вымышленное. Но в его судьбе собраны черты судеб многих людей его поколения, ставшими жертвами революции и, увы, порой ее орудием и оружием. Многие критики, которые писали о книге, да и сама Иртенина отметили, что Востросаблин — это просто взгляд, ходячая кинокамера, которая помогает нам погрузиться в атмосферу той эпохи. Это и так, и не так одновременно. Востросаблин, несмотря на деятельный характер, действует очень мало. Он все время стремится кого-то спасти, но не получается, не выходит. История идет своим железным путем. И в этом смысле главный герой «Багряных риз», действительно, только наблюдатель, а может быть, — зеркало, в котором отражается подвиг новомучеников. И тем не менее образ его необыкновенно важен для понимания замысла романа. Дело в том, что Вострослаблин — человек с червоточиной, если и зеркало, то кривое, с замутненным стеклом.

Он мечется между красными и белыми, на его совести черное пятно — убийство священника, его любимая досталась красному комиссару. И у героя, несмотря на его физическую силу и военную выправку (по виду — настоящий белый офицер, «ваше благородия») нет сил на то, чтобы спасти любимую, покаяться в собственном грехе. Нет сил на главное — чтобы склонить голову под епитрахиль и произнести всего несколько слов, которые могли бы спасти его погибающую душу. Почему? Да потому что главная тайная и главная трагедия этого героя — утрата веры в Бога. Он доверяет священникам, горько сожалеет о собственном злодеянии, на купола креститься, а в Бога не верует. Потому и в Церкви видит не Христа Распятого, а всего лишь ресурс легитимности, единственную законную власть, способ вдохновить народ на борьбу с супостатом. Хочет он видеть в Патриархе Тихоне нового Гермогена, вдохновившего Русь на борьбу со Смутой. Он готов пролить свою и чужую кровь для победа над врагом и не понимает, почему бесстрашные обличители и борцы с беззаконием отказываются благословить восстание против власти.

И в этой его слепоте — глубокая правда нашего времени. Вопросы, которые задает Востросаблин святым подвижникам — это вопросы, которые мог бы задать им современный человек, смутно верующий, едва ли хорошо знающий историю, заплутавшей между «правдой» красных богоборцев и Истиной Христовой.

Почему так получилось? — вопрошаем мы вместе с Востосаблиным. А ответ прост и сложен одновременно.

В XX веке распалось великое единство — единство веры в Бога и любви к Отечеству. Потому и Отечество наше так переродилось, что не узнать.

Ушла вера из душ русских людей, потому и поразил их паралич воли.

В куда же ушла вера отцов наших? И тут на примере главного героя мы получаем ответ парадоксальный: ушла его вера из-за вещей столь незначительных, что и причиной их назвать нельзя.

Верил в детстве, ходил на уроки Закона Божьего, учитель попался плохой. Ну и… все? Так просто?

Правильнее сказать, что Иртенина почувствовала глубочайшую тайну неверия — его безосновность, беспричинность. Оно рождается из пустоты и заполняет жизнь пустотой и нелепицей. Невозможно дать рациональный ответ на вопрос, почему Востросаблин утратил веру. Невозможно понять, почему он в пьяном угаре расстрелял священника. Зачем пил? Зачем дал волю беспричинной злобе?

Нет ответа. Нет причины. Тайна свободы человеческой. Но в этой последней человеческой свободе скрывается и великая надежда.

Прошлое Востосаблино сожжено его же грехом, настоящее — обречено на поругание. А в будущем Иртенина дарует своему герою покаяние, путь иноческий, не бой с врагом, но битву духовную. Нет оснований для такого исхода? Да, точно так же, как не было оснований для утраты веры в Бога.

И в этом финале — надежда на чудо, упование на милость Божию и на молитвы тех праведников, которые как светила небесные освещают мрак нашей грешной жизни. Вера в то, что их молитва не только сокрушила безбожное царство, но и нас хранит, наставляет на путь спасения, вера в то, что когда-нибудь именно Церковь Христова станет тем фундаментом, на котором мы сможем полюбить свою Отчизну.