«Видеть Бога как Он есть»

  • Автор обзора: Константин Ковалев-Случевский
  • Книга: Святые наших дней
  • Автор книги: митрополит Иларион (Алфеев)

Святые наших дней. Митрополит Иларион (Алфеев).
М.: ИД «Познание», 2021. - 680с.


Когда открываешь любую новую книгу митрополита Илариона (Алфеева), то заведомо готовишься к неожиданностям или к тому, что придется удивляться необычному взгляду автора на вполне обычные и даже привычные вещи. Так было с книгой «Иисус Христос. Жизнь и учение», само название которой, особенно переизданной в серии ЖЗЛ, показывало духовную смелость и уверенность митрополита в том, что читатель вполне подготовлен к откровенному разговору, планка которого поднята на самую предельную высоту. Было так и при знакомстве с каждым новым томом капитального, но легко читаемого труда «Православие», прикосновение к обложке которых напоминало медленное открывание старинных дверей, ведущих в храмовую сокровищницу мирового духовного наследия. То же самое можно сказать и о десятках других книг владыки, изданных не только в России, но и во многих странах, на разных языках мира.

Новая книга митрополита Илариона поражает с самого начала. Ибо автор с первой же страницы признается в любви – искренней и вселенской, добродушной и единственной: «В пятнадцать лет, – пишет он, – я очень сильно влюбился. Настолько сильно, что отступили на второй план все другие привязанности, симпатии и интересы: моя избранница просто вытеснила их из моего сердца, полностью заняв его собой, и я твердо решил связать свою жизнь только с ней». После первого удивленного вздоха читатель понимает, что автор признается в любви к Церкви, которую исстари святые угодники называли своею Невестой. Благодаря этой любви он смог найти и обрести все то, о чем решил теперь написать и поделиться с читателем.

Владыка сразу же расставляет важные акценты: он предлагает откровенный разговор на самые глубинные и сокровенные темы Русского Православия. Это – Святость, Вера, следование курсом Пути, Истины и Жизни, это личный опыт и передача сокровенных знаний тем, кто готов воспринимать и понимать их.

Но главное – форма. Она привлекает внимание с первых же строк. Мы встречаем здесь не просто богословские или даже философские рассуждения автора, обладающего уникальным кругозором и ретроспективной культурно-исторической памятью, способностью перерабатывать гигабайты знаний для формулирования важных принципов. В данной книге мы встречаемся как с дневниково-мемуарным жанром изложения материала, так и с подлинно художественными страницами, чтение которых удовлетворит любой, даже самый тонкий вкус. Можно сказать, что «Святые наших дней» это творческое произведение, которое по праву занимает место на грани перехода из жанра нон-фикшн в галерею литературно-художественных образов, а они, в свою очередь, не заменяют собой документальную реальность.

Мы не увидим здесь придуманных героев. И мы верим в приведенную автором прямую речь тех, кого он знал лично. Все в книге документально. Но вместе с тем, события глубоко осмысленны автором, изложены в особой стилистике современного русского языка. А ведь обладая глубокими знаниями языка церковно-славянского, митрополит Иларион мог бы создать произведение с особым оттенком церковной литературности. Но он ставит перед собой другую задачу – разговаривать с читателем на понятном ему обычном языке, даже если этот читатель живет в своей, мирской, реальности, в некотором отдалении от Православия.

На поверку перед нами предстают непохожие один на другой рассказы из жизни человека, прошедшего путь Церкви по самым сложным ее дорогам – не прямым и удобным, а тернистым и требующим особого напряжения и твердости духа. На этом пути ему встречались разные люди. Но автор решил рассказать пока лишь о тех, кого почитают в народе и называют просто – старцы. Рассказы написаны на едином дыхании, хотя легко предположить, что они задумывались и писались не один год. Художественно-документальный жанр, выбранный автором, создает особенный мир, в который читатель погружается, словно в свой собственный, переживаемый вместе с автором.

«Из тех шести людей, – пишет митрополит Иларион, – о которых пойдет речь, четверо уже причислены к лику святых, двое пока нет. Но для меня все они были и остаются носителями подлинной святости, их имена для меня священны». Называя их «святыми наших дней», митрополит Илларион выделил этих духовных учителей потому, что ему довелось встречаться с ними лично. Это выдающиеся подвижники нашего времени: архимандриты Кирилл (Павлов) и Иоанн (Крестьянкин), святитель Зиновий (Мажуга), преподобные Гавриил (Ургебадзе) и Паисий Святогорец, а также схиархимандрит Софроний (Сахаров). Автор бережно рассказывает о своих встречах с ними, предлагает читателю свои воспоминания о них.

Но этого ему кажется недостаточно. Он добавляет в повествование подробный документированный рассказ о их жизни и трудах. И здесь вновь на передний план у митрополита Илариона выступает принцип правдивости и даже в некоторой степени научности содержания повествования, которое никак не может быть основано на не проверенных сведениях. Так в книге появляются ссылки на источники. Проявляется характерный для митрополита Илариона способ изложения материала: всегда есть доказательства точности, чтобы не возникло даже намека на приукрашивание или конструирование реальности. Что было, то и становится предметом рассказа. И такой поход вызывает не просто доверие читателя, но и подсказывает – где и как найти дополнительный материал, что еще почитать, о чем подумать и в чем разобраться.

Внимательный читатель заметит, что все герои книги были монахами и своей подвижнической жизнью достигли духовных высот на пути монашеского делания. При этом автор еще в Предисловии обозначает важную деталь: «Это вовсе не означает, что святым может стать только монах. Среди святых, в том числе в ХХ веке, было и множество мирян, которые подвигом своей жизни и смерти засвидетельствовали верность Христу».

Почему же митрополит Иларион пишет здесь только о монашествующих? Во-первых, это близко лично ему, уже давно связавшему свою жизнь с монашеским обетом. А во-вторых, это связано с такими важными для церковной жизни понятиями, как «подвижничество» и «подвиг». «Слово “подвиг” не случайно употребляется по отношению к святым, – пишет митрополит. – Обычно этим словом обозначают какое-то разовое событие: например, если человек, рискуя своей жизнью, вывел ребенка из горящего дома, или если он закрыл грудью амбразуру, или если сложил жизнь на поле боя. Но бывает и подвиг иного рода, который длится в течение долгих лет. Людей, совершающих его, называют подвижниками, а их образ жизни — подвижничеством».

Именно монашество, по мнению автора, дает человеку многочисленные возможности для того, чтобы пойти путем подвижника. Монах ежедневно совершает подвиг самоотречения, он молится за мир и просит жертвенной любви к ближнему, проистекающей из пламенной любви к Богу.

Подвиг святости – не только история или прошлое. Это самое что ни на есть настоящее – об этом убедительно говорит автор, и это одна из главных идей книги. По его мнению, примеры подвижников нашего времени вдохновляют монахов и мирян нынешнего поколения. А это значит, что «путь к святости остается открыт и сегодня». Вот один из главных выводов автора данной книги, который замечает: «Христианский идеал обожения – не какой-то отвлеченный теоретический концепт, но то, чего человек может достичь в любые времена и эпохи».

Такое отношение к святости вдохновляет и оставляет читателю надежду и веру в то, что никогда не поздно встать на путь в сторону Церкви, избрать подвиг способом жизни на Планете Земля, а подвижничество – своей личной целью. В итоге где-то вдалеке любой человек может увидеть свет святости, а если еще и повезет, то встретить ее носителей – наших современников.

«Святые – это Божии избранники, – заключает митрополит Иларион. – Очень часто печать избранничества лежит на таком человеке с самого детства. Но совсем не всегда. Некоторые открывали для себя Бога в молодости или даже в зрелом возрасте. Дальнейшее зависело в значительной степени от того, насколько они были способны откликнуться на Божий зов».

Святость имеет свойство также передаваться из поколения в поколение, от учителя к ученикам. Автор считает классическим примером такой связи во времени подвижничество преподобного Силуана Афонского и старца Софрония. Сначала они впитали в себя многосотлетний опыт монашеской духовности на Афоне, а уже затем оставили после себя учеников, которые продолжают их подвиг. По мнению автора книги – митрополита Илариона – «золотая цепь христианской святости имеет своим началом Самого Господа Иисуса Христа, который явил людям высочайший духовно-нравственный идеал».

Читатель открывает для себя жизнь подвижников, образно пересказанную автором. Архимандрит Кирилл (Павлов) прошел через войну, где был на передовой. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пережил арест и лагерь, но главная часть его жизни был связана со Псково-Печерским монастырем, а его проповеди вошли в сокровищницу Церкви. Святитель Зиновий (Мажуга) подвизался в горах, на Кавказе. Преподобный Гавриил (Ургебадзе) после чудесного спасения, когда он фактически утонул в воде, служил в грузинской Бетании и попал по наущению противников православия в тюрьму и «психушку», после того как публично сжег портрет Ленина. Преподобный Паисий Святогорец после войны жил на Афоне и на Синае, оставив для потомков образцы удивительных духовных бесед. А схиархимандрит Софроний (Сахаров) обитал сначала на Афоне, а затем – во Франции и Англии, совершая подвиги пустынного уединения и богопознания, призывая паству «видеть Бога как Он есть».

Пересказывать жития современных святых, о которых повествуется в книге, не имеет смысла. Лучше прочитать саму книгу. Читателя ждет увлекательный рассказ, меткие замечания проявлений святости в повседневном общении, самобытные зарисовки отдельных событий, новые образы великих людей XX и XXI веков.

Издана книга неплохо, и весьма тактично, со вкусом иллюстрирована. Зачастую мы встречаем в ней впервые публикуемые фотографии из личного архива автора – самого митрополита Илариона. Это создает особый «уют» повествовательного пространства. Книгу приятно держать в руках, увлекательно листать, хочется подарить ее друзьям и знакомым.

Книга митрополита Илариона – глубоко личная. Но в то же время – она открывает перед широким читателем особый духовный мир, который вопреки утверждениям о своей скрытности от мирских забот, на самом деле – существует где-то рядом, является частью нашей общественной жизни. И к нему можно приблизиться, сделав простой шаг навстречу собственной совести, к Богу, приоткрыв двери храма, воспользовавшись опытом тех, кто сделал это давно и уже в наши дни стал образцом святости. Книга митрополита Илариона так и называется: «Святые наших дней». Они жили или живут рядом, где-то по соседству. Их можно встретить легко и просто, заметив их следы среди иных жизненных целей и ориентиров. Рассказ о них в этой книге на каждой странице подсказывает, что присутствует и не разгаданная тайна, и простая житейская мудрость, смысл которой лежит на поверхности. Надо лишь захотеть познать эти тайны. Ответ и помощь последует сразу же. Не случайно митрополит Иларион в завершение книги приводит слова архимандрита Софрония: «Святые – соль земли; они – смысл ее бытия; они – тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нее сила, удерживающая мир от катастрофы».

Вторя этим словам, можно отметить, что книга митрополита Илариона «Святые наших дней», стоит в ряду тех произведений и деяний, которые «удерживают мир от катастрофы». А что еще нужно сегодня, когда мы переживаем одну из самых беспокойных и непредсказуемых эпох в истории нашей христианской цивилизации!