Во что одеваются священники

  • Автор обзора: Протоиерей Михаил Браверман

233-800x450.png

Почему православные священники во время службы в храме носят необычные одежды-облачения? Интересная и познавательная для новичков, делающих первые шаги  в Церкви, энциклопедия «Православное богослужение» рассказывает об этом:


2a.pngЦерковь существует уже два тысячелетия, многое в ее обиходе сохранилось с самых древних времен. Например, повседневные одежды священнослужителей: длинные рясы («ряса» от греческого слова «расон», означающего «поношенная одежда») и подрясники. Священники Русской Православной Церкви носят на груди крест (восьмиконечный — из белого металла, либо наградные — четырехконечный из желтого металла, или же крест с украшениями), епископ носит панагию («всесвятая») — образ Спасителя или Богородицы.

Когда священнослужители служат в храме, они облачаются в особые священные одежды. Священные одежды для совершения богослужения полагались еще ветхозаветному священнику. Как и очень многое в Церкви, священнические облачения имеют символическое значение. Это можно проиллюстрировать образными словами апостола Павла о готовности вести духовную битву:

«Облекитесь во всеоружие Божие… возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие».

Итак, богослужебные облачения символизируют готовность служить Богу. А их красота обозначает неизреченную красоту Божьего мира, которому служит священнослужитель.

На формирование одежд священнослужителей повлияли как традиции отцов-пустынников, так и обычаи имперского церемониала, ведь, с одной стороны, священник должен учиться смирению пред Всевышним, а с другой — он служит Царю мироздания.

1-660x283.jpg

Одеяния православных священнослужителей: епископское (повседневное и богослужебное); священническое (повседневное и богослужебное); диаконское (богослужебное)

Священнослужители облачаются во все (с небольшими изменениями) одежды предыдущей ступени, а также надевают облачения, приличествующие конкретному сану.

Чтец одевается в стихарь — прямую («стихос» значит «строка, линия») длинную, с широкими рукавами одежду. Стихарь надевает и диакон. Стихарь, в котором служат священник и епископ, имеет узкие рукава и пошит из тонкой ткани, ведь его носят под другими ризами, и называется он подризник.

2a.pngБелый цвет стихаря напоминает о необходимости хранить чистоту жизни. Стихарь символизирует духовную радость от служения Богу, а также помощь Божию: «ризу спасения и одежду нетления (бессмертия)», как сказано в молитве, читаемой на облачение в стихарь перед служением литургии.

Надев стихарь, диакон надевает поручи, их за богослужением носят также священник и епископ.

Поручи символизируют служение Богу и соработничество с Ним. Ведь священнослужитель совершает таинства не своими руками, но силою и действием Святого Духа. Принадлежностью диаконского облачения является орарь — широкая длинная лента, носимая на левом плече. Тремя пальцами правой руки диакон приподымает орарь, приглашая нас к молитве (слово «орарь» происходит от греческого «ора» — «час», а по-латински «орарион» означает «молиться»). В качестве награды диакону вручается двойной (более длинный) орарь.

Основной частью богослужебной одежды священника, без которой не совершается ни одна служба, является епитрахиль, которую можно представить как обвитый вокруг шеи и соединенный вдвое орарь. Слово «епитрахиль» и означает «надетый на шею». Епитрахиль символизирует сугубую (двойную) благодать, которая дается посвящаемому во вторую священную ступень.

К одеждам священника относится пояс, выражающий готовность служить Богу и Его благодатную помощь. «Благословен Бог наш препоясуй мя силою», — так сказано об этом в молитве на облачение.

Фелонь (от греческого «плащ»), надеваемая священником, представляет собой плащ без рукавов, с прорезью для головы. Риза, в которую облачается епископ, называется саккос. Название этого облачения (от греческого «мешок») свидетельствует о том, что в древности это была простая накидка с вырезом для головы — в этом видна связь саккоса с фелонью. Со временем саккос изменился и приобрел рукава. В саккосе иногда изображается на иконе Господь.

«Великий Архиерей» — так называется этот иконографический тип. Символическое значение фелони и саккоса сходно, они символизируют силу правды Божьей. «Священники Твои, Господи, облекутся в правду», — говорит, облачаясь в фелонь, священник (все молитвы на облачение читаются перед служением литургии). Эти же слова, но уже с упоминанием архиерея, произносятся во время облачения епископа.

Слава Христа Бога сопряжена с Его умалением — снисхождением в мир, принятием страданий и крестной смерти, поэтому издавна толкователи литургии отмечали, что фелонь и саккос символизируют также багряницу, в которую одели Христа перед казнью, поручи — узы, которые были на руках Спасителя, а головной убор митра — терновый венец.

Отличительной деталью богослужебного епископского облачения является омофор — широкая лента, возлагаемая на плечи (само слово переводится как «наплечник»).

3a.pngЯ есть пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овец, — говорит Господь в Евангелии. Во время богослужения епископ обозначает Христа — Доброго Пастыря, Который пришел к заблудившемуся во грехе человеку, возложил его Себе на плечи и принес к Небесному Отцу. Епископ при богослужении пользуется посохом, который также символизирует пастырство.

Еще одна отличительная черта архиерейского богослужения — использование орлецов. Так называется круглый коврик с изображением парящего над городом орла. Ступая по орлецам, епископ во время службы словно бы ступает по духовному Небу.

В полное облачение, в котором служат на литургии или в особо важные моменты богослужения: вынос Креста и Плащаницы, входят еще набедренник (четырехугольный плат), — и палица (ромбовидный плат). Для священника это награды, обозначающие оружие — духовный меч, который есть слово Божье, нести которое в мир призван священнослужитель.

Во время богослужения священнослужители носят головные уборы: диаконы и священники — камилавки фиолетового цвета. Название произошло от слова «камилос» (верблюжья шерсть, из которой их когда-то изготавливали). Епископ служит в митре. По традиции Русской Православной Церкви митру в качестве награды может получить и священник. Скуфья (от греческого «скифос» — «чаша») — остроконечная шапка с четырьмя складками, образующими крест, является повседневным головным убором для всех священнослужителей.

Клобук, представляющий собой черную камилавку, покрытую «наметкой» — черной тканью, носят монахи. У архиепископа на клобуке изображение креста, белый клобук носит митрополит, а клобук Патриарха называется куколь, он сферической формы и сверху увенчан крестом.

Монахи облекаются в мантию — длинную накидку без рукавов с застежкой у ворота. Черная мантия имеет сорок складок, по числу дней, которые постился Господь.

Это напоминание о том, что монах призван вести постническую, подвижническую жизнь. Мантия епископа фиолетовая, митрополита — голубая, Патриарха Московского и всея Руси — зеленая. В мантию архиерей облачается, входя в храм для богослужения. Изображения крестов или серафимов, размещаемые на верхней части мантии и с инициалами архиерея на нижней, называются скрижали.

Когда-то на каменных скрижалях (плитах) были записаны десять заповедей Божьих. Именно Божьим законом призван руководствоваться архиерей в своем служении.

Больше об этом и о многом другом расскажет энциклопедия «Православное богослужение»


Источник: сайт издательства "Никея"

Теги: